- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено

Всем привет, меня зовут Владимир Кузьмин, я руковожу проектом iFreedomLab (а то меня в прошлый раз обвинили в плагиате), мы расследуем бизнес скрытых мобильных подписок, разобрались с «Мегафоном» [1], изучили «Билайн» [2], дошла очередь и до Tele2.

Чуть сокращенная версия, если хотите прочитать полную, заходите к нам на сайт [3]. Некоторое избыточное количество ссылок связано с просьбой нашего юриста. Погнали.

Напоминаю сразу, что из «большой четверки» именно Tele2 – главный борец за честность. Эта концепция появилась сразу после смены владельцев со шведских на российских в 2014 году.

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 1

В начале 2017 года реклама с честностью Tele2 закончилась: была анонсирована новая рекламная концепция — «Другие правила».

Но честность вскоре вернулась: в марте этого года компания запустила рекламную кампанию с упором на честность своих новых тарифов. На официальном сайте компании открыт поддомен honest.tele2.ru [4] (honest — «честный»). Где крупно, белым по черному сообщается: «честные тарифы» и «у нас все честно».

А что с подписками?

Судя по комментариям, как минимум с 2015 [5] года на народных площадках Рунета регулярно появляются жалобы абонентов на подписки. И далее не прекращаются до сих пор. [6]

Скрытые подписки Tele2 — не существуют, но действуют?

Изучив жалобы пользователей в сети, я хочу отметить: подписочная кухня в Tele2 довольно сильно отличается от вполне схожих между собой, как мне кажется, практик «Мегафона [7]» и «Билайна [8]».

Оператор Tele2 развивает экосистему сервисов [9], многие из которых действительно могут пригодиться абонентам. Например, партнерство с сервисом Megogo.

Недопонятым сервисом стал «Образовательный портал» [10] от Tele2. Его открытие «засветилось» во многих СМИ.

Образовательный портал заполнен курсами от известных платформ GeekBrains, CSC, Stepik и Лекторума, за доступ к которым абоненты Tele2 должны заплатить 9 рублей в день.

Я поэксперементировал с подписками на курсы, возникло несколько вопросов. Основных — два. Первый вопрос: почему нужно платить 9 рублей в день за курсы, многие из которых доступны бесплатно на других сайтах [11]? Второй вопрос сложнее.

Курс «Азартная теория вероятностей» (почему он в категории «Личностный рост»?) на сайте «Лекториума» [12] стоит 2 000 рублей. На сайте Tele2 он доступен без дополнительной платы в рамках подписки за 9 рублей в день. Курс рассчитан на 2 недели, то есть обойдется обучающемуся в 126 рублей, то есть скидка составит 93,7%. Более того, в рамках пробной подписки можно вообще бесплатно загрузить себе все видео с курса.

Не понял истоки неслыханной щедрости, информации о партнерстве нет. Поэтому отправил запросы, для начала в GeekBrains и CSC, с просьбой прояснить условия сотрудничества этих платформ с Теле2, и от GeekBrains получили странноватый ответ:

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 2

Но даже сомнительные подписки, которые я встретил у Tele2, как мне кажется, заметно отличаются от операторов, попавших под наблюдение ранее. Если у них скрытые мобильные подписки выглядят скорее как хвост у ящера, который если что можно и отбросить со словами «вам показалось», то подписки даже от сторонних разработчиков у Tele2 оформлены в фирменном стиле оператора, их можно найти в официальном каталоге. Некоторые из них даже работают, расползаясь по шкале приемлемости от "компиляций из бесплатно доступного в Сети контента в милом дизайне" до визуально «годного сервиса».

Хотя, какими бы распрекрасными ни были сервисы и дизайны, главное все-таки – чтобы подписка была добровольной. А с этим случаются промахи.

Как и уже рассмотренные операторы, Tele2, судя по отзывам, практикует [6] все уже хорошо знакомые нам способы сомнительной продажи клиентам ненужных им услуг.

Доступна вся старая добрая классика в полном объеме, но компания позволяет себе и творческое переосмысление: не только новые названия для всего старого, но и внедрение блестящих ноу-хау в развитии сомнительных услуг.

Перечисленные особенности заставляют задуматься, во-первых, о гораздо большем внимании оператора к подписочному бизнесу по сравнению с «Билайном» или «Мегафоном», а во-вторых, — о руководящей роли в нем.

Еще одна важная черта истории с подписками от Tele2 – их максимальная запутанность, вопреки перманентно декларируемой честности и простоте.

Для тестов я использовал симку Tele2, купленную по случаю в Рязани, так как по слухам, Москва и Питер менее подвержены подписочному злу.

