- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Есть мнение, что больше всего для развития ИТ в России сделали пираты. Если бы не они, далеко не всякий мог бы позволить себе поковырять офис, фотошоп и поставить какую-нибудь IDE, стоящую довольно больших денег. Но благодаря широчайшему распространению даже редкого ПО половина проблемы — доступ к решениям — снималась. В США, например, просто получить инсталляцию лет 10 назад было не очень-то просто и быстро.
В случае с дорогим «банковским» железом, решениями ядра для операторов, страховых и НИИ есть нюанс. Чаще всего такая железка в России пока только одна, т. к. больше ее себе никто позволить не может (да и максимум на всю страну их надо не более 10 штук), и научиться с ней работать довольно сложно. Это первая проблема.
Вторая — в том, что курсы вендоров ориентированы, естественно, на их железо и ПО и, грубо говоря, выглядят не «как нам настроить правильно СХД для банка», а «почему вам нужно купить наше оборудование». Третья сложность — если вы хотите сравнить 5 железок, придётся пройти 5 курсов, первая половина каждого из которых будет одинаковой.
Ну и, наконец, всё это меркнет в сравнении с тем, что при реально серьёзном карьерном росте надо учиться менеджменту, и это часто очень нетривиально. Заходите под кат, расскажу, как мы решаем эти разные вопросы.
Итак, в России есть только одна железка (и то если повезёт). Скорее всего, обучаться вам пока не надо, надо присмотреться. Для этого мы берём железку у вендора-партнёра, помещаем в более-менее похожую на реальную инфраструктуру (вендор сам без интегратора так не делает), зовём интересующихся и проводим тест-драйвы. История эта описана тут [1]. Если коротко, то смысл в том, что приходят 15 человек из разных компаний, тыкают в железку пальцами, издеваются над ней, вынимают блоки на живую, смотрят на отказы и тихо смеются. Опыт начинается позже, когда все расслабляются и делятся своей практикой использования прошлого поколения. За чашкой чая после тест-драйва приходят настоящие знания, которые иначе просто не достать. Там же часто страхуют коллег от неверных решений те, кто на грабли уже наступил. Увы, но всё это очень неформально, и опыт опубликовать не получится — каждый совет ИТ-специалиста ИТ-специалисту может обернуться пиар-скандалом для вендора и, например, банка. Поэтому — тест-драйвы.
Когда нужно именно учиться, кроме доступа к железу нужно ещё пройти много теории. Это ведёт нас к следующему блоку сложностей.
Вендор обучает своему оборудованию и ПО только с одной целью — продавать его больше.
Вторая сложность — когда вы реально хотите сравнить 5–6 разных решений, надо пройти столько же курсов. Уже на третьем вы полезете на стену: например, те же кол-центровые решения переходят от теории к, собственно, решениям только во второй половине.
Поскольку мы часто и много обучаем своих инженеров, решение двух этих сложностей напросилось само собой. Берём опыт интеграции по всей стране разных решений, гуру в свитере, который своими трудовыми руками всё это делал — и выпускаем к живым людям делиться опытом. Теория один раз, дальше — практика. Получается, что:
Например, в нашем хит-параде таких курсов — выбор СХД от разных производителей (там постоянно всё меняется в тест-драйвах по мере технической гонки в технологиях для дата-центров банков), построение кол-центров на базе разных вендоров (тут важнее конкретной практики ничего нет — на бумаге у всех красиво, а вот как только вы начнёте разделять сегменты разговора для аналитики, начнутся проблемы) и технологии резервного копирования (там вообще целый зоопарк систем, и ещё Disaster Recovery).
Естественно, есть люди, которые приходят в IT из других областей. Например, очень часто безопасникам надо разбираться в том, что и как работает. Или финансистам очень интересно понять, что же такое программно-определяемый ЦОД. Или же чаще одним ИТ-специалистам интересно понять, как работает какая-то другая сфера. Так часто бывает в тех же телекомах, когда работа идёт на стыке областей и ещё и ожидается новая технология.
