- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Есть ли жизнь без маркетинга или пиар социального проекта

Привет.

Вместо введения

Мы делаем простой и полезный проект. Никому, кроме каждого второго горожанина он не нужен. Но денег у проекта нет. Совсем нет. Ноль.
Понимая неблизкие перспективы монетизации сервиса, мы все же взялись за его реализацию. Отчасти это решение было обосновано нашей социальной ответственностью, отчасти — мечтами о светлом будущем и частично даже самопиаром (что, кстати, удалось в особенности). Каждый здесь знает: сделать технологическую составляющую IT проекта — это одно; показать результат всем и приучить конечного юзера им пользоваться — другое. Два абсолютно разных занятия, требующие совсем разных специалистов и решений.
Никаких финансовых вложений не требовали задачи по разработке — вся команда была замотивирована нефинансово. Сотворив чудо [1], мы перешли к его повсеместному насаждению. Тут и началось то, о чем я хочу рассказать сегодня.

Готовым решением мы получили сервис по мониторингу общественного транспорта для смартфонов. Совершенное приложение для Android [2] и почти готовое к совершенному обновлению iOS App [3]. Сначала — в Екатеринбурге, чуть позже — по всей стране. Итак, переходим к маркетингу.

Что для нас «маркетинг»

Перед нами стояла задача рассказать всему городу (а в особенности — студентам) о замечательном мобильном приложении. Денег у нас на эти цели не было. Не долго думая, мы придумали несложный план и постепенно его выполняли, постоянно придумывая что-то на ходу.

  1. Социальные сети и эффект ожидания аудитории.
    Мы прекрасно понимали, что иметь в телефоне приложение, которое с точностью до минуты скажет как долго еще ждать трамвай на остановке захочет каждый, чей телефон это позволяет. Мы понимали, что готовим востребованный продукт.
    В целях популяризации нашего сервиса сперва мы захотели сформировать вокруг проекта ажиотаж. Закинув в самое популярное сообщество Екатеринбурга в ВК [4] новость о том, что мы ищем «ПЕРВОПРОХОДЦЕВ!», «бета-тестеров!», мы получили более ста заявок за час. Всего — более 400. Произвели отбор 100 лучших. Итого: 100 человек стали нашими фанатами очно, еще 300 — заочно. Плюс, 120 000 екатеринбуржцев (охват паблика на тот момент) слышали что-то о нас. Кстати, таким образом мы еще и сэкономили на тестировании приложения: и без того лояльная к нам аудитория считала своим долгом помочь проекту и принять участие в разработке.
  2. Поддержка традиционных СМИ.
    Без нее — никак. Так уж случилось, что у нас в команде был журналист. Но облегчило задачу это всего лишь в том, что он писал тексты и знал коллег лично.
    А вот значительным бонусом нам стала остросоциальная направленность проекта. Не секрет, что журналисты научились делать нерекламные сюжеты и из чисто коммерческих мероприятий — можно просто не показывать в сюжете баннеры спонсоров и не называть их за кадром. Мы же сразу позиционировали себя как некоммерческий проект, и картинка на самом деле весьма идеалистична: пятеро студентов сделали очень полезную для горожан штуку. Всё!
    День рассылки пресс-релиза: 3 телевизионных сюжета, 4 сюжета на радио, 5 информационных заметок. Для Екатеринбурга это хорошо.
  3. Наружная реклама.
    Несмотря на отсутствие как такового бюджета (все предыдущие действия обошлись нам исключительно бесплатно), мы понимали, что «наружка» — дело дорогое. Потому продолжили поступать по-студенчески. Нашим решением был «партизанский маркетинг». Потратив около 1000 рублей на разные стикеры и афиши, мы развешивали их на остановках и в вузах. Руки не дошли до более интересных решений вроде трафаретов и дорхэнгеров в общежитиях.
    Этого нам и не хватило, «наружки» в указанном количестве ощутимо мало, при наших бюджетах нам следовало компенсировать креативом. Ошибка замечена.
  4. Снова социальные сети.
    Это наш лучший канал продвижения, им мы и продолжили пользоваться. В группе [1] мы стали размещать интересные материалы, рисовали всякие приятные штучки, гордились успехами. Там же появился видеоролик. Но мы не работали на увеличение аудитории группы, мы работали на повышение лояльности существующих подписчиков и их трансляцию нашего образа дальше.

