- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Программа для вузов «5 в 100» или «игра в догонялки на миллиарды либо выбывание»

Данная статья моё личное мнение. Я не специалист в программе 5 в 100, поэтому «доверяя проверяйте».
Наиболее актуален пост для петербуржцев, москвичей, томичей, новосибирцев, казанцев, владивостокцев, екатеринбуржцев, самарцев, нижегородцев и сотрудников данных 15 вузов [1].

Всем доброго времени суток!

Очень многие люди любят ругать отечественное (в данном контексте российское) образование, говорить, что вузы ничему не учат, что наука в ..., что образовательная система разваливается, что российские разработки и ноу-хау не выходят из лабораторий, что в международных рейтингах наши вузы занимают смешные позиции (если вообще попадают в топ500) и т.д…
Мне не нравятся упаднические настроения, хотя печалиться есть о чем. А нравится конструктив, поэтому в данном посте я решил осветить программу Министерства образования и науки «5 в 100» [2], по которой уже отобраны 15 вузов-участников [1] и которая должна привести к «вхождению к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов». Чтобы был понятен порядок финансирования: в 2013 г. общий бюджет проекта составит 9 млрд. рублей [3] (т.е. примерно по 600 млн.руб. на вуз-участник на этот год, с возможностью перенесения неизрасходаванной суммы на следующий год). Суммы большие, поэтому предлагаю совместно подумать над путями эффективного расходования данных средств — есть возможность продвинуть/реализовать наиболее интересные предложения.

Хронология событий программы 5 в 100

Составлено по информации с сайта Минобрнауки [4].
7 мая 2012 г. был подписан Указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [5], в котором было постановлено правительству РФ обеспечить к 2020 году вхождение не менее 5 российских университетов в топ100 мировых университетов согласно мировому рейтингу.
29 октября 2012 г. правительство поручило Министерству образования [6] проработать документальную базу, организовать конкурс вузов и т.д.
6 апреля 2013 г. правительство утвердило состав совета [7] по повышению конкурентоспособности вузов РФ (совет международный).
18 апреля 2013 г. состоялось первое заседание совета [8] (советую прочитать, если данная тема интересна; + см. тезисы [9] выступления Ливанова перед ректорами вузов).
8 мая 2013 г. Министерство образования объявило конкурс [10] на предоставление господдержки вузам в целях повышения их конкурентоспособности.
10 июня 2013 г. было окончание приема заявок на конкурс.
8 июля 2013 г. объявили 15 вузов-победителей [3] конкурса на получение субсидии.

Инфографика

Программа для вузов «5 в 100» или «игра в догонялки на миллиарды либо выбывание»

На что подписались вузы-участники программы?

Условия [11] прошедшего конкурса достаточно интересны:

  1. вуз должен стать государственным автономным учреждением, что подразумевает большую свободу в распоряжении финансами (чуть подробнее [12]);
  2. ректор теперь должен назначаться учредителем (читай «государством») с предшествующим международным конкурсным отбором;
  3. необходимо внести в трудовые контракты ректора и проректоров достижение показателей утвержденных программ развития вуза;
  4. начиная с 2013 отчетного года представление бухгалтерской отчетности в соответствии международными стандартами финансовой отчетности, а с 2014 отчетного года заверение ее аудитором;
  5. нужно установить до конца 2013 года критерии результативности академической деятельности и ввести на их основе с 2015 года систему срочных контрактов с работниками профессорско-преподавательского состава, учитывающую эти критерии при продлении контракта и формировании переменной части заработной платы.

Если в кратце: руководители вузов-участников программы подписались, что будут выполнять прописанные в своей заявке показатели (о которых чуть позже), иначе они могут быть уволены решением сверху, а также обязуются создать систему кнута и пряника для всех работников профессорско-преподавательского состава!

Какие показатели важны и надо развить к 2020 году? На примере заявки СПбГПУ [13]
Основные показатели (2013 → 2020 г.):

  • Рейтинг «QS» (не участвовал в рейтинге → 97)
  • Количество статей в Web of Science и Scopus с исключением дублирования на 1 НПР (0.11 → 0.2)
  • Средний показатель цитируемости на 1 НПР, рассчитываемый по совокупности статей, учтенных в базах данных Web of Science и Scopus, с исключением их дублирования (13 → 20)
  • Доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности НПР, включая российских граждан-обладателей степени PhD зарубежных университетов (1% → 5%)
  • Доля иностранных студентов обучающихся на основных образовательных программах вуза (считается с учетом студентов из стран СНГ) (10.5% → 15%)
  • Средний балл ЕГЭ студентов вуза, принятых для обучения по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалистов (74 → 78)
  • Доля доходов из внебюджетных источников в структуре доходов вуза (47% → 60%)

Дополнительные показатели:

  • Годовой объем НИОКР в расчете на 1 НПР (350 тыс.руб. → 1000 тыс.руб.)
  • Доля молодых специалистов, преподавателей без уч. степени (до 30 лет) и молодых ученых (к.н. — до 35 лет, д.н. – до 40 лет) в общем количестве НПР (19% → 25%)
  • Количество международных НОЦ, созданных совместно с международными высокотехнологичными компаниями

От указанных показателей вузам уже не отступить. Самый главный показатель, который будет определять судьбы руководителей вузов, профессорско-преподавательского состава и продолжение финансирования — место в рейтинге.

