- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Сегодня в нашей рубрике — компания Тинькофф [1], которая рушит стереотипы о банковских продуктах и сервисах. Это постоянный участник ежегодных рейтингов ИТ-работодателей, которые мы составляем на основе оценок компаний на Хабр Карьере: в рейтинге компаний [2] 2018 года они заняли третье место среди ИТ-гигантов, а в рейтинге по качествам компаний [3] 2019 года — седьмое. В этом году компанию оценили на 4,3 балла из пяти. Скоро увидим, какое место в рейтинге ей это принесёт!
На наши вопросы про найм, условия работы и корпоративную жизнь ответила Юлия Царева, руководитель фронтенд-разработки в Тинькофф Бизнес.
Кстати, не забудьте оценить своего работодателя на Хабр Карьере и рассказать о его достоинствах или недостатках! Оценка останется анонимной и поможет кому-то сориентироваться при поиске работы.
→ оценить работодателя [4]
Навигация по статье:
О компании [5]
О команде [8]
О технологиях [9]
Тинькофф — онлайн-экосистема, основанная на финансовых и лайфстайл-услугах, а также третий крупнейший банк страны по количеству активных клиентов (12 млн человек по всей России). Экосистема включает в себя сервисы, которые помогают легко решать все околофинансовые задачи: Тинькофф Банк, Тинькофф Бизнес, Тинькофф Инвестиции, Тинькофф Журнал и другие.
Это большая и сложная компания, некоторые особенности работы меняются в зависимости от бизнес-линии, специальности или даже команды. Ответы Юлии по большей части справедливы для фронтенда Тинькофф Бизнес.
Сотрудники ценят компанию за современные технологии, интересные задачи и за то, что Тинькофф помогает делать мир лучше. В этом году на Хабр Карьере компанию оценили более 70 человек, подробная оценка на картинке ниже, а «поклацать» и почитать комментарии можно по этой ссылке [10].
Стандартный рабочий день с 10:00 до 19:00. Так работает большинство коллег. Начало рабочего дня можно сдвинуть — начинать и заканчивать пораньше или попозже. Например, кто-то выбрал работать с 9:00 или, наоборот, с 11:00.
Перерабатывать никто не требует. Ну разве что случится что-то экстраординарное — например, новая фича должна заехать в срок в связи с изменениями законодательства. Некоторые сотрудники по своей инициативе вечером или в выходной берутся сделать что-то сверх рабочих задач. Стараемся следить, конечно, чтобы ребята не выгорали, отдыхать тоже важно.
Два больших монитора, компьютер на выбор PC или Mac. Раньше это были стационарные PC и Mac Mini, сейчас в основном ноутбуки — после самоизоляции стали больше ценить мобильность, возможность работать на том же устройстве из дома. Стол, стул, тумбочка — стандартные :)
У нас есть офисы в разных городах, условия в них могут различаться. Дальше я расскажу об офисе в Москве на Водном, где работаю сама.
По периметру панорамные окна — это что касается естественного освещения. Конечно, окон на всех не хватает, есть и искусственное освещение. В офисе есть бесплатный спортзал (тренажеры и групповые занятия), есть тренировки по футболу и некоторым другим видам спорта, Тинькофф Кафе, где можно пообедать бесплатно (и вкусно!), но во время пандемии оно закрыто.
Иногда в офис приходит какой-нибудь важный для многих специалист и можно попасть к нему в рабочее время. Например, были такие сессии с налоговым консультантом, врачом-офтальмологом и кардиологом.
С марта мы все на удалёнке. Можно выйти и в офис, если очень хочется, но это добровольно и по своему графику. Как будет дальше — пока сложно сказать, вероятно частично будет удалёнка, частично — работа в офисе.
Это сложный вопрос: у нас нет какого-то официального предела, дальше которого нельзя расти. Разработчик может прокачивать хард скилы, чтобы стать старшим разработчиком, ведущим разработчиком, техлидом команды, архитектором — это техническая ветка. Кто-то предпочитает управленческую ветку — можно стать тимлидом, юнит-лидом, функциональным руководителем (например, руководителем бэкендеров в такой-то бизнес-линии, ведь у нас матричная структура), CTO бизнес-линии. Кто-то переходит в бизнес: становится продактом или бизнес-лидером направления.
Это я описала по большей части в разрезе должностей. А есть дополнительные роли, которые можно на себя примерять и таким образом брать больше ответственности, расти, быть более заметным. Это менторы. Можно менторить новичка в своей команде, в другой команде и даже в другой бизнес-линии (такое тоже бывает). Можно менторить студентов на финтехе — это наша школа для студентов, где учим их современным технологиям и подходам в программировании и тестировании. Также есть интервьюеры на собеседованиях, деливер-менеджеры. Можно быть оунером какой-то общей библиотеки и продвигать ее в массы, составлять роадмап, помогать коллегам-пользователям.