Основную задачу мы выполнили — мы дали импульс. В первый месяц мы получили 3500 пользователей, а дальше включился тот механизм, которым обладают только полезные продукты: сарафанное радио. Собственно, не зря мы любили свою аудиторию, а она любила нас в ответ.

Почему пользователи — лучший маркетинг

Мы действительно полюбили наших пользователей. Мы отвечали на каждый отзыв в Google Play. Вообще на каждый. Зачастую доходило до иронии.
Есть ли жизнь без маркетинга или пиар социального проекта

Отзывы были и плохими, но мы на них все равно отвечали хорошо, так сказать, «хавали». Очень любили других пользователей — которые не пользовались приложением из-за того, что в нем нет некоторых маршрутов, но всё равно хвалили — продукт-то отличный!
Есть ли жизнь без маркетинга или пиар социального проекта

И такое обращение давало свои плоды.
Есть ли жизнь без маркетинга или пиар социального проекта

Мы никогда не теряли аудиторию больше одной недели, и то — к лету. За последние два месяца мы вообще не производили никаких реальных действий для рекламы нашего продукта! Все, что было — исходило от общественности. И считаем это действительно главным показателем того, что мы угадали нужды аудитории.
Есть ли жизнь без маркетинга или пиар социального проекта

Почему деньги все-таки нужны

Но во всей этой, казалось бы, прекрасной истории (а предел пользователей android-приложения в Екатеринбурге мы оцениваем в 50 тысяч), есть важный нюанс. Это наш родной Екатеринбург, где мы всех знаем. Выход в Казань, например, у нас незаладился сразу.

Сразу стали нужны деньги. Появилась необходимость ехать в Казань, чтобы раздавать комментарии СМИ. Или же нужно было искать там своего человека, чтобы он за нас всё это делал. Паблики неохотно шли на контакт, а когда шли — предлагали заплатить за размещение. Исключением стала "Деревня Универсиады [5]", но эффекта публикация не дала ввиду специфики паблика.

В настоящий момент мы отвлеклись от этой проблемы и сконцентрировались на другой, но, если быть откровенным, у нас просто руки опустились. Мы ждем либо новых сил, либо помощи, либо раунда инвестиций.

Почему деньги все-таки нужны? Чтобы тратить. А то впереди — Москва, Питер и еще около 40 городов России.

Вместо заключения

Вот несколько замечаний, если у Вас нет средств на продвижение

  • Мы вам сочувствуем.
  • Работать в несвойственной разработчикам среде — коммуникациях — придется много.
  • Шансы на быстрый успех есть в двух случаях: если территория распространения не велика или у вас медиавоздействие как у Дурова
  • Социальность вашего проекта уже сейчас касается каждого из 7 млрд (ну или хотя бы тех, у кого есть смартфоны).

Мы же, в свою очередь, пошли собирать средства народным финансированием.
И, чтобы не нарушать правила Хабра, я просто оставлю это [6] здесь.

Надеюсь, пост вдохновит кого-нибудь из этого сообщества и даст новых сил в его светлой идее менять мир ^_^

Автор: mikeavdeev

Источник [7]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/obshhestvenny-j-transport/51234

Ссылки в тексте:

[1] чудо: http://vk.com/etransport

[2] для Android: https://play.google.com/store/apps/details?hl=ru&id=ru.UseIT.Interface&referrer=utm_source%3Dhabr%26utm_medium%3Dhilink%26utm_term%3DandroidApp%26utm_campaign%3DaboutMarketing

[3] iOS App: https://itunes.apple.com/us/app/e-transport/id553865829?mt=8

[4] сообщество Екатеринбурга в ВК: http://vk.com/te_ekb

[5] Деревня Универсиады: http://vk.com/universiadevillage

[6] это: https://boomstarter.ru/projects/69616/etransport

[7] Источник: http://habrahabr.ru/post/206746/