Какова мотивация?

Как я уже написал в начале поста, на 2013 г. выделено 9 млрд.рублей. В последующие года выделяемые средства будут зависеть от доходной части бюджета РФ, но скорее всего это будут не меньшие суммы.
Почему в заголовке указано «игра в догонялки на выбывание»? Т.к. есть понимание, что не все вузы смогут тянуть заявленные программы и удовлетворить условиям конкурса, поэтому их часть денег будет высвобождаться и перераспределяться другим вузам-участникам программы.
В конце останется только один пять!

А судьи кто?

В качестве международного рейтинга для оценки вузов был выбран рейтинг QS [14], как наиболее приемлемый. Имеется ввиду, что некоторые рейтинги очень консервативны, к примеру в Шанхайском рейтинге, насколько я понял, один из важных показателей — количество взращенных и преподающих нобелевских лауреатов. Понятно, что подобные показатели существенно увеличить к 2020 году практически нереально…
Рейтинг QS обновится 10 сентября и в новой версии мы увидим больше российских вузов, в т.ч. СПбГПУ [15].

Что будут делать вузы на эти бешеные деньги?

Т.к. конкурсный отбор по программе «5 в 100» проводился в спешке, сейчас вузам предоставлено немного времени на доработку своих программ (на основе показателей из конкурсных заявок). Поэтому в данный момент есть возможность вносить конструктивные предложения: как можно использовать выделяемые деньги на улучшение качества образования и научно-исследовательского процесса в отдельно взятом вузе, чтобы при этом происходило увеличение рейтинговых показателей.

Подытог

На мой взгляд программа «5 в 100» серьезно активизирует конкурентную борьбу вузов по всей России и способствует тому, что наши вузы начнут больше котироваться за рубежом. Появился определенный/SMART [16] долгосрочный ориентир развития и стимул [17] к данному развитию, что не может не радовать.

На этом данный экскурс в программу «5 в 100» окончен. Если у вас есть вопросы — готов ответить в комментариях. А если есть конкретные идеи, как в отдельно взятом вузе обеспечить увеличение вышеперечисленных показателей, то постараюсь наиболее интересные донести до руководства своего вуза и принять к рассмотрению (конкретная идея = что + бюджет + какие показатели улучшает). В первую очередь интересуют идеи по научной части.

P.S. Жаль, что приходится публиковать статью в неактивное время. Надеюсь она все же найдет своего заинтересованного читателя.

P.P.S. Шутки на тему «и без нас уже подумали», «всё распили» и т.п. прошу оставить при себе/приберечь для другого поста. Лучше посоветуйте более подходящие хабы.

Автор: iasonov

Источник [18]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/news/42502

Ссылки в тексте:

[1] 15 вузов: http://http://www.spbstu.ru/news/2013_07_09/2013_07_09.asp

[2] «5 в 100»: http://www.spbstu.ru/f2h/index.asp

[3] 9 млрд. рублей: http://минобрнауки.рф/новости/3503

[4] сайта Минобрнауки: http://минобрнауки.рф/по-ключевым-словам?keywords=220

[5] Указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»: http://kremlin.ru/news/15236

[6] поручило Министерству образования: http://минобрнауки.рф/документы/2945/файл/1885/12.10.29-Распоряжение_2006р.pdf

[7] утвердило состав совета: http://минобрнауки.рф/документы/3284/файл/2105/13.04.06-629-р.pdf

[8] первое заседание совета: http://минобрнауки.рф/новости/3323

[9] тезисы: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3254

[10] объявило конкурс: http://минобрнауки.рф/новости/3372

[11] Условия: http://минобрнауки.рф/новости/3372/файл/2196/13.05.08-Объявление-Топ100-КД.pdf

[12] чуть подробнее: http://www.ucheba.ru/vuz-article/8210.html

[13] заявки СПбГПУ: http://минобрнауки.рф/новости/3503/файл/2381/13.07.07-Презентация-СПбГПУ.pdf

[14] QS: http://www.topuniversities.com/university-rankings

[15] СПбГПУ: http://spbstu.ru

[16] SMART: http://ru.wikipedia.org/wiki/SMART

[17] стимул: http://ru.wikipedia.org/wiki/Стимул

[18] Источник: http://habrahabr.ru/post/192476/