Мы предоставляем ДМС со стоматологией, скидки на ДМС для родственников, страховка от несчастных случаев, корпоративные скидки на обучение иностранным языкам.
Есть свой спортзал с сауной. В «допандемийное» время была бесплатная столовая для сотрудников, надеемся, что скоро сможем и её посещать. Коллегам компания оплачивает 50% парковки. И ещё множество спецпредложений и скидок, но это уже не совсем соцпакет.
Есть годовая премия. Это не просто тринадцатая зарплата, как в некоторых других местах, а действительно зависит от достижений и может быть очень-очень приятной.
Есть и бонусы за разные дополнительные активности — рекомендации друзей, участие в конференциях, написание статей, Open Source и многое другое. Это приятно — ты вроде бы делаешь что-то, что интересно и тебе, и компании — развиваешь личный бренд, например. А потом получаешь новый айфон или что-то еще.
Есть доступ к обучающим материалам — корпоративные аккаунты на egghead, Angular University и т. п. Есть библиотека — книги бумажные и электронные, пользуемся через бота-библиотекаря в слаке, там же можно заказать новую книгу, ее купят и добавят.
В докоронавирусную эпоху в офисе проходили мастер-классы. Так, в прошлом году мы собирались на оффлайн-курс по продвинутому Angular от внешнего тренера, были подобные курсы по алгоритмам, производительности веб-приложений.
Также у нас есть свой тренинг-центр, который готовит различные учебные программы: курсы для тимлидов и других управленцев, тренинги по публичным выступлениям и переговорам, разбор управленческих кейсов (например, как давать обратную связь, как проводить один на один и т. п.). Иногда после работы проводятся и тренинги на отвлеченные темы — про work-life balance, экологию, здоровое питание и т. п.
Ну и, конечно, посещение профильных конференций, куда же без этого. Иногда даже зарубежные. Мне, например, удалось побывать на AngularConnect в Лондоне.
Что касается процессов, то мы практикуем постановку ИПР — индивидуальных планов развития. Обычно тимлид или куратор сотрудника помогает ему составить такой план. Цели выбираем «на вырост» и при этом применимые в работе, ну и по SMART.
Чаще всего три этапа: телефонный мини-опросник и две встречи. Первая встреча — техническая, вторая — с командами. На технической встрече кандидат встречается с двумя интервьюерами. Они могут быть из разных команд и даже бизнес-линий, не обязательно именно с ними предстоит работать в будущем. Здесь идея в том, что мы нанимаем человека в первую очередь в компанию, а не на конкретный проект (в конце концов, проекты можно и менять, расти, стартовать новые).
На вторую встречу зовем уже представителей конкретных команд, куда кандидат подходит по уровню, навыкам, локации. Могут прийти несколько команд, может одна. Ребята рассказывают о себе — что делают, какие планы, какие задачи будет делать новичок, какие особенности стека и технологий. Также могут задавать вопросы, но обычно это более высокоуровневые темы, чем на первом этапе (про хорошую архитектуру, работу в команде и т. п.). И, конечно же, кандидат может задать все интересующие его вопросы непосредственно у ребят, с которыми будет работать, выяснить насколько ему это подходит.
Тестовые на собеседованиях раньше давали, сейчас редко используем. Предпочитаем общаться лично и смотреть, как кандидат решает задачи, рассуждает.
Так чтобы сразу выкинуть — не знаю… Может быть токсичность. Если уже на собеседовании человек грубит или ведет себя не адекватно, то нам точно не по пути. Высокомерное, презрительное отношение к бывшим коллегам тоже не одобряю. Ну такое — все дураки, один я молодец.
На уровне компании есть бот, который в течение первой недели или двух присылает полезные материалы о компании, о наших процессах. Так новичок получает полезную информацию небольшими блоками, которые может быстро освоить.
На уровне бизнес-линий есть свои дополнительные материалы. Например, у нас в Тинькофф Бизнес есть чеклист, в котором описаны основные действия для тимлида / ментора и для самого нового сотрудника. Тимлид должен добавить новичка в определенные чаты, что-то рассказать, с кем-то познакомить. Для новичка описано, какие доступы проверить, какое ПО поставить, есть «гид» по полезным каналам в слаке и т. п. Когда все действия из чеклиста выполнены, новый коллега готов к работе.
