- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Алло, это домофон?

В жизни я успел повидать множество различных технических устройств — от примитивных погремушек до навороченных космолётов. Но разработка двух парней из Казани, с которыми я встретился практически случайно (узнали по твиттеру, что я прилетел), меня приятно удивила — они додумались доработать то, о доработке чего я раньше даже никогда не задумывался. Впрочем, вы уже всё поняли из заголовка.

Алло, это домофон?

Знакомьтесь: Артур Абдулин (главный инженер) и Ильдар Гайнанов (генеральный директор) — создатели Спикфона, инновационной системы оповещения, устанавливаемой в подъездных домофонах:

Алло, это домофон?

Не буду ходить вокруг да около — довольно подробно о принципе работы системы рассказывается в их промо-ролике:

Мне же довелось познакомиться с «бэкендом» этой системы, где я на живом примере посмотрел, как всё работает, а также узнал, как выглядит панель администрирования.

Внутри модуля Спикфона (на первом фото) находится системная плата со специальным софтом. Всё подключается к устройству домофона и позволяет осуществлять через динамик домофона трансляцию аудиосообщений информационного характера. Модуль же просто перехватывает управляющие цифровые и аналоговые сигналы домофона (распознаются моменты открытия и закрытия двери, а также вызов абонента через трубку домофона) — эти события принимаются системой как начало трансляции сообщения.

По словам создателей, устройство можно скрестить практически с любой моделью домофона, которые устанавливают у нас в России. После установки модуля домофон продолжает работать в прежнем режиме, но обзаводится новыми функциями.

Как минимум — можно сменить мелодию на какую-нибудь более приятную — вместо штатного пиликанья жителям ставят что-то более мелодичное. Во время теста мы отключили нестандартную мелодию, и первый же жилец заметил: «Э, а куда хорошая мелодия делась?!!»

Алло, это домофон?

Музыка музыкой, но вместо неё могут быть и другие оповещения — любые социально-значимые (выбор и подготовка транслируемой информации осуществляются при участии органов ЖКХ, ответственных министерств и ведомств) длительностью до 8 секунд. «С понедельника по среду будет отключена горячая вода», «У вас задолженность по квартплате, оплата до конца месяца», «В пятницу пройдут выборы, ваш избирательный участок — 123» или там что-то ещё — вариантов масса.

Но не исключено, тьфу-тьфу-тьфу, что однажды устройству придётся сработать по его основному назначению — информированию населения о чрезвычайных ситуациях и прочих неприятностях. Пожар? Домофон начинает трезвонить, трубки внутри квартир, кстати, тоже могут. Взорвался химический завод? В таком случае оповестить дома в «зоне риска» будет не проблема. И, поверьте, это сработает лучше, чем оповещение по радио (которое никто не слушает), по телевизору (который никто не смотрит), или по телефону (который есть не у всех). Не говоря уже про крылатую фразу «Мы что, должны были каждого обойти?!!»…

Более того — в многоквартирных домах один из домофонов предлагается окрашивать в красный цвет — с такого домофона по «112В» можно будет совершить бесплатный звонок в экстренную службу для разговора с оператором. Такие устройства планируется дополнительно оснащать видеокамерой (внешней или внутри домофона) — в том числе для того, чтобы отсекать часть ложных вызовов от доморощенных хулиганов.

Алло, это домофон?

Сетевой протокол обмена позволяет передавать сообщения удалённо, с помощью GPRS или Ethernet-соединения. При этом для работы системы в режиме «Чрезвычайной ситуации» (на случай выхода из строя стандартных каналов передачи данных) разработчики проектируют усовершенствованные модули со встроенной технологией передачи информации по каналу Wi-Fi. Подразумевается, что такое усовершенствование позволит в отсутствие сигнала самостоятельно организоваться в гибкую сеть, в которой каждый модуль будет работать не только конечным аппаратом, но и ретранслятором — маршрутизатором для остальных модулей (находящихся в радиусе 100 метров). То есть функция «Экстренный вызов 112» будет работать всё время, а это значит, что даже в случае серьёзного катаклизма и выхода из строя сотовой связи и интернета у людей останется возможность вызывать аварийную службу, скорую помощь и полицию.

