- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Самолетом, поездом, машиной – что в будущем?

Самолетом, поездом, машиной – что в будущем?
Развитие транспортной инфраструктуры переходит на новую ступень. Возрастают требования общества к скорости, безопасности, комфорту и экономичности перемещений. Интеллектуальные системы становятся неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры как в управлении дорожным движением, так и в управлении транспортными средствами. На дороги выходят беспилотные автомобили – более безопасные и предсказуемые, чем автомобили под управлением человека. Какие специалисты будут в связи с этим востребованы в будущем? Попробуем посмотреть.

Я продолжаю разбираться с Атласом новых профессий, который выпустили в этом году (первая часть [1], вторая часть [2]). Сегодня посмотрим внимательнее на то, что Атлас говорит о транспортной отрасли.
После первых двух публикаций со мной связался Павел Лукша, ведущий разработчик Атласа и предложил собрать содержательные комментарии к профессиям, чтобы ими дополнить Атлас, когда будет готовиться его версия 2.0 – сейчас уже очевидно, что существуют как упущенные из виду профессии, так и излишние. Так что если есть что улучшить – давайте попробуем улучшить. Еще одно немаловажное замечание от авторов Атласа касательно того, что это за «профессии» предложены в Атласе: «Мы понимаем под новой профессией «пучок» новых компетенций, которые нужны, чтобы решать появляющиеся новые рабочие задачи. Новые рабочие задачи связаны с тем, что меняются технологии, правила работы в отрасли и проч.»

Наземный транспорт

Профессии, которые появятся до 2020 года
Инженер по безопасности транспортной сети. Специалист по анализу, расчету и мониторингу информационных, экологических и технологических угроз для транспортных сетей.
В отличие от специалистов по безопасности дорожного движения, эти инженеры анализируют и предупреждают проблемы связанные с функционированием транспортных сетей в целом. Ясно, что с ростом скорости передачи информации, возникнет запрос и на более быстрое перемещение в пространстве и увеличение скоростей транспорта, а значит – увеличатся требования к инфраструктуре сетей и их безопасности.

Оператор кросс-логистики. Профессионал, в компетенции которого входят подбор оптимального способа доставки грузов и перемещения людей различными видами транспорта, контроль и отладка движения потоков через сеть разных видов транспорта, мониторинг проходимости транспортных узлов, перераспределение потоков транспортных сетей
По своей сути, это специалист по мультимодальным перевозкам. Просто с учетом существенного роста объема и сложности перевозок, требования к такому специалисту будут значительно выше. Сегодня это, в целом, диспетчер и организатор, в будущем это специалист, который способен проектировать транспортные потоки, меняя их на лету при необходимости.

Проектировщик интермодальных транспортных узлов. Разрабатывает проекты интермодальных транспортных узлов (системы пересадки с одного вида транспорта на другой), рассчитывает их пропускную способность (для грузов и пассажиров), износостойкость и оценивает потенциал их развития.
Техник интермодальных транспортных решений. Решает задачу обслуживания технологически неравномерной транспортной структуры, интермодальных грузовых и транспортных узлов, инфраструктуры и вокзальных помещений
Такие транспортные узлы, по сути, — пересадочные станции [3] (только пересадку осуществляют не только пассажиры, но и грузы). В Москве достаточно часто встречается ситуация, когда человек живет в области, приезжает каждое утро в Москву на электричке или автобусе, после чего пересаживается на метро и отправляется в сторону работы. Как это выглядит утром, отлично знают все, кому не посчастливилось бывать в это время, скажем, в Выхино.
Самолетом, поездом, машиной – что в будущем?
Понятно, что специалисты, которые будут системно подходить к проектированию таких интермодальных узлов, — критически необходимы в будущем
В свою очередь, техник интермодальных транспортных решений нужен, для того, чтобы после этапа проектирования все «приземлить» на реальную почву и в дальнейшем обслуживал эту инфраструктуру.

Проектировщик композитных конструкций для транспортных средств. Это специалист, который разрабатывает конструкции (каркасы, обшивка, детали) из композитных материалов с заданным весом, уровнем прочности, износостойкостью и др.
Композиты в автомобилях используются не один десяток лет, углепластик вовсю применяется в гоночных автомобилях. Тем не менее, из-за дефицита углеродного волокна цены на углепластик значительно выросли, что сегодня препятствует их более широкому распространению. Понятно, однако, что свойства того же углепластика настолько привлекательны (прочнее и легче стали, например), что сегодня значительное число лабораторий работает над тем, чтобы получить более дешевые композиты, в частности, Национальная лаборатория Оук-Риджа заметно продвинулась в этой области.

Проектировщик высокоскоростных транспортных систем. Специалист, занимающийся проектированием путей, транспортных развязок и станций для высокоскоростных железных дорог с учетом особенностей территорий и климатических условий.
Высокоскоростные поезда – мировая тема, потому, например, в MIT есть специальный проект для этого – High Speed Rail Learning System [4].
В планах РЖД также стоит развитие высокоскоростных железных дорог в России (пока высокоскоростные поезда ходят только по маршрутам Москва-Санкт-Петербург, Москва-Нижний Новгород, Санкт-Петербург-Хельсинки), дороги сегодняшние под них не предназначены толком, а количество претензий к Сапсанам со стороны людей, проживающих вдоль дорог, изначально зашкаливало, хотя сейчас люди попривыкли. Так что спрос на проектировщиков подобных систем специалисты отрасли прогнозируют на достаточно высоком уровне.
Самолетом, поездом, машиной – что в будущем?