При ее покупке никаких дополнительных манипуляций/запросов/настроек не производилось. Уже на этом этапе исследования случился первый инцидент. Из двух подключенных в формате «пробный период бесплатно, потом платно» сервисов «Живой баланс» по истечении бесплатного периода вежливо отключился, а второй — «Мой помощник» — остался и превратился в платный. Ну и чтобы стало еще веселее: если «Мой помощник» (1 руб./день) отключить, вместо него самостоятельно подключается «Кто звонил» (60 коп./день). Бди, абонент.

Но это собственные сервисы оператора. А как поймать подписку на какой-нибудь страшно полезный контент?

Как поймать сомнительную подписку, версия от Tele2
До этого самым частым способом словить подписку было посещение замаскированного сайта с подпиской. Только в части случаев подписка как-то находилась сама. А вот у Tele2, кажется, никто не в силах объяснить, откуда в дебрях личного кабинета взялась подписка.

Еще более занятно, что, судя по отзывам абонентов Tele2, пользователи могут словить подписку, даже если их SIM-карта год лежала в столе отдельно от телефона.

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 3

Судя по народным отзывам, абоненты Tele2 сталкиваются со всеми известными способами получения скрытых подписок:

Именно последний способ — самый распространенный и наиболее творчески переосмысленный оператором Tele2, судя по отзывам в Рунете [6].

Вот свежие истории: апрель [23] этого года, вот май [24], вот июнь [25], вот уже июль [26].

У Tele2 подписочное хозяйство организовано крайне хаотично.

Хаос номер 1. Подписки

Запретное слово

Как сделать так, чтобы не было платных подписок? Запретить? Защитить? Перестать называть подписки подписками!

В абсолютном большинстве найденных [27]договоров-оферт дополнительные услуги именуются «подписками» [28] и/или имеют пометку, что данная «услуга [29] оказывается на условии подписки». [29]

Формулировка «Подписки» с обозначением трат на них встречается, но чаще абоненты видят некие «периодические списания». В отзывах нам встречалась формулировка «Разовые списания» [14]. А бывает при отсутствии «Платных услуг» просто «Платные подписки» [30] — прямо рядом. Абоненты вообще отмечают множественные пункты меню Личного кабинета, в которых могут быть запрятаны [31] платные услуги. [31]

Я подписался на сервис «Автоштрафы+». Она стоит 9 рублей в день. Есть еще просто «Автоштрафы» за 4 рубля в день.

За эти деньги абонент получает то, что он может в других сервисах получить бесплатно, зато за деньги и в миленьком дизайне. Особенно «полезны» ПДД в редакции 2017 года.

Затем проверил личный кабинет:

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 4

Подключенных платных услуг нет, есть ПЕРИОДИЧЕСКИЕ СПИСАНИЯ. Где заканчиваются «платные услуги» и начинаются «периодические списания»?

В договоре, меж тем, фигурирует однозначный термин — подписка [28].

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 5

Напомним, что говорят о самих себе в Tele2.
«Кроме того, Tele2 делает подключение услуг максимально прозрачным для клиентов. В личном кабинете — на сайте и в приложении — абоненты видят список подключенных сервисов и могут легко управлять ими. Обращения по теме контентных услуг в службу поддержки минимальны, и в любом случае мы всегда решаем вопрос в пользу клиента», заявили в пресс-службе Tele2. [32]

Дополнительные услуги: взболтано и смешано

Это уже не про запрятывание платежей за сомнительные услуги по разным разделам, а про запутанную систематизацию сервисов. Tele2 развивает целую экосистему сервисов для своих клиентов; однако вопреки понятию «экосистема», которое по определению подразумевает наличие некой «системы», предложения от Tele2 рассыпаны совершенно непредсказуемо по самым разным закоулкам их обширного хозяйства сервисов.

Так, в разделе финансовых услуг [33]среди перечисления платежных систем и финансовых продуктов я нашел такие предложения, как «муж на час» [34] и ветеринарные онлайн-консультации. [35]

Хаос с музыкой!

Кроме загадочных сервисов, даже вполне привычные для рынка мобильной связи услуги компания иной раз представляет так, что я несколько путаюсь. Так, простейшая услуга по замене гудков на музыку организована так, что я потратил день на то, чтобы с ней разобраться. Для нее существует десяток разных опций, которые регламентируются тремя договорами оферты (!). Кроме того, имеется еще бесплатное мобильное приложение «Гудок». Но с той же мешаниной бесплатно-платных услуг. Некоторые опции работают только в связках. Другие платные опции могут включаться автоматически (а таким же образом отключаться — не могут :)). И все это с кучей условий и оговорок. И вишенка на этом торте: дополнительные платные услуги на сайте предлагается включить БЕСПЛАТНЫМ запросом:

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 6

Да-да, «Гудок+» — это дополнительная платная опция к платной услуге «Гудок», которую, как вы видите, Tele2 предлагает подключить бесплатной командой.

