- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
В середине марта мы, фактически, закрыли наш стартап 9facts.com [1], о котором я писал на Хабрахабре [2] в декабре. И вот к маю я таки созрел на написание этого поста.
Начну с самого важного:
Наиболее важные гипотезы для любого стартапа:
Каждая из них нуждается в проверке. Самый надежный способ такой проверки — разработка протитипа, все остальное (опросы и т.п.) имеет гораздо меньшую точность. Мы же, фактически, пропустили этот этап, решив делать относительно качественный продукт сразу.
Это произошло потому, что у меня (да и не только) была абсолютная уверенность в том, что мы делаем продукт, который найдет своих пользователей. На деле же это была всего лишь гипотеза.
Стоит сказать, что сигналы того, что идея является рискованной — были:
Все это привело примерно к такой цепочке событий:
Так как я считал, что продукт будет гарантированно интересен пользователям (см. 1), риск появления потенциальных конкурентов считался наиболее значимым для нас в первые месяцы. Потому нашей целью стал выпуск качественного продукта в максимально короткий срок.
Трудно сказать, насколько сильно я ошибся в части того, что конкуренты появятся — уже осенью у Facebook появился Open Graph API, который нацелен на решение весьма схожей проблемы. Но совершенно верно то, что конкурентов стоит бояться только когда у вас уже есть рынок и пользователи. Если же их еще нет, думать надо вовсе не о конкурентах.
В результате в течение первых 6 месяцев мы потратили заметно больше средств на разработку, чем следовало, израсходовав практически все деньги, “поднятые” мною в мае. Достаточно сказать, что в июле-сентябре над проектом одновременно работало до 8 человек.
Большой размер команды, отсутствие прототипа, а соответственно, и живых отзывов пользователей негативно сказалось и на наших приоритетах:
Это далеко не полный список того, чего делать не стоило — в ретроспективе ошибки часто кажутся очевидными, потому перечислять сейчас все просто не имеет смысла.
Важно же то, что если бы я не допустил ошибку №1 (и как следствие — №2 и №3), размер команды на начальном этапе был бы значительно меньше, и в результате у нас было бы гораздо меньше возможностей сделать нечто ненужное. Я почти уверен, что делай мы все это втроем, мы так же запустили бы прототип в сентябре-октябре. Да, он был бы несколько проще, но на главный вопрос он ответил бы ничуть не хуже.
Пожалуй, единственным минусом “экономичного” варианта могло бы быть только то, что мы не попали бы на Start-up Rocket. Но даже это спорно, так как Start-up Rocket и все последующие подобные мероприятия, несмотря на их очевидную пользу для меня лично, отняли массу времени и энергии.
Откровенно говоря, я не знал, что стоит делать, если все пойдет не так, как мне кажется. В такой ситуации нужно менять как сам сервис, так и подход к его продвижению, и все это крайне сложно делать, если эти варианты не рассматривалось всерьез заранее.
“Не знал” не означает, что я не знал совсем — мы пробовали менять концепцию сервиса, добавлять вирусные фичи и т.п., но ничего из этого не сработало. Сейчас мне кажется, что увидеть все эти недостатки можно было еще во время разработки концепции сервиса.
“Пессимистичный” план развития должен быть основным.
Леонид и Александр (“Прожектор Венчурз”) назвали ключевую ошибку, сделанную ими: “Дали слишком много денег слишком рано. Если бы этих денег не было, то и ты бы не смог нанять 8 человек делать ненужное. Урок нам.”.
Стоит сказать, что я так же этому поспособстововал, договорившись о софинансировании проекта с двумя другими соучредителями X-tensive.com [4], таким образом удвоив объем доступных нам средств.
Забавно: в том, что написано выше, нет ничего нового и уникального. Несмотря на то, что стартапы “взлетают” и “падают” по совершенно по-разному, законы, в соответствии с которыми строятся дествительно удачные модели поддаются обобщению:
В этом смысле Eric Ries и Steve Blank совершенно правы. Вам же стоит извлечь максимум из опыта тех, кто прошел этот путь до вас.
Попробую перечислить то, на что вы навряд-ли обратите внимание, читая о стартапах:
1. То, что вы прочли “The Lean Startup” и др., вовсе не гарантирует, что вам удастся применить все рекомендации авторов на практике при первом же удобном случае. Лично я обманул себя сам, допустив, что моя идея заведомо хороша, и потому не требует валидации — в результате получился отличный, но весьма дорогой урок.
