- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Пару месяцев назад одному из сотрудников студии пожаловался расстроенный клиент. Нет, не на работу, а на социальные медиа — накипело. Некая афроамериканка оккупировала URL с именем его стартапа в Facebook. Наш заказчик никак не мог с ней связаться, чтобы договориться по-хорошему — в сети дама не появлялась.
Герой этой истории оказался упорным и добрался до технической поддержки, где ему описали долгую процедуру по передаче адреса. Положение усугубилось тем, что международный патент на товарный знак получается 18 месяцев, и в тот момент процедура была в самом разгаре. Тупик.
Технически получить URL в социальной сети можно, но есть нюансы.
Социальные медиа распоряжаются страницами на свое усмотрение. Нет, в принципе, они следуют букве закона [1]. Проблема в том, что закон на этот случай не имеет четких формулировок, и поможет ли судебное разбирательство — неизвестно.
Проблема изучена на собственном опыте. Хрестоматийный случай социального киберсквоттинга — по адресу www.vk.com/sibirix [2] было размещено вот такое описание группы, будто бы намекая и символизируя:
Мы написали владельцу страницы, чтобы выяснить, чего же он все-таки хочет. Все оказалось предсказуемо:
После разговора цена определилась сама собой, плюс добавились ссылки на сайты интернет-агентств нашего региона.
В разделе «Помощь» социальной сети нет ни слова о защите товарных знаков. Мы не стали выкладывать две тыщи баксов, а обратились в техническую поддержку с вопросом по поводу своей ситуации. Знакомые юристы помогли — от души составили заявку, которую мы и направили агенту «ВКонтакте» :) Вот текст заявки [3] — возможно, он кому-нибудь пригодится.
Что выяснилось?
Получить URL с именем своей компании вполне реально — поддержке нужны для этого документы, подтверждающие, что мы имеем к нему отношение (хватило свидетельства о государственной регистрации), плюс несколько нехитрых манипуляций с официальным сайтом. Потом три недели ожидания, и готово: адрес наш. И никакой нервотрепки и денег.
Помимо добровольного создания, страница организации в Facebook может создаться, когда пользователь отмечает ее название в качестве какого-либо места. Чтобы получить права на эту ничейную страницу, нужно подтвердить вашу связь [4] с ней либо документами, либо через адрес электронной почты, соответствующий названию бизнеса.
Как поступать в других случаях, когда URL занят?
Отправляете жалобу [5]. В ней указываете, какое ваше право нарушено (в данном случае — право на товарный знак). Понадобится куча документов: все они перечислены на странице справки [6]. После этого нужно ждать решения.
Без регистрационного номера и свидетельства о регистрации организации делать нечего: будут вежливо футболить, отправляя в письмах выдержки из справочника.
У представителя социальной сети может возникнуть вопрос об основаниях, на которых вы действуете. Если вы являетесь генеральным директором, потребуются сканы приказа о назначении или выписка из ЕГРЮЛ (бесплатно [7] — на сайте налоговой инспекции). Если полномочий генерального директора у вас нет, попросите компанию оформить на вас доверенность.
В Twitter есть специальная форма [8], через которую можно заявить свои права на товарный знак. Отвечают быстро, есть случаи, когда занятые имена передавались компании, отправившей запрос.
Если в законодательстве РФ есть лазейки для передачи доменов [1], то с социальными сетями все по-другому. Представьте, что вы создали на своем сайте страницу www.myshop.ru/nike [9] или поддомен nike.myshop.ru, где располагается информация о продукции компании Nike. Как думаете, сможет ли суд отобрать у вас то или другое? Спорный вопрос.
Многое зависит от структуры социальной сети. Если название страницы — это домен третьего уровня, то теоретически можно запретить использование товарного знака через суд. Есть примеры [10], когда запрет касался доменов вплоть до 5 уровня.
Если, как во многих социальных медиа, товарный знак — часть URL, то решение суда не предугадать.
Если такое название будет сходно до степени смешения с товарным знаком и будет использоваться в отношении аналогичных товаров, то есть вести на страницу или группу с ними, то это вполне может быть признано нарушением права на товарный знак.