Также тимлид или куратор в один из первых дней проводит небольшую встречку-презентацию для новичка, где рассказывает о разных возможностях и «плюшках» — о библиотеке, обучающих материалах и возможностях для обучения, как стать спикером или автором статей или ментором и т. д. Презентацию со всеми полезными ссылками потом тоже выдаем. Все это делается для того, чтобы уже с первых дней коллега вливался в наше Angular-комьюнити внутри компании и мог пользоваться всеми возможностями.
У нас кросс-функциональные команды — в каждую входят разработчики разных специальностей и тестировщики, а также технологи (считайте, что это как продакт, но немного более технический) — в общем все, кто нужен для разработки продукта на всех платформах. Раньше у бэка, фронта и других специальностей могли быть разные тимлиды. Сейчас мы пришли к тому, что тимлид один на всех — это единая точка входа для бизнеса, единый ответственный за все технические части продукта. Тимлидом может быть и разработчик, и тестировщик. Неважно кто, главное — один.
Также в команде опционально могут быть техлиды по функциям. Например, техлид фронтенда — более опытный фронтендер, который отвечает за техническую составляющую веб-приложений этой команды. Он помогает тимлиду планировать внедрение технических фич, уменьшать технический долг, менторить фронтендеров и т. д.
Команды разные по размеру, в среднем 4-6 человек (до 10). Слишком большие команды стараемся не делать.
Команду возглавляет тимлид — это технический специалист, разработчик или тестировщик. Тимлид отвечает за техническую составляющую проекта и за людей (мотивацию, развитие). Продуктовые специалисты отвечают за бизнес-составляющую продукта. Конечно, при оценке людей их мнение тоже важно и учитывается. Вообще, мы практикуем опросы 360. Но именно руководит командой всё же тимлид.
У нас нет жестких установок на этот счёт, мы не говорим «не чаще, чем в N месяцев» или «нельзя работать в команде дольше, чем N лет». Человек может сам инициировать смену команды — например, если устал, засиделся, хочет попробовать что-то новое, новую роль, новую область. Это решается с непосредственным руководителем. Мы всегда в таких случаях идем навстречу.
Также смена команды может произойти, если надо запустить новый проект — тогда сильным перспективным ребятам предлагаем перейти в новую команду. Или если проект закончился, но такое у нас происходит крайне редко, так как мы занимаемся разработкой долгоживущих продуктов.
Нужен баланс, сомневаюсь, что кто-то может ответить по-другому :) Я видела технически прокачанных ребят, которые не могли сработаться с коллегами и заказчиками. Иногда таким людям можно найти применение — особые сложные задачи + лид или коллега, который берет на себя остальное общение. Ну и давать фидбек, конечно, чтобы человек понимал, чего от него ждут.
Но и на одних софт-скиллах тоже не выедешь. Это хорошее приложение к технической экспертизе, которое открывает новые двери. Например, тимлидскую. Ну и выбирая ребят без опыта, конечно, отдам предпочтение проактивным и с горящими глазами.
Здесь очень многое зависит от команды. Но если наметить широкими мазками, то как-то так:
Есть командные встречи — дейли, ретро, «3 амиго», демо, ну и обсуждения каких-то актуальных проблем. Встречи один на один между лидами и сотрудниками. Встречи по ОКР, если команда использует эту методологию постановки целей.
Есть встречи для синков и обучения — например, на фронтенде раз в две недели бывают так называемые «Статусы фронтенда SME», там ребята рассказывают о крупных фичах, которые сделали, чаще технических, которые можно утащить в другие команды, об улучшениях (ускорили билды, уменьшили размер бандла и т. п.).
Также бывают более узкоспециализированные обучающие встречи — про CI для фронтов, о производительности веба, о настройке метрик и алертов. Конечно, ребята ходят туда по желанию. Все значимые встречи записываются, можно посмотреть видео позже.
Отдельно я бы выделила митапы и воркшопы. Например, мы проводим митап SME Tech, это внутренний технический митап для всего IT Тинькофф Бизнес. Они кросс-функциональные — там и бэкендеры, и фронты, и мобилка, и тестирование. Зовем коллег из других бизнес-линий, чтобы лучше узнать о банковских системах, ну и делимся своими наработками. Также сейчас готовим внутренний воркшоп по ML — на одном из митапов был доклад о применении ML на фронте. Выяснилось, что тема интересна, решили сделать более практический разбор.
Из стандартного — встречи один на один с руководителем, где можно обсудить проблемы, узнать настрой сотрудника и что-то предпринять. Стараемся сбалансировать задачи менее интересные и интересные, развивающие, учитывать склонности коллег.
Наш тренинг-центр проводит лекции / воркшопы о выгорании и work-life balance, туда может записаться любой желающий. Есть даже лайф-коучи! Опять же, тренинг-центр проводит обучение лидов и прочих руководителей, где выгоранию сотрудников уделяется особое внимание: как заметить, как предотвратить.