Поэтому есть много ликбезных курсов. Ходят на них наши студенты и стажёры (вот, например, ИТ-школа на базе отдела техподдержки [2]). Интересно, что на ликбезы ходят либо студенты, либо взрослые очень серьёзные дяденьки с блеском в глазах (ещё помнящих, как они начинали в растянутых свитерах), которые совершенно не стесняются того, что что-то не знают. Их работа — узнать и принять решение. Они могут задавать очень банальные вопросы, но за каждым чувствуется желание разобраться на совесть, чтобы не оставлять никаких непонятных вопросов. Потому что потом, бывает, они идут к своему главному админу и говорят: вот ещё 500 миллионов, но давай сделаем вот так и так, это стратегически правильно.
Из последних весёлых курсов такого плана — от «Основ [3] работы с сетями» для студентов до «Linux [4] jumpstart for Solaris professionals».
Обычная структура полноценного крупного курса (например, по той же телефонии) такая: 1) теория; 2) обзор решений; 3) детали установки и настройки; 4) нетривиальное конфигурирование; 5) поиск-устранение неисправностей. На сегменты 1 и 2 приходит целая делегация из компании, потом на 3–4 остаются только профильные ИТ-специалисты, а на 5 — инженеры поддержки и изредка главный админ.
Есть ещё одна область обучения — то, что никогда не расскажет вендор. Наш российский хит — обеспечение правильной работы с персональными данными, например. Там [5]детали и лайфхаки на уровне «а вот этот сервер и документацию лучше не ставить, лучше поставить замки на каждую дверь — они лучше файрволла» (кто сталкивался, прекрасно понимает эту ситуацию). Плюс другие особенности практики, в частности, по опыту проверок и замечаний.
Ещё пример [6] — соответствие ИБ стандарту ISO/IEC 27001:2013 с практикой внедрения в России — прямо все ощупанные грабли.
О, это волшебное слово, от которого многие разработчики дёргаются. Тем не менее, никуда не деться: с возрастом и опытом приходит понимание того, что надо разбираться и в ИТ, и в управлении отделом, и даже в (о боже!) маркетинге, потому что они что-то потребляют больше других вычислительных мощностей в ряде сфер. И всё это не менее важно, чем знать, что такое виртуальная ИТ-инфраструктура и чем обычной ЦОД отличается от SDDC (программно-определяемого). Или те же проблемы предсказания рисков — они хоть и растут в нашей стране из отключений питания и соответствующей инфраструктуры дата-центров, всё равно требуют и финансовых знаний, и понимания информационной безопасности. Естественно, учим. Причём тоже в преподавателях те, кто уже набил шишек, и давно.
Наш хит — курс [7] «Оценка инвестиций в ИТ». Он поможет в наших финансовых реалиях принять оптимальное решение: что и почём брать, или не брать и подождать, а может, вообще продать и взять другое — получше — в аренду.
Почему не надо брать бесплатные лицензии, если они остались у соседей (реальная история госучреждений), почему для вашего западного партнёра с его бизнес-процессами целесообразно разработать ПО на коленке, но обязательно упаковать в его стандарты и документацию. Или, наоборот, в это непростое время нужно взять и вложиться в свои бизнес-процессы, чтобы сегодня сократить издержки бизнеса, а завтра занять новую нишу на своём рынке. Ведь любой кризис и напряженность — это время для модернизации и изменений.
Надо отметить, что и сами компании, и их ключевые сотрудники кровно заинтересованы в том, чтобы получать объективные практические знания на таких курсах. Образуется симбиоз: компании нужны взвешенные решения (ошибка стоит в десятки, сотни и даже тысячи раз дороже стоимости курса), а людям — профессиональный рост.
Автор: КРОК
Источник [10]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/obuchenie/121543
Ссылки в тексте:
[1] тут: https://habrahabr.ru/company/croc/blog/265139/
[2] ИТ-школа на базе отдела техподдержки: https://habrahabr.ru/company/croc/blog/269805/
[3] Основ: http://crocok.ru/it-courses/complex/complex-1_291.html
[4] Linux: http://crocok.ru/it-courses/complex/complex-1_295.html
[5] Там : http://crocok.ru/it-courses/complex/complex-1_279.html
[6] пример: http://crocok.ru/it-courses/complex/complex-1_277.html
[7] курс: http://crocok.ru/it-courses/complex/complex-1_328.html
[8] Полный список курсов: http://crocok.ru/it-courses/complex/
[9] Особенности работы второй линии поддержки: https://habrahabr.ru/company/croc/blog/279481/
[10] Источник: https://habrahabr.ru/post/301540/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=best
Нажмите здесь для печати.