Поиграем в платное/бесплатное

Добавляют красок в общение абонентов с компанией навязчивые сообщения с предложениями что-нибудь подключить. Речь идет о хорошо знакомых абонентам Tele2 выскакивающих модальных окнах с самыми разнообразными предложениями.

Эти «окошки» работают по технологии SIM Toolkit (по умолчанию встроено в OS Android), и у Tele2 есть несколько сервисов, которые построены именно на ней. Многие знакомы с подобного рода уведомлениями:

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 7

Например, это предложение на скрине от сервиса «Tele2-Меню» — любой абонент Tele2 найдет его в так называемом SIM-меню (да, и там можно подписаться на платные услуги) и он является бесплатным. А вот предложения, которые он вам присылает, платные. Нашел 166 актуальных предложений для «Tele2-Меню». По тому же принципу работает «Tele2-Тема» — и там почти 400 предложений. Они, согласно оферте, иногда платные, иногда нет. А еще есть «Tele2-Гид». И если у вас неосторожно подключена одна из этих бесплатных услуг, то у вас перед глазами постоянно крутится вот такой калейдоскоп всякой всячины с риском нечаянно ее прикупить, неудачно смахнув модальное окно.

Нарваться на платные услуги абоненты Tele2 могут в разных местах, о которых иногда и не подозревают. Компания не теряет возможности предложить своим клиентам что-нибудь дополнительное и платное, используя максимум технических, юридических (об этом ниже) и социоинжиниринговых наработок.

Подписки, которые не работают

Итак, подписки на самом деле не подписки, они очень сложно устроены юридически и запутанно описаны. Все бы ничего, но и работоспособность их бывает невысока.

В приложении Tele2 для смартфонов есть «Каталог приложений» от AppsClub. В рамках услуги абонентам предлагают установить себе приложения — игры, фитнес-помощники, и т.п. Такой же сервис есть у «Билайна», я его уже проверял и был им несколько возмущен, но он хотя бы работал.

Что предлагают: установить каталог приложений с ежедневной платой 15 рублей. И бесплатно пользоваться очень дорогими играми, стоимостью аж в 9 000 рублей, но со скидкой 100%. Правда, бОльшую часть приложений можно бесплатно скачать в PlayMarket. Владеет AppsClub контент-провайдер [36]BeMobi International c офисами в Сан-Пауло, Осло и Одессе.

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 8

Цены на простенькие мобильные приложения восхитили. Не все в курсе цен на видеоигры, за 10 000 рублей в Москве на маркетплейсе можно купить игровую консоль Nintendo Switch Lite с парой игр. А мобильные приложения для Android за такие деньги хоть и бывают, но, как правило, они призваны помогать владельцам зарабатывать деньги: вроде пособий для дантистов, ветеринаров или справочников по металлургии.

Не смог пройти мимо знакомого по расследованию о Билайне AppsClub и подписался. Тут что-то пошло не так. Подписка оформлена, а обещанное СМС с подробностями не пришло. Зато получил на почту уведомление о том, что я подписан на программу лояльности от Tele2 с названием «Больше». Почему? На каких основаниях? Где мой доступ каталогу приложений?

Не смог разобраться и обратился в техпо, которая также происходящее прокомментировать не смогла. Диалог:

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 9

Хотя как внезапно навязанная подписка, она вполне работает: абоненты рассказывали о внезапном подключении именно этой услуги [37].

Сверхсекретность
Тут я решил уточнить полный список подписок Tele2 и попросил коллегу задать этот вопрос техпо. Ответ был непритязателен:

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 10

С поиском списка коротких номеров с описанием услуг по ним (подписки привязаны к коротким номерам, как и другие сервисы) справился сам: в Tele2, как и у других операторов, подписки крепятся к коротким номерам, а на сайте можно эти номера проверить — так мы вычислили около 4,5 тысяч партнерских сервисов Tele2, имеющих о себе информацию на сайте компании. Кстати, делимся файлом [38].

Кстати, даже сюда попала информация не обо всех сервисах, которые прямо сейчас есть на сайте компании и в договорах-офертах и которых имеются короткие номера: не смог найти, например, «Спортивный [39] портал» [39], разработанный «Фабрикой мобильного контента» и представленный от имени Tele2.

В общем, похоже, полный список подписок от Tele2 — секретная тайна.

Итак, более 4 500 подписок! Часть номеров из списка обслуживают, например, банки или онлайн-кинотеатры, но львиная доля — это подписки от поставщиков контента.

Всевозможные подписки от них можно получать самыми разными способами: через СМС, USSD и голосовые запросы. Среди них — масса уже известных нам по другим расследованиям контент-провайдеров, активно практикующих бизнес сомнительных подписок.

И приятный дизайн, и тот факт, что многие сервисы от партнеров выполнены в фирменном стиле Tele2, на наш взгляд, в данном случае вовсе не являются плюсом. Визуальное единообразие скорее свидетельствует о том, насколько мощно интегрирован Tele2 в этот бизнес и насколько много он позволяет своим партнерам.