Из забавного — есть специальный T-Mood-бот, который периодически спрашивает про настроение, шлет забавные картинки. По этим данным руководители или эйчары могут что-то предпринять. Не знаю, как реагируют коллеги, я сначала отнеслась к идее бота скептически, но сейчас привыкла и это даже интересно.
Мы пишем на TypeScript (с 2015 года, я бы сказала, что мы перешли на TypeScript еще когда это не было так популярно как сейчас, и ни разу не пожалели).
Фреймворк — Angular. Стараемся поддерживать в своих проектах последние версии, сейчас это 9 и 10. Также у нас в Тинькофф есть проекты на React, но не в Тинькофф Бизнес. Соотношение фреймворков у нас примерно 50 на 50. У такого двоевластия фреймворков есть свои плюсы, но это уже выходит за рамки данного вопроса.
В качестве стейт-менеджера используем NGRX, также ресерчим Akita.
Библиотека UI компонентов у нас своя, очень классная, кастомизируемая, с хорошей документацией. Ребята, которые ее делают, написали уже много статей на Хабр о своих подходах и наработках.
Для тестов используем Jest, Cypress.
Во-первых, код-ревью обязательно. Сколько нужно обязательных апрувов и от кого — решает команда. Например, если в команде много неопытных джунов, то, возможно, они захотят сделать обязательным апрув хотя бы от одного более старшего коллеги или лида. Или, например, обычная практика — минимум два апрува. Для некоторых репозиториев бывает уместно настроить CODEOWNERS.
Во-вторых, мы всячески приветствуем участие в код-ревью всей команды, а не только лида. Чем больше ревьюеров, тем внимательнее посмотрят код, выскажут новые точки зрения. А еще это способ быть в курсе изменений, учиться у других.
В репозитории других команд тоже можно заходить и смотреть пулл-реквесты, оставлять комментарии. Конечно, этим не так часто занимаются, но у нас даже есть специальный канал, куда падают все пулл-реквесты фронтенда в Тинькофф Бизнес.
А еще у нас есть сайт с разными метриками по разработке, мы называем его «геймификация», потому что там есть и разные рейтинги. Так вот, там есть ТОП ревьюеров — общий + можно посмотреть, кто топ-ревьюер в команде, кто кого чаще ревьюит, выявить какие-то антипаттерны.
Как известно, легаси-код — код, написанный другими разработчиками ;) В этом смысле он есть… про процент затрудняюсь ответить. Есть проекты, которые находятся на стадии поддержки без активной разработки, а есть — где всё с нуля написано недавно.
Мне кажется, что здесь важен не процент, а то, как устроена работа с техническим долгом и вообще техническими фичами. У нас есть договоренность с бизнесом, что команда может 20% времени тратить на технические задачи. Дальше сама команда (вместе со своим техлидом) решает, что надо делать — что-то отрефакторить, поресерчить что-то новое или затащить известную техническую фичу.
Возможно, будет уместно еще про технические фичи рассказать. У нас в Тинькофф Бизнес несколько десятков приложений. Когда есть техническая фича, которую надо раскатывать на активные приложения, мы заводим эпик в Jira и заводим её на специальном дашборде с внедрением технических фич. Там каждая команда может видеть, что у них еще не сделано, и выбрать самое актуальное для них (перейти на Angular 10, внедрить бюджеты сборки и т. п.)
Оценивайте работодателей на Хабр Карьере, а если остались какие-то «области тьмы», которые мы не раскрыли в этом материале, то задавайте вопросы в комментах.
→ оценить работодателя [4]
У вас тоже крутая компания и вы хотите рассказать о ней в одном из следующих выпусков? Пишите нам на hr@habr.team [11]!
Автор: Хабр Карьера
Источник [12]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/news/358977
Ссылки в тексте:
[1] Тинькофф: https://career.habr.com/companies/tinkoff
[2] рейтинге компаний: https://habr.com/ru/company/habr_career/blog/432904/
[3] рейтинге по качествам компаний: https://habr.com/ru/company/habr_career/blog/501966/
[4] оценить работодателя: https://career.habr.com/profile/company_ratings/new
[5] О компании: #about-tinkoff
[6] Об условиях работы: #working-at-tinkoff
[7] О найме в Тинькофф: #tinkoff-hiring-process
[8] О команде: #about-tinkoff-team
[9] О технологиях: #tech-at-tinkoff
[10] этой ссылке: https://career.habr.com/companies/tinkoff/scores
[11] hr@habr.team: mailto:hr@habr.team
[12] Источник: https://habr.com/ru/post/528842/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=528842
Нажмите здесь для печати.