Но, например, Google не запрещает [11] использовать товарные знаки в отображаемых URL и не расследует подобные случаи, так как присутствие в тексте объявления термина, соответствующего товарному знаку, не обязательно свидетельствует об его использовании (например, в части URL, следующей за доменом, или в субдоменах).
Есть шикарный образец судебной практики — запрет использования [12] товарного знака в html-коде сайта, конкретно — в поле title. Впрочем, истцам пришлось помучиться, доказывая свою точку зрения.
Промолчим про то, что товарные знаки регистрируются территориально и оспариваются только на территории той страны, где зарегистрированы. Для получения международного товарного знака нужны те еще танцы с бубном [13].
Ответчиком за нарушение прав на интеллектуальную собственность может выступать не только владелец группы, но и информационный посредник, если он знал о нарушении, но не предпринял мер для его устранения. Компенсация за использование товарного знака без разрешения правообладателя может достигать 5 миллионов рублей.
Если социальная сеть получила все подтверждающие документы, но отказывается вести диалог, можно пригрозить ей судом — скорее всего, дело сдвинется с мертвой точки.
Этические и репутационные аспекты действий по отбору страницы оставим в стороне. Если что, это надежный способ навлечь на себя проклятия :) Хотя как по нам, так явных киберсквоттеров стоит наказывать, пусть даже и ценой собственной кармы.
Благодарим Артема Быстрова [14] и Павла Мищенко [15], юристов компании Runetlex, за помощь в подготовке статьи, подробные консультации и текст официального запроса администрации ВКонтакте.
Приходилось ли вам отбирать страницу в социальных сетях? Стыдно ли вам за это?
Автор: zevvssibirix
Источник [16]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/news/64382
Ссылки в тексте:
[1] букве закона: http://blog.sibirix.ru/2014/06/03/domeny-xameleony-ili-pochemu-maskirovka-pod-znamenitye-kompanii-zakanchivaetsya-pechalno/
[2] www.vk.com/sibirix: http://www.vk.com/sibirix
[3] текст заявки: https://docs.google.com/a/sibirix.ru/document/d/1LgnBI0A7PajTiAlWuAtvuKxqPOYqon-dPxYrtcs8mUM/edit
[4] подтвердить вашу связь: https://www.facebook.com/help/168172433243582
[5] жалобу: https://www.facebook.com/help/contact/208282075858952
[6] странице справки: https://www.facebook.com/help/www/303715969677454?sr=35&query=URL-%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%81&sid=0zi67FrWjEhUjiul7
[7] бесплатно: http://egrul.nalog.ru/
[8] форма: https://support.twitter.com/forms/trademark
[9] www.myshop.ru/nike: http://www.myshop.ru/nike
[10] примеры: http://sudact.ru/arbitral/doc/K1hjhG2q4ZQd/?arbitral-txt=%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD+%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B3%D0%BE+%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8F+%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA&arbitral-case_doc=&arbitral-doc_type=&arbitral-date_from=&arbitral-date_to=&arbitral-region=&arbitral-court=&arbitral-judge=&arbitral-participant=&_=1402502791916&snippet_pos=910#snippet
[11] не запрещает: https://support.google.com/adwordspolicy/answer/6118?hl=ru%20
[12] запрет использования: http://sudact.ru/arbitral/doc/vZviiP8mMkUO/?arbitral-txt=%D0%9D%D0%9F%D0%9E+%D0%98%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%8B+%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B8+%D0%BA%D0%BE%D0%B4&arbitral-case_doc=&arbitral-doc_type=&arbitral-date_from=&arbitral-date_to=&arbitral-region=&arbitral-court=&arbitral-judge=&arbitral-participant=&_=1402505766053&snippet_pos=170#snippet
[13] танцы с бубном: http://www.rupto.ru/rupto/portal/1f2418d4-3205-11e1-a437-9c8e9921fb2c?starblind=100
[14] Артема Быстрова: https://www.linkedin.com/pub/artem-bystrov/80/a65/13b
[15] Павла Мищенко: http://ru.linkedin.com/pub/павел-мищенко/79/435/632
[16] Источник: http://habrahabr.ru/post/228925/
Нажмите здесь для печати.