Весь ботнет Вся сеть домофонов администрируется через веб-интерфейс, возможности которого уже сейчас довольно неплохие.

Алло, это домофон?

Выбираем на карте нужный дом и подъезд, а потом настраиваем домофон: в каждом есть около 30 «слотов» для аудиофайлов, которые довольно гибко можно запрограммировать (в зависимости от совершаемого жителем действия, времени суток и т.д.). Вот как устройство работает вживую:

На сегодняшний день «Спикфонами» оборудована лишь небольшая часть жилых домов в Вахитовском и Приволжском районах Казани, хотя в планах организаторов проекта – охватить не только все районы столицы Татарстана, но также и другие города-миллионники РФ. И что-то мне подсказывает, что у них это получится: технологией очень заинтересовались спасательные службы, выделили деньжат на развитие и т.д. Пока система затачивается именно под «спасательные нужды», так что развитие «пользовательских фишек» отошло на второй план. А ведь было бы клёво иметь свой «личный кабинет» (а то и вовсе мобильное приложение), из которого можно было бы настроить домофон под себя. На выходе «Ключи-документы-утюг, пробки 4 балла», а на входе — «Матч Спартак-ЦСКА в 21:00 по первому каналу»… Ну или предлагайте свои сценарии в комментариях — возможно, именно они вдохновят создателей.

Кто-то спросит — а какое отношение эта штука имеет к МегаФону, раз статья о ней появилась в рамках спец-проекта? Всё просто: для работы спикфона необходим хороший GPRS-канал, который Мегафон и обеспечивает — по сети оператора с сервера «Спикфона» поступает вся транслируемая информация. Впрочем, вроде как в данных устройствах предусмотрен слот для резервной сим-карты, что позволяет устройству оставаться на связи даже в случае каких-то неисправностей у основного оператора.

Ещё немного подробностей о проекте есть на официальном сайте [1] и в википедии [2].

Парни, айда к нам на Хабр — вам есть, что рассказать! ;)

Остальные посты нашего «исторического» спец-проекта [3]:
» Анатомия мачты связи [4]
» История развития почты [5]
» Про азбуку Морзе [6]
» История телеграфа [7]
» Спасибо радиофизике [8]
» История появления радио [9]
» LTE в Казани. Универсиада [10]
» LTE в Питере [11]
» LTE в Екатеринбурге [12]
» Краткий обзор LTE-устройств [13]

!important: Статья не претендует на полноту и достоверность всех данных.

Автор: Boomburum

Источник [14]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/news/43768

Ссылки в тексте:

[1] официальном сайте: http://speakphone.ru/

[2] википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%A4%D0%BE%D0%BD

[3] спец-проекта: http://ad.adriver.ru/cgi-bin/click.cgi?sid=1&ad=417569&bt=21&bid=2841701&bn=2841701&rnd=1408440764

[4] Анатомия мачты связи: http://habrahabr.ru/special/megafon/4g/post/5812/

[5] История развития почты: http://habrahabr.ru/company/megafon/blog/192638/

[6] Про азбуку Морзе: http://habrahabr.ru/company/megafon/blog/193090/

[7] История телеграфа: http://habrahabr.ru/special/megafon/4g/post/5830/

[8] Спасибо радиофизике: http://habrahabr.ru/special/megafon/4g/post/5866/

[9] История появления радио: http://habrahabr.ru/special/megafon/4g/post/5858/

[10] LTE в Казани. Универсиада: http://habrahabr.ru/special/megafon/4g/post/5850/

[11] LTE в Питере: http://habrahabr.ru/special/megafon/4g/post/5764/

[12] LTE в Екатеринбурге: http://habrahabr.ru/special/megafon/4g/post/5836/

[13] Краткий обзор LTE-устройств: http://habrahabr.ru/special/megafon/4g/post/5766/

[14] Источник: http://habrahabr.ru/post/101319/