Профессии, которые появятся после 2020 года

Оператор роботизированных систем. Специалист, управляющий обслуживанием роботизированных транспортных сетей, конфигурацией компьютерных программ для роботизированных механизмов и транспортных средств.
Роботизированные транспортные системы – это, в первую очередь, беспилотные автомобили, которые позволят, по оценкам Google, который и здесь впереди планеты всей, на 90% снизить количество ДТП, расходы на топливо и общее количество автомобилей. Сегодня в проекте участвует всего 10 автомобилей (6 Toyota Prius, 3 Lexus и одна Audi TT), но о своих планах уже объявила BMW [5], подтянутся и другие производители. Ясно, что для беспилотных автомобилей потребуется соответствующая инфраструктура и соответствующие специалисты.

Строитель умных дорог. Это специалист, который выбирает и устанавливает дорожное адаптивное покрытие, разметку и дорожные знаки с радиочастотной идентификацией, системы наблюдения и датчики для контроля состояния дороги
«Умные» дороги – идея относительно свежая. Вызвана она необходимостью предоставления в реальном времени информации о том, что ждёт автомобиль впереди – пробка, проблема с покрытием из-за гололёда или что-то ещё. Сегодня такую информацию как-то предоставляют картографические сервисы, однако это все же реактивный процесс – сначала кто-то должен оказаться в пробке, чтобы система поняла, что эта информация должна попасти на карту. «Умная» же дорога с помощью своих датчиков будет передавать эту информацию самостоятельно автомобилю, что позволит эффективнее вести себя на дороге и выбирать маршрут. С учетом прогнозируемого роста количества беспилотных автомобилей – идеальное сочетание.
Самолетом, поездом, машиной – что в будущем?

Архитектор интеллектуальных систем управления. Разрабатывает программное обеспечение для беспилотного транспорта и систем управления транспортными потоками, контролирует интеллектуальные системы управления.
Разумеется, кто-то должен программировать и разрабатывать архитектуру системы управления транспортными потоками, начиная от разработки ПО для беспилотных автомобилей, заканчивая системами интеллектуального управления городским и междугородним транспортом.

Водный транспорт

Профессии, которые появятся до 2020 года
Портовый эколог. Специалист, занимающийся мониторингом и контролем показателей экологической безопасности порта, судов, окружающей среды (водной акватории, воздушной среды, прилегающих территорий, популяции растений и животных в акватории и прилегающих территорий). Занимается разработкой программ по восстановлению экологии окружающей среды порта и акватории.
Как и любой крупный техногенный объект, порт – это риски для окружающей среды в самом широком смысле: это не только загрязнение акватории, но и загрязнение воздуха, различные отходы, изменение климата (в связи с выемкой грунта, например) и т.д. По всему миру компании-операторы портов заказывают или проводят сами исследования [6], связанные с экологической обстановкой порту и окрестностях, у нас обыкновенно этим занимаются экологи-энтузиасты. Так, известны многолетние претензии экологов к обстановке вокруг порта Усть-Луга, по итогам множества встреч в 2013 году было объявлено, что оператор порта все-таки запускает комплексную систему экомониторинга [7]. Понятно, что наличие специалистов по экологии на этапе создания порта помогло бы решить подобные проблемы меньшей кровью. Сейчас огромное количество похожих претензий высказывается в адрес строительства китайского порта в Крыму.

Системный инженер морской инфраструктуры. Профессионал, занимающийся разработкой и внедрением технологий, повышающих устойчивость береговых сооружений и судов к различным типам угроз (природные, техногенные).
Подобных специалистов готовят уже и сегодня (специальность «Системотехника объектов морской инфраструктуры»), другое дело, что существенное обновление технологий (в частности, рост экологических требований, интеллектуальных систем управления водным транспортом и т.д.) изменит требования к подобным специалистам.

Специалист по навигации в условиях Арктики. Хорошо понимает особенности ледовой навигации в условиях Крайнего Севера, умеет прокладывать оптимальные маршруты для плавательных средств и принимать быстрые решения об их изменении в нестандартных ситуациях.
Эксперты прогнозируют в ближайшее время рост объемов грузоперевозок по Севморпути. После распада СССР перевозки снизились в 5-6 раз [8], однако последние годы, когда этот маршрут был открыт для иностранных компаний, эта цифра растет. С учетом того, что он почти вдвое сокращает время доставки грузов из Европы в Азию, есть все шансы, что специалисты по навигации в условиях Севера будут востребованы.
Самолетом, поездом, машиной – что в будущем?