И тут мы подошли к главному — к партнерам. Потому что все сервисы Теле2 делают партнеры, и Теле2 этого совершенно не скрывает.

Хаос номер 2: поставщики и партнеры

Если верить Tele2, компания очень строго относится к выбору партнеров. В компании даже существует целый этический кодекс для партнеров. [40]

Многие из сервис-провайдеров Tele2 существуют на рынке мобильного контента много лет и широко известны в узких кругах: ООО «А1 Системс» (на него приходится почти 1 000 подписок из найденных нами [41]); ООО «ТД МЕДИА»; ООО «Брэдбери Лаб» — создатели вполне годного сервиса Tele2 TV и других работающих сервисов (среди учредителей, кстати, можно обнаружить Никиту Михалкова); ООО «Фабрика мобильного контента» (а вот этих по короткому номеру найти нельзя, но можно найти в офертах); ООО «ИМТехнологии»; ООО «ИНТЕК ГЛОБАЛ».

Несмотря на несколько вполне адекватных разработчиков современных сервисов, бОльшая часть из них — настоящие ветераны подписочного бизнеса [42], или, если говорить комплиментарно, рынка мобильного контента. Они существуют много лет, некоторые — с нулевых годов; они растут и развиваются вместе с этим рынком. Часть из них, например, периодически фигурируют в некоторых расследованиях подписочного бизнеса.

С Tele2 TV от ООО «Брэдбери Лаб» вообще интересная история: судя по отзывам, это в целом работоспособный сервис, установить его можно, скачав соответствующее приложение в Google Play или AppStore. Правда, в описании обновлений в AppStore он все еще называется Amediateka. Да и абоненты жалуются, что сначала они получают подписку, а уже потом скачивают приложение, чтобы от этой подписки избавиться. Поневоле задумаешься: возможно, именно поэтому приложение имеет более миллиона установок? Каким именно образом достигнут столь высокий показатель? Что возвращает нас к самому главному выводу относительно корректности предоставления мобильных услуг: каким бы прекрасным ни был сервис, подписка на него должна быть добровольной.

Поиски какой-либо информации о партнерских подписках и о том, как они работают, — процесс довольно нетривиальный. Например, техподдержка на вопросы о сервисах и их владельцах реагирует как-то странно:

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 11

Партнерки: все включено!

Классический вариант словить скрытую подписку — случайно ткнуть рекламный баннер или зайти на сайт, где абонента уже ждут с распростертыми объятиями и переводят на лендинг. Мы решили проверить, работает ли такая схема у Tele2? И похоже, классический вариант с партнерскими программами по незаметному навязыванию скрытых подписок у Tele2 также в ходу.

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 12

Вот и отзыв «поймавшего» «RedMusic»:

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 13

Хаос номер 3. Это не подписка, а мобильная коммерция

Этот способ «заработка» заставляет задаться вопросом: «А что, так можно было?»

Итак, внимание:

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 14

Теперь, кроме подписок и периодических списаний, деньги у абонента уходят на некие денежные платежи/мобильную коммерцию. В чем бонус? Абонент платит со счета мобильного, но это не подписка, поэтому контент-счет от нее не страхует и не защищает.

Напомним, что мобильная подписка в классическом смысле — это контент/сервис, предоставленный партнером, и инфраструктура (биллинг, короткие номера), которую дает оператор. Чтобы оплачивать эти сервисы, был придуман контент-счет.

А что же перед нами, если не мобильная подписка? Это «подписка, которая работает через мобильную коммерцию». Оператор предоставляет биллинг и короткие номера, но в случае с мобильной коммерцией используется другой способ оплаты, отличный от классической мобильной подписки, — денежный перевод со счета мобильного телефона через небанковскую кредитную организацию.

ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ (ОЭДС [43]) – это оператор по переводу денежных средств, осуществляющии перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета (перевод электронных денежных средств). В частности, в примере выше ОЭДС_10 – это ООО РНКО «Единая касса».

Поэтому где деньги потеряли — туда и пишите о возврате. Оператор к этому отношения не имеет. ГЕНИАЛЬНО!

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 15

Правда, подписка происходит через ресурсы самого оператора, отписка тоже… Но это сторонний ресурс, конечно.

Мы нашли целую группу ресурсов, жалобы на которые Tele2 может почитать в своих же группах в соцсетях. Но ведь это не мобильные подписки, да? Поэтому не считается, да? По нашему мнению, еще как считается.

Зато как удобно говорить, что вы тут не при чем:

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 16

Домены сложной судьбы

Абоненты Tele2 в рамках опции «мобильные платежи» активно «покупают» услуги странноватых информационных сервисов. Так как это не мобильные подписки (хотя оплата — за день использования), то контент-счет от них не спасает, оповещений никаких нет, и радость исчезновения денег настигает пользователей не сразу.

