- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Немного о 35 мм кинопленке и цифровом аудио

Немного о 35 мм кинопленке и цифровом аудио - 1


Вспомним, что это была за 35 мм киноплёнка, и какими способами на ней кодировались аудиоданные. В частности, обратим внимание на технологию Dolby Digital и попутно заглянем в патент, который поможет прояснить некоторые детали.

Недавно я решил прикупить 35 мм киноплёнку для экспериментов с проекционной оптикой. Самый дешёвый вариант – это достать такую из кассет с трейлерами к старым фильмам, которые на eBay стоят всего по несколько долларов.

Для тех, кто не ходил в кино последние несколько лет — поясню, что речь идёт о коротких рулонах плёнки, содержащей демо-ролики, показываемые перед началом фильма.

В данном случае я купил трейлер к посредственному фильму-катастрофе 1997 года «Вулкан» [1]. По содержанию он более-менее похож на этот [2].

Немного о 35 мм кинопленке и цифровом аудио - 2

Несмотря на то что практически во всех кинотеатрах сейчас используется цифровая проекция [3], аналоговые фильмы все ещё хранят в себе определённое очарование. Для меня это как минимум интересно – иметь возможность видеть сам носитель видеоматериала и взаимодействовать с ним. На изображении ниже показана «А» из “A News Corporation Company”. Здесь отчётливо видна зернистость и ограниченность оптического разрешения формата:

Немного о 35 мм кинопленке и цифровом аудио - 3

Ещё один любопытный факт из поздней эры аналогового кино состоит в том, что звук обычно кодировался в одном из четырёх аналоговых или цифровых форматов. На следующем изображении видно, что в кадр внедрялись дополнительные данные:

Немного о 35 мм кинопленке и цифровом аудио - 4

Аналоговая звуковая дорожка [4] использовалась для устаревших проекторов, не оснащённых цифровым декодером. Тайм-код также может быть использован для синхронизации проекции с внешними (часто цифровыми) источниками звука.

Однако форматы SDDS (Sony) и Dolby Digital уже кодировались в виде матриц на саму плёнку и затем декодировались оптическим считывателем или специальным устройством [5]. Лично я считаю эту технологию довольно впечатляющей для 90-х годов. Каждый кадр содержит 4 таких матрицы 78х78, проматываемые через проектор со скоростью 24 к/с, то есть 96 матриц в секунду. Сегодня четверть века спустя, вы можете найти QR-сканер, который выполняет около 60 считываний в секунду [6], хотя я думаю, что это всё ещё «непростая задача», особенно в реальном времени.

Мне не удалось отыскать публичные ссылки на формат Dolby matrix, но кое-какую полезную информацию можно найти вот в этом патенте [7]. Матрицы на представленной выше плёнке имеют размер 78х78 пикселей. В патенте предполагается, что каждая матрица содержит 5776 бит (38*19 байт). Это значение приблизительно соотносится с 6084 битами, доступными на участке 78х78, где после вычитания опорных точек мы получаем 5684 бита. Возможно, это более поздний метод, который несколько отличается от представленного в патенте, но, скорее всего, он всё же вписывается в правильный диапазон.

В патенте предполагается, что данные хранятся в 8-битных байтах. Учитывая скорость потока 584 КБ/с, я думаю, что аудиоданные сохраняются в несжатом виде, хотя и не уверен. Согласно патенту, в процессе также задействовалась технология Reed-Solomon ECC [8].

Использование несжатых данных и применение коррекции ошибок Reed-Solomon, вероятно, помогло существенно упростить электронику. QR-коды относительно сложно декодируются, требуя от декодера перебора нескольких шаблонов масок [9] в поиске подходящего.

В методе Dolby опорные точки, скорее всего, используются для сохранения правильного выравнивания кода относительно сенсора, а байты кодируются непосредственно в матрице. Затем код Рида-Соломона компенсирует порой значительные механические повреждения и ошибки считывания.

Если посмотреть на саму матрицу, то, похоже, что одиночные байты кодируются по оси X. При этом по оси Y часто встречаются одинаковые смежные блоки из 8 пикселей:

Немного о 35 мм кинопленке и цифровом аудио - 5

Из этого следует, что матрица должна относительно легко декодироваться. И было бы интересно собрать подходящий матричный декодер Dolby digital… Так что, возможно, однажды мы к этому формату ещё вернёмся.

При изучении эволюции плёнки и сопутствующих ей цифровых [10] методов кодирования [11] аудио формируется интересное представление об общем инженерном пути, связанном с ограничениями 35 мм стандарта. И несмотря на то что сегодня аналоговая плёнка уже практически полностью забыта и вытеснена цифрой, она всё ещё имеет своих приверженцев [12].

Автор: Дмитрий Брайт

Источник [13]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/obrabotka-izobrazhenij/374107

Ссылки в тексте:

[1] фильму-катастрофе 1997 года «Вулкан»: https://en.wikipedia.org/wiki/Volcano_(1997_film)

[2] этот: https://youtu.be/P3gTfgqrFHo

[3] цифровая проекция: https://en.wikipedia.org/wiki/Digital_cinema#Worldwide_deployment

[4] Аналоговая звуковая дорожка: https://www.youtube.com/watch?v=NTM48pwoXAo

[5] устройством: https://youtu.be/ZxgL9N-hrHY

[6] 60 считываний в секунду: https://www.cipherlab.com/en/2-353-58147/product/Presentation-Scanner-Supplier-in-Taiwan-id259463.html

[7] этом патенте: https://patentimages.storage.googleapis.com/63/a8/ec/20b818ad3e2067/US5544140.pdf

[8] технология Reed-Solomon ECC: https://en.wikipedia.org/wiki/Reed%E2%80%93Solomon_error_correction

[9] перебора нескольких шаблонов масок: https://en.wikipedia.org/wiki/QR_code#Encoding

[10] цифровых: https://patentimages.storage.googleapis.com/a9/9a/fd/b9a34aad049c90/US4893921.pdf

[11] кодирования: https://patentimages.storage.googleapis.com/e5/5f/a3/94cdbf62fe9280/WO1992006409A1.pdf

[12] своих приверженцев: https://www.thecourier.co.uk/fp/news/dundee/946984/dundee-cinema-will-be-one-of-few-to-screen-once-upon-a-time-in-hollywood-the-way-quentin-tarantino-wants-it-to-be-seen/

[13] Источник: https://habr.com/ru/post/660645/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=660645