Авиация

Профессии, которые появятся до 2020 года
Инженер производства малой авиации. Занимается проектированием и моделированием дешевых летательных аппаратов малой гражданской авиации различной сложности.
Малая авиация у нас в стране – крайне болезненная тема. С одной стороны, все говорят о том, что она необходима, с другой – мало что делалось до недавнего времени. В последние два года началось какое-то движение: в Липецке стартовало производство легких самолетов Сигма [9], Шойгу распорядился [10], чтобы в Московской области возродили производство Ан-2. Так что будущее у инженеров малой авиации есть.

Профессии, которые появятся после 2020 года

Архитектор интерфейсов беспилотной авиации. Специалист по разработке интерфейсов и программного технологического пакета для управления беспилотными ЛА, отвечает за программирование и работу систем обеспечения, навигации и безопасности беспилотных ЛА
Изначально разрабатываемая для военных целей технология беспилотных летательных аппаратов сегодня всё более плотно входит в гражданскую авиацию. Правда, пока преимущественно за рубежом. Список применения чрезвычайно широк – от использования в киносъемках и картографии до геологической разведки [11]. Амазон заявил о планах использовать дронов для доставки легких грузов, но столкнулся с сопротивлением Федерального агентства авиации США. Пока эти планы отодвинуты на 2015 год. Тем не менее, даже в России признают, что беспилотники необходимы, а значит, рано или поздно возникнет спрос на архитекторов интерфейсов БПЛА.
Самолетом, поездом, машиной – что в будущем?

Инженер-технолог рециклинга летательных аппаратов. Специалист, занимающийся разработкой схем вторичной переработки материалов, сырья, оборудования и каркасных элементов летательных аппаратов.
Как не странно, эта профессия уже в каком-то виде существует в мире. Так, есть международная Ассоциация рециклинга летательных аппаратов (Aircraft Fleet Recycling Association [12]), в которую входят производители (такие как Boeing, Bombardier), производители двигателей (Pratt&Wittney, Rolls-Royce), компании, занимающиеся рициклингом и множество других. Российских компаний в ассоциации сейчас нет. Причина, вероятно, в отсутствии системного подхода к утилизации и полному жизненному циклу технологии у нас в стране. В то же время, по оценкам AFRA, свыше 12 тысяч летательных аппаратов будет списано в ближайшие 15-20 лет. Цифры, разумеется, западные, но, уверен, у нас ситуация не лучше.

Инженер-проектировщик дирижаблей. Специалист, который занимается разработкой моделей дирижаблей с учетом задач их использования (грузовые/пассажирские) и условий воздухоплавания.
Проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания. Специалист, который проектирует аэродромы, ангары, станции технического обслуживания и элементы навигационной инфраструктуры для дирижаблей
Удивительно, однако дирижабли, которые лично я воспринимаю, как нечто из прошлого века, не уходят со сцены, напротив, существует небольшая, но постоянная ниша для них и планы по их развитию. В России, в частности, дирижабли могут оказаться привлекательными, поскольку позволят осуществлять доставку грузов и людей в места, труднодоступные из-за плохой транспортной инфраструктуры. Например, российская Amur Minerals Corporation рассматривает вариант доставки дирижаблями тяжелого оборудования [13] вместо строительства дороги, стоимость которой составит свыше 150 млн. долл.

Разработчик интеллектуальных систем управления динамической диспетчеризацией. Профессионал, который занимается разработкой программных решений для управления движением в воздушном пространстве городов и регионов с интенсивным движением (в ситуации бурного развития беспилотной и малой авиации, когда резко возрастает загрузка воздушного пространства и происходит переход к гибкому управлению транспортными потоками).
Понятно, что рост числа объектов в воздухе потребует принципиально иных систем управления транспортными потоками. Скажем, Ozon.ru отправляет в год свыше 2 млн. заказов, то есть более чем 200 заказов в час. Если они начнут массово пользоваться дронами – в воздухе будет довольно плотно.
Самолетом, поездом, машиной – что в будущем?

Автор: Razmolot

Источник [14]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/news/57479

Ссылки в тексте:

[1] первая часть: http://habrahabr.ru/post/214101/

[2] вторая часть: http://habrahabr.ru/post/215347/

[3] пересадочные станции: http://goo.gl/xU4zsb

[4] High Speed Rail Learning System: http://www.rail-learning.mtu.edu/

[5] объявила BMW: http://habrahabr.ru/post/174039/

[6] исследования: http://goo.gl/5FSjhA

[7] комплексную систему экомониторинга: http://47news.ru/articles/65239/

[8] снизились в 5-6 раз: http://goo.gl/A4WYyr

[9] легких самолетов Сигма: http://sigma-avia.ru/

[10] распорядился: http://www.vedomosti.ru/politics/news/3515981/shojgu_hochet_proizvodit_v_podmoskove_samolety_an2

[11] киносъемках и картографии до геологической разведки: http://goo.gl/j03a5a

[12] Aircraft Fleet Recycling Association: http://www.afraassociation.org/

[13] рассматривает вариант доставки дирижаблями тяжелого оборудования: http://www.businessweek.com/news/2013-11-26/zeppelins-seen-hauling-caterpillars-to-mine-siberia-commodities

[14] Источник: http://habrahabr.ru/post/216567/