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 17

Мы выявили несколько доменов, за подписку на услуги которых дорого платят абоненты Теле2:

Но таких «сервисов» может быть гораздо больше, мы не рассчитываем, что нашли все. В перечне доступных абонентам сервисов их нет [52].

История этих доменов длинная, она насыщена событиями, сменами владельцев, знавала и временное забвение, однако в 2019 году они все выплыли из небытия, а в данных всех доменов сейчас значится кипрская компания DANESCO TRADING LTD [53], директор — Анна Правденко. Похоже, эта компания просто прикрывает имя настоящего бенефициара, но зачем же Tele2 допускает ситуацию, при которой абоненты такого крупного огосударствленного мобильного оператора покупают что-то на подобных ресурсах?

А дальше интереснее, потому что пользовательское соглашение этих сервисов показывает нам вовсе не кипрскую компанию. Договор пользователь заключает с ООО «Вива» или ООО «Хелги» (обе компании — из Нижнего Новгорода).

Бенефициар ООО «Вива» — Ваге Амбарцумян. «Вива» имеет неплохие доходы, хотя и расходы на 7 сотрудников весьма велики:

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 18

ООО «Хелги» тоже заработало более 100 000 000 рублей в прошлом году.

ООО «Вива» иногда действует в пользовательском соглашении от своего лица единолично (в случае с доменом checkyour.name [54]). А иногда и «Вива», и «Хелги» действуют на основании лицензионного договора с LemonBit Limited — юрлица, зарегистрированного в Ирландии.

Купил выписку из ирландского реестра:

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 19

Владелец LemonBit — резидент ЕС, Сергей Симахин, живет в Риге. Доходы LemonBit «скромны» — всего 4 миллиона евро за год.

Перемещаемся в Ригу. Там Сергей Симахин владеет половиной некоего OneClick SIA, баннерной сетки https://one-click.lv/ [55]. А кто же владеет второй половиной OneClick SIA? Правильно, Ваге Амбарцумян. Который, как мы помним, является бенефициаром ООО «Вива». Такая вот несложная схемка.

У LemonBit, кстати, есть еще 5 приложений в AppStore [56]: CheckName [57], Dok2PDF [58], Triplook [59], JinFile [60].com и FileXload [61], они тоже работают в паре «Хелги» + LemonBit и «Вива» + LemonBit.

Предположим, что схема просто нужна для бесшовного вывода денег в Евросоюз. И Tele2 ничего об этом не знает, потому что это сторонний ресурс.

Но и это еще не все! Чтобы отписаться от полезной подписки, например, от checkyour.name [54], нужно отправить СМС на короткий номер 659. Этот номер принадлежит провайдеру «ИНТЕК ГЛОБАЛ», Информационно-Развлекательная услуга «333_Sverh-oe_5». Тип услуги — подписка. Прямо задумались, как расшифровывается «Сверх-ое». Сверхполезное? Отличное описание сервиса.

Всего к «ИНТЕК ГЛОБАЛ» относится 96 подписок на сайте Tele2, в 2020 году компания заработала свыше 400 миллионов рублей.

Так подписка или не подписка? Что за сложная схема с юрлицами в ЕС? Как компания Tele2 может быть не в курсе, если отписываться надо через ее собственные номера?

Зачем оператор с госучастием допускает к работе со своими абонентами непонятные «многоходовочки» из разных юрлиц, части которых — вообще не в России? Учитывая, что на эти компании из Ирландии не один и не два раза жаловались его абоненты?

Более глобальные вопросы, как это часто бывает, риторические: если столько жалоб, то почему не отключить всем абонентам денежные платежи по умолчанию, а включать тем, кому они действительно нужны по запросу? Ррраз — и абоненты под надежной защитой! Или, например, запрашивать СМС-кой согласие? Несложно, но тоже убережет абонента.

Перечисленные домены трудной судьбы от «Хелги», Ленмонбита и «Вивы» — это далеко не полный список того, но что могут попасться абоненты.

Например, вот сервис https://adfix.pro/ [62], на который абоненты Tele2 «натыкаются» в рамках все той же мобильной коммерции. Сайт, кстати, заявляет, что они работают также и с «Мегафоном» и МТС, но подключиться к нему с использованием SIM-карты этого оператора нам не удалось. То же самое произошло при попытке использовать SIM-карту МТС.

Сервис во всех отношениях полезный, особенно понравились фотографии из фото-стоков [63], использованные в качестве аватарок для горячо рекомендующих сервис пользователей.

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 20

На сайте Adfix мы выяснили, что договор пользователь заключает с ИП, зарегистрированным в 2020 году. Видимо, индивидуальный предприниматель Шорин А.А., с которым абонент заключает договор оферты, трудится не покладая рук над своим продуктом.