2. Даже если вы идеально выполните все рекомендации, это не устранит огромный риск провала. Цель №1 любой жизнеспособной методологии управления стартапами — максимизация отношения прибыли к инвестициям в среднем (т.е. на большой выборке стартапов). Она не может существенно повлиять на такие факторы, как качество команды основателей и жизнеспособность идеи. Таким образом, минимизация убытков в случае провала и максимизация времени на адаптацию — это лучшее, что может дать хорошая методология среднему стартапу.
3. Закрытие стартапа — весьма неприятный процесс для его основателя. Довольно подробно я описал свои ощущения от закрытия 9facts в ответе на соответствующий вопрос на Quora [5]. В тот период даже по моему блогу было заметно, что с делами и настроением у меня все не очень хорошо — с нового года я практически ничего не писал. Думаю, как только я определюсь со следующим проектом, я “вернусь” и в блог (но вы меня не ждите — подписаться [6] можно и прямо сейчас :) ); пока же я доволен тем, что сэкономленное таким образом время не пропадает впустую.
4. Деньги на стадии идеи получить заметно легче, нежели на стадии, когда у вас уже есть продукт. На стадии идеи все решает то, какое впечатление на инвестора производите вы лично, ваша команда и нравится ли ему идея продукта. Если вы весьма конкурентноспособны как разработчик и тимлид, а идея — не совершенно безумна, шансы найти инвестора на этой стадии достаточно высоки, даже если презентация — это все, что у вас есть.
Все намного сложнее, если у вас уже есть прототип или продукт (не важно, кстати, какого качества): на этой стадии любого инвестора, с которым вы общаетесь, интересует исключительно traction. Рост пользовательской базы, числа платящих подписчиков, оборота, месячной аудитории и т.п. — любых метрик, которые характеризуют потенциал продукта. И если вы не можете показать хороший рост (а это, как минимум, 20-30% в месяц на начальном этапе, а лучше — 50-60%), ваши дела плохи. Никакие презентации вам не помогут, как и разговоры в стиле “мы только что запустились, и оценивать нашу аудиторию пока рано”. Любой инвестор в такой ситуации будет склонен занять выжидательную позицию — согласитесь, ведь намного разумнее подождать 2-3 месяца и оценить результат, нежели принимать на себя риски вслепую.
5. Ранее я считал, что для проверки качества вашей идеи вам обязательно стоит найти инвестора на этой стадии. Сейчас я склоняюсь к тому, что прототип продукта (или MVP) практически всегда лучше делать своими силами (т.е. исключительно за счет времени и средств команды основателей). Привлекать инвесторов стоит уже после того, как у вас появились первые пользователи, которым действительно нравится ваш продукт.
Почему?
В заключение стоит сказать, что 9facts принес немало позитивного в наши жизни:
9facts, R.I.P.
P.S. Для авторов уже “умерших” стартапов: историй фэйлов на Хабрахабре (да и вообще) не так уж и много, хотя в жизни их в десятки и сотни раз больше, нежели историй успеха. Мне кажется, их заметно меньше вовсе не потому, что никто не хочет их читать. Никто не хочет их писать. “Сначала сделаю что-нибудь мегакрутое, а потом уж займусь мемуарами, где и расскажу обо всех своих фейлах!” — подобные отмазки вполне типичны и понятны. Так вот, попробуйте написать ваши “мемуары” прямо сейчас. Если историй будет достаточно много, на Хабре может появится новый раздел “Epic fail”, предлагающий всякому неудачнику под бурные овации публики выкопать себе ямку подходящего размера, читать который будет не менее интересно, нежели “Истории успеха [7]”.
Автор: alexyakunin
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/news/7711
Ссылки в тексте:
[1] 9facts.com: http://9facts.com/
[2] писал на Хабрахабре: http://habrahabr.ru/post/134054/
[3] freebase.com: http://www.freebase.com/
[4] X-tensive.com: http://x-tensive.com
[5] соответствующий вопрос на Quora: http://www.quora.com/What-does-it-feel-like-to-be-the-CEO-of-a-startup-that-fails
[6] подписаться: http://ru.alexyakunin.com/
[7] Истории успеха: http://habrahabr.ru/hub/success_stories/
Нажмите здесь для печати.