- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Спасибо за статью habrahabr.ru/post/191210/ [1]! Хорошую тему подняли.
Поделюсь и своим опытом. Ниже — идентичное содержание и первой, и заключительной лекции в программе подготовки стажеров.
В программировании, помимо ЭВМ, методик и софта с разных сторон, есть еще такой ключевой элемент, как программист.
Почему он самый главный? Потому что, как знают многие, большую часть решений можно создать без ЭВМ, без методик и без софта – карандашом на бумаге или вовсе в воображении. А без программиста создать программу нельзя. Потому что он, программист, как раз программу и создает. О нем, о программисте, как о решающем факторе, и поговорим.
Станочник ознакамливается с конструкцией станка до начала работы. Автомобилист изучает устройство автомобиля, его механику и физику, хотя бы на базовом уровне. Швея изучает швейную машинку. Многие художники практически знакомы с поведением ворса на различных видов кистей в различных условиях, с разной силой нажима и углом прикосновения…
Для создания программ ЭВМ программист помимо прочего использует устройство /dev/brain, также известное в миру как головной
Помимо аналитической части, принципы работы которой до сих пор малоизвестны и сомнительны, основные функциональные части /dev/brain – это каналы восприятия и память. В том числе “оперативная память”, работу которой можно ассоциировать с
Так получилось, что каналы восприятия соответствуют разделам памяти, и имеют некоторые связанные свойства. Используя тот или иной канал восприятия – задействуется соответствующий вид памяти.
Кинестетическое восприятие – то, что можно ощущать. По прежнему, лучшим способом передачи информации между поколениями является подзатыльник.
Визуальное восприятие – то, что можно увидеть. Демонстрация обнаженной женской груди часто срабатывает как решающий фактор при принятии жизнеопределяющих решений.
Аудиальное восприятие – то, что можно услышать. Отсутствие шума, музыка, слова коллег, обсуждение, поорать на кого-то или послушать чьи-то вопли – это все отсюда.
Самая сильная. В детстве будущего физиолога Павлова укусила собака. Собака укусила и позабыла. А Павлов вырос и не позабыл…
Не знаю, как охарактеризовать объем. Скорость доступа – наивысшая, этот механизм очень близок к инстинктам и рефлексам.
Имеет самый большой объем. Скорость доступа, пожалуй, ниже средней. Однако, как будет показано ниже, имеет огромнейшие просторы для применения, и является наиболее эффективной.
Простой тест, чтобы хорошо понять это. Вы можете вспомнить лица практически каждого человека, с которым когда-либо встречались в свой жизни. Представляете, какой это объем информации? Причем вспоминание займет 1-2 секунды.
Для решения задач программирования – вполне приемлемые, и даже отличные параметры.
А здесь у разных людей по разному. У кого-то она развита хорошо, а у кого-то не развита вовсе. Но всем полезна. Каким образом – покажу ниже.
Абстрактному
Имеет самый маленький объем! Человек в состоянии одновременно удерживать в голове от 3 до 7 абстрактных фактов. Если его фамилия не Вассерман – в тот момент, когда он попытается учесть восьмой фактор в анализируемой системе – из области логической видимости пропадет один из ранее актуализированных.
И все это можно и нужно учитывать.
Покажем, каким образом каналы восприятия работают в различных случаях из работы программиста.
Самый частый и самый низкопроизводительный случай. Программист сидит и тупит в монитор. Читает тексты на разных языках, ищет что-то, пытается что-то решить. При этом основной используемый ресурс – это абстрактное решение. Поэтому продукты, действительно, гениальны, но приходят они с огромными временными и энергетическими затратами. Это самый низкоэффективный из всех кейсов.
Как избавиться от проблемы тупления в монитор?
Весьма просто. Достаточно поместить часы в область зрения, и каждые 20 минут обязательно покидать рабочее место на 10 минут. Хорошая идея – занять это время физическими занятиями или общением.
Не самые лучшие, хотя и популярные решения – покурить или посмотреть телевизор. Вредно для здоровья, но тоже помогает.
Используя возможности визуального восприятия и визуальной памяти, возможно принимать решения и анализировать многокомпонентные системы. Даже если количество элементов в системе превышает семи – не составит никакого труда работать с визуальным представлением этой системы в виде схемы.
Есть академические приемы использования этой методики. Во-первых, это прекрасный UML. Во-вторых, это методы XP (экстремального программирования) и SCRUM. Эффективность этих методов неоспорима.
Про XP можно почитать в википедии, а про UML отмечу немедленно некоторые из его замечательных свойств:
Вообще визуальные методы – самые эффективные для обучения. Помните девочек-отличниц из средней школы? (Осторожно, сейчас будет разновидность юмора — сарказм) Большинство из них – дуры… Но ничто не мешает им систематически получать пятерки. Если вы заглядывали в их тетради – информация всегда хорошо структурирована, и представлена ЦВЕТНОЙ графикой. Поэтому они отлично запоминают материал, и легко используют его даже для абстрактных выводов.
Умные не зубрят. Они конспектируют и рисуют.
Повысить качество иллюстраций просто — достаточно проработать цветовые коды (применить цвета, и сделать это осмысленно и системно) и решить задачи декомпозиции именно на этом этапе. Не допускать визуально сложных схем — делить их на фрагменты и выделять больше уровней, если это необходимо.
Понизить качество иллюстраций также несложно — для этого достаточно рисовать все одним цветом, и (или) делать сложные схемы. Так, чтобы они воспринимались медленно и с трудом.
Одни из самых гениальных решений приходят в процессе обсуждения. Поэтому обсуждения так полезны, даже если не все участники обсуждения компетентны. Вспомните метод резиновой уточки.
Что происходит при этом?
До обсуждения, в умах участников (или хотя бы одного, ключевого участника) уже присутствует визуальное и (или) абстрактное представление задачи.
Обсуждение же, как еще один канал восприятия, задействующий аудиальную память, вне зависимости от того, насколько аудиальное представление прокачано у конкретных участников – создает объемное представление предмета! Поэтому именно при обсуждении рождаются даже более гениальные мысли, чем при исключительно абстрактном анализе задач, при туплении в монитор.
Яркие примеры многие из читателей сотни раз встречали в курилках и на планерках у талантливых руководителей.
Мы несколько раз в неделю устраиваем внутренние семинары. Каждый из коллег делится с другими коллегами своими текущими задачами и испробуемыми путями их решения. Пока рассказывают – на ум приходят светлейшие идеи.
Их, идей много. Они гениальны и цена их низка – обычно за получасовую беседу рождается от 5 до 10 великолепных решений.
Из ТРИЗ. Японские инженеры на внутренних семинарах (планерках, мозговых штурмах – не суть) используют интересный метод. Вначале все участники высказывают как можно более глупые, дикие и сумасбродные идеи. В результате происходит, простите за терминологию, критичное расширение незавершенного гештальта, которое приводит к мгновенному расширению менталитета и получению новых ракурсов восприятия. Таким образом они рождают действительно гениальные, эффективные решения.
Счастье придет, если еще раз пройтись по статье и загуглить выделенные термины. Выделить слово, потом нажать правой кнопкой мышки и в открывшемся меню выбрать пункт “Искать...”
Спасибо за внимание и удачи всем!
Автор: customtema
Источник [3]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/news/41673
Ссылки в тексте:
[1] habrahabr.ru/post/191210/: http://habrahabr.ru/post/191210/
[2] мозг: http://www.braintools.ru
[3] Источник: http://habrahabr.ru/post/191242/
Нажмите здесь для печати.