Tele2, на вопрос, кому принадлежат короткие номера сервиса AdFix 1591 и 2583 (их нет в базе из 4 500 номеров, но они указаны в оферте),

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 21
Ребят, а вы там сами в курсе, что у вас происходит?
Ребят, а вы там сами в курсе, что у вас происходит?

Хаос номер 4. Защита

В борьбе за защиту своего баланса абонента Tele2 также ждет масса дополнительных препятствий. Часть сервисов — мобильная коммерция, ее можно отключить. Но иногда абоненты ею пользуются и отключать не хотят. А как насчет защиты от классических подписок Сервисы защиты есть, и они полностью поддерживают стиль Tele2: их много, они находятся в неожиданных местах, они непонятно описаны, и что в конечном итоге дают абонентам — также не очень понятно. Своеобразием многочисленных сервисов по защите от платных подписок и особенностями их работы восхищались и абоненты Tele2 [64] на народных площадках Рунета: в Личном кабинете есть, например, опция «Защита от случайных подписк» (бесплатно) и «Защита от платных подписок в интернете» (2 руб./день). Кроме того, абонентам предлагается некая защита за 4 руб. в день [65]. А также «Безопасный режим» за 6 руб. в день. [66]

Мы тоже попробовали поставить запрет на нежелательные подписки, выбрав систему «Безопасный режим» за 6 рублей:

Скрытые мобильные подписки Tele2: разбираемся, как все устроено - 23

Действительно, надо быть внимательным: отключили нас только от каких-то WEB-подписок, что бы это ни значило.

Да и по свидетельствам пострадавших абонентов [18], запреты так хитро организованы, что попросту не работают.

Например, от надоедливой истории с модальными окнами абоненты Tele2 могут отказаться, но через SIM-меню, а не в личном кабинете.

Какой такой контентный счет?

Пострадавшим от скрытых мобильных подписок часто советуют подключить контентный счет.

Напомним, понятие контентного счета было введено законодательно в 2014 году как раз для борьбы со скрытыми подписками. Согласно новой редакции закона, все дополнительные услуги сотовых операторов должны оплачиваться со специального контентного счета, который абонент должен специально открыть и целенаправленно внести на него деньги. Если счета нет или он пуст, никакая платная услуга оказываться не может.

Кстати, контентный счет в Tele2 подключается только в офисе и только с паспортом, в отличие от того же «Билайна», где это можно сделать командой онлайн.

В прошлом расследовании я обратил внимание на то, что плата за некоторые подписки «Билайна», даже партнерские, списывается с основного счета и контентный не работает. У Tele2 это качественно переосмыслено.

Объяснение находится в договорах оферты (они же — правила оказания услуг) [27]. Они составлены таким образом, что абонент не имеет шанса отказаться платить за дополнительную услугу: там предусмотрено все, чтобы никакой контентный счет не помешал списанию средств с основного счета абонента.

Согласно некоторым офертам, дополнительные услуги оплачиваются сразу без экивоков с основного счета:

Публичная оферта, Правила предоставления услуги «Подписка на Сервис «Услуга Гудок» для Абонентов Оператора Tele2, п. 10: [67]

Оплата услуги «Подписка» и опций «Подписки» осуществляется за счет ранее авансированных денежных средств в оплату услуг связи и отраженных на лицевом счете Абонента.

Правда, и соблюдение закона с контентным счетом тоже не будет панацеей — приведенные на сайте оферты предполагают, что деньги будут списываться с основного счета, если контентного нет: Правила предоставления услуги «Доступ к «Образовательному порталу Tele2» для [29] Абонентов Оператора Tele2, п. 9: [29]

Оказание Услуги осуществляется на условиях подписки: плата для Абонента за пользование услугой устанавливается в размере 9 (девяти) рублей 00 копеек в день, включая НДС. Плата списывается Оператором с контентного лицевого счета Абонента, а при его отсутствии — с основного лицевого счета Абонента ежедневно за каждый день предоставления услуги.

Но, кажется, самое прекрасное в том, многие же оферты содержат разрешение загонять абонента подписками в долги:

Правила на предоставление услуги «Подписка на Сервис «Tele2 игровой портал» [68] Абонентам Оператора Tele2 (далее — Абонент), п. 13: [68]

В случае невозможности списания с лицевого счета Абонента денежных средств за использование услуги «Подписка» в полном размере (в силу отсутствия достаточного количества денежных средств на лицевом счете Абонента), услуга «Подписка» может быть предоставлена Абоненту с последующей дотарификацией.

Выводы

Весьма важная в контексте темы ремарка о виртуальных операторах, вроде «Тиньков Мобайл» и «Сбер Мобайл»: «В 2017 году Tele2 становится лидером в развитии MVNO в стране. MVNO — это виртуальный оператор мобильной связи, который пользуется инфраструктурой другого оператора, чтобы продавать услуги под собственным брендом. Tele2 является единственной в России «фабрикой MVNO», доказывая, что собственного оператора могут иметь банк, сеть супермаркетов, футбольная команда, блогер и медийная личность. Tele2 запускает виртуальных операторов с «Ростелекомом», Сбербанком, «ТрансТелекомом», Тинькофф Банком. В декабре начинает работать MVNE-платформа Tele2: она позволяет поставить создание виртуальных операторов на поток»,это цитата из собственного блога Tele2. [69]

Напомню довольно известный факт: MVNO-операторы не страдают сомнительными подписками. Ни те, которые работают на сетях Tele2, ни Yota, которая работает на сетях «Мегафона».

Т.е. развернутые на технической базе Tele2 виртуальные сети каким-то непостижимым образом могут блокировать абсолютно любые подписки.

Вероятно, объяснить это можно только «социальной ответственностью» больших операторов перед абонентами, о которой они так любят докладывать у себя на сайтах, в годовых отчетах и на пресс-конференциях.

Поэтому в качестве вывода:

  • Без скрытых мобильных подписок (и мобильной коммерции) жить можно, и по моему искреннему мнению, даже нужно. Это доказывают даже виртуальные операторы, работающие на сетях Tele2.

  • Пламенеющая честность в маркетинговых слоганах мобильных операторов, видимо, не связана с политикой в сфере скрытых подписок.

  • Практикуемые у других операторов схемы со скрытыми мобильными подписками, как мы увидели, действуют и у Tele2.

А вот использование мобильной коммерции для создания «подписок 2.0» кажется нам тревожным симптомом, пока мы не видели жалоб от абонентов других операторов, но если вы с этим сталкивались — напишите на info@ifreedomlab.net.

Хотя оператор открещивается от участия в этом, но в таком случае непонятно: как эти «сервисы» продолжают не первый день существовать, несмотря на потоки жалоб на них со стороны абонентов.

[моё] [70] Подписка [71] Сотовые операторы [72] Теле2 [73]

Автор: Владимир

Источник [74]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/news/366753

Ссылки в тексте:

[1] «Мегафоном»: https://habr.com/ru/post/550448/

[2] «Билайн»: https://habr.com/ru/post/563260/

[3] на сайт: https://podpiski.ifreedomlab.net/tele2/

[4] honest.tele2.ru: https://honest.tele2.ru/

[5] 2015: https://pikabu.ru/story/tele2_i_podpiska_na_oboi_3847323?utm_source=linkshare&utm_medium=sharing

[6] не прекращаются до сих пор.: https://pikabu.ru/tag/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8/hot?q=%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B52

[7] Мегафона: https://podpiski.ifreedomlab.net/megafon/

[8] Билайна: https://podpiski.ifreedomlab.net/beeline/

[9] экосистему сервисов: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/26/01/2017/5889f2719a7947b8c5f38c75

[10] «Образовательный портал»: https://skill.tele2.ru/

[11] бесплатно на других сайтах: https://gb.ru/courses/1209

[12] на сайте «Лекториума»: https://project.lektorium.tv/probability

[13] внезапные смс о подключении неведомой услуги: https://dimsog.ru/post/tele2-podklyuchaet-platnye-podpiski-moy-opyt

[14] «опечатки» в USSD-запросах : https://pikabu.ru/story/tele2_nakazyivaet_za_opechatki_7612207

[15] подключения сервисных услуг: https://pikabu.ru/story/priyatnosti_ot_tele2_7146314

[16] баннеры со встроенной кнопкой подписки (классика: https://pikabu.ru/story/moy_lyubimyiy_tele2_4385063

[17] подписки через сервис с модальными окнами «Tele2-Тема»: https://pikabu.ru/story/o_tele2_ili_vyi_sami_podklyuchili_yetu_uslugu_4345087

[18] некоторых случаях оказывается даже не подключен: https://pikabu.ru/story/nikogda_takogo_ne_byilo_i_vot__opyat_8174477

[19] сервисных сообщениях вроде проверки баланса: https://netoly.ru/sotovaya-svyaz/chto-za-nomer-2317743-3846002-i-kak-v-tele2-otklyuchit-podpisku-na-hobby-fun-i-top-folms/

[20] отсутствие: http://tele2centre.ru/otzyvy-tele2/skolko-mozhno-obmanyvat-lyudej.html

[21] бесплатным периодом;: https://pikabu.ru/story/platnyie_podpiski_avtomatom_teper_i_u_tele2_5926738

[22] обнаруживает, что со счета пропали деньги: https://pikabu.ru/story/prodolzhenie_o_podklyuchaemyikh_uslugakh_tele2_6385868

[23] апрель: https://pikabu.ru/story/o_desyati_rublyakh_8137783

[24] май: https://pikabu.ru/story/tele2_to_chto_stalo_u_nikh_normoy_8238262

[25] июнь: https://vc.ru/claim/260322-tele2-obnaruzhil-podpisku-kotoruyu-ne-podklyuchal

[26] июль: https://pikabu.ru/story/kak_tele2_podklyuchaet_platnyie_uslugi_i_boyatsya_pikabu_resheno_8324224

[27] большинстве найденных : https://spb.tele2.ru/entertainment/all-services

[28] именуются «подписками»: https://msk.tele2.ru/api/media/content?contentId=m4100060

[29] «услуга: https://spb.tele2.ru/api/media/content?contentId=m4100013

[30] «Платные подписки»: https://pikabu.ru/story/tele2_vyi_okhreneli_7482540

[31] множественные пункты меню Личного кабинета, в которых могут быть запрятаны: https://pikabu.ru/story/tele2_tyi_okhrenel_lyudi_budte_vnimatelnyimi_6910471?

[32] заявили в пресс-службе Tele2.: https://www.comnews.ru/content/215104/2021-06-22/2021-w25/skrytym-podpiskam-obyavili-voynu

[33] разделе финансовых услуг : https://f.tele2.ru/

[34] «муж на час»: https://urist24.pro/tele2-multiservis/muzh-na-chas

[35] ветеринарные онлайн-консультации.: https://urist24.pro/tele2-multiservis/animal-phone

[36] : http://appsclub.tele2.ru/message/OMS_PLATFORM_NOT_SUPPORTED

[37] внезапном подключении именно этой услуги: https://pikabu.ru/story/skolko_mozhno_tele2_6109477

[38] делимся файлом: https://podpiski.ifreedomlab.net/wp-content/uploads/2021/08/tele2_podpiski_17june2021.xlsx

[39] Спортивный: https://sport.tele2.ru/

[40] этический кодекс для партнеров.: https://msk.tele2.ru/api/media/content?contentId=m3040034

[41] найденных нами: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1pshnb5cLVxj8oe5afKu0uHXBdfzG-Z7OMN-tOsJHl5c/edit#gid=1180622833

[42] подписочного бизнеса: http://cellular.dailystorm.ru/

[43] ОЭДС: https://f.tele2.ru/op/

[44] https://checkyour.name/: https://checkyour.name/

[45] https://infoportal.me/: https://infoportal.me/

[46] https://rudatingclub.com/: https://rudatingclub.com/

[47] https://jinfile.com/: https://jinfile.com/

[48] https://x-dating.name/: https://x-dating.name/

[49] https://shtrafoff.net/: https://shtrafoff.net/

[50] https://pushdata.net/: https://pushdata.net/

[51] https://myinfo.name/: https://myinfo.name/

[52] их нет: https://f.tele2.ru/category.html

[53] DANESCO TRADING LTD: https://danesconames.com/

[54] checkyour.name: http://checkyour.name/

[55] https://one-click.lv/: https://one-click.lv/

[56] AppStore: https://apps.apple.com/ru/developer/lemonbit-limited/id1501504552

[57] CheckName: https://apps.apple.com/ru/app/checkname/id1504895183

[58] Dok2PDF: https://apps.apple.com/ru/app/dok2pdf/id1460386894

[59] Triplook: https://apps.apple.com/ru/app/triplook/id1322687034

[60] JinFile: https://apps.apple.com/ru/app/jinfile-com/id1467611319

[61] FileXload: https://apps.apple.com/ru/app/filexload/id1468773238

[62] https://adfix.pro/: https://adfix.pro/

[63] фотографии из фото-стоков: https://crello.com/unlimited/stock-photos/188464323/stock-photo-woman/

[64] восхищались и абоненты Tele2: https://pikabu.ru/story/podpishites_na_zashchitu_ot_podpisok_8313141?utm_source=linkshare&utm_medium=sharing

[65] защита за 4 руб. в день: https://pikabu.ru/story/tele2_shutit_6858246?utm_source=linkshare&utm_medium=sharing

[66] «Безопасный режим» за 6 руб. в день.: https://pikabu.ru/story/brat_tebe_kryisha_nuzhna_7187319

[67] Публичная оферта, Правила предоставления услуги «Подписка на Сервис «Услуга Гудок» для Абонентов Оператора Tele2, п. 10:: http://gudok.tele2.ru/info/public-offer

[68] Правила на предоставление услуги «Подписка на Сервис «Tele2 игровой портал»: https://games.tele2.ru/info

[69] это цитата из собственного блога Tele2.: https://spb.tele2.ru/journal/article/tele2-history-part-3

[70] [моё]: https://pikabu.ru/search?n=16&r=3

[71] Подписка: https://pikabu.ru/tag/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0/hot

[72] Сотовые операторы: https://pikabu.ru/tag/%D0%A1%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B/hot

[73] Теле2: https://pikabu.ru/tag/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B52/hot

[74] Источник: https://habr.com/ru/post/571256/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=571256