- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Итак, вы окончили вуз. Вчера или 15 лет назад — не имеет значения. Можно выдыхать, работать, не спать на парах, отлынивать от решения конкретных задач и максимально сузить свою специализацию, чтобы стать дорогим профессионалом. Ну или наоборот — выбирать, что нравится, вникать в различные сферы и технологии, искать себя в профессии. С учёбой покончено, окончательно и бесповоротно. Или нет? Или хочется (очень надо) защитить диссертацию, пойти поучиться в удовольствие, освоить новую специальность, получить корочки для прагматичных карьерных целей? А может, однажды утром вы встанете и ощутите неведомую тягу к ручке и тетради, к потреблению новой информации в приятной компании взрослых студентов? Ну и самое тяжелое — а вдруг вы вечный студент?!
Сегодня мы поговорим, есть ли обучение после вуза, как меняется человек и его восприятие, что мотивирует и что демотивирует всех нас учиться, учиться и ещё раз учиться.
[1]
Это третья часть цикла «Век живи — век учись»
Часть 1. Школа и профориентация [2]
Часть 2. Вуз [3]
Часть 3. Дополнительное образование
Часть 4. Образование внутри работы
Часть 5. Самообразование
Делитесь своим опытом в комментариях — может быть, благодаря стараниям команды RUVDS и читателей Хабра чьё-то образование окажется немного осознаннее, правильнее и плодотворнее.
Магистратура — это логическое продолжение высшего образования (в частности, бакалавриата). В ней даётся углублённая информация по профильным предметам, расширяется и углубляется профессиональная теоретическая база.
Магистратуру выбирают в нескольких случаях.
Самая большая проблема магистратуры в том, что читают там те же преподаватели, что и на специалитете и бакалавриате, и чаще всего это происходит по тем же методичкам и наработкам, то есть время тратится зря. И если у бакалавров есть объективная потребность во «второй части обучения», то специалистам по тому же профилю лучше выбрать другой путь углубления знаний.
А вот если вы решили поступить в магистратуру не по профилю, то дам вам несколько советов для подготовки.
Если вы приняли решение учиться, учитесь честно и добросовестно — всё-таки в магистратуре вы учитесь для себя.
Самый классический вариант продолжения высшего образования для амбициозных ребят, готовых сделать свой вклад в науку. Для поступления в аспирантуру необходимо сдать три экзамена: иностранный язык, философию и историю науки, профильный предмет по специальности. Обучение в очной аспирантуре длится 3 года, в заочной — 4 года. В дневной бюджетной аспирантуре аспирант получает стипендию (итого за год 13 = 12 обычных + одна дотация «на книги»). В течение обучения аспирант делает несколько основных вещей:
По окончании аспирантуры (в том числе досрочном или продлённом при определённых обстоятельствах) аспирант защищает (или не защищает) кандидатскую диссертацию и спустя какое-то время получает заветное удостоверение кандидата наук, а при достижении нужных успехов в преподавании и разработке методических пособий ещё и звание доцента.
Правда, скучно? И даже немного пахнет старыми книгами, библиотечным сукном и клеем заказных конвертов. Но всё меняется, когда приходит она — армия! Из приюта тех, кто ботает, аспирантура становится предметом лютой конкуренции со стороны парней, не желающих служить. При этом им обязательно нужна именно очная аспирантура, а в ней предательски мало мест на любой кафедре. Если добавить немного блата, коррупционной составляющей, симпатий со стороны комиссии, то шансы тают…
На самом деле, есть несколько советов для поступающих в аспирантуру с любой целью.
Обучение в аспирантуре примерно такое же, как и в вузе: периодические лекции (должны быть углублённые, но зависит от опыта и совести преподавателя), обсуждения фрагментов диссертации с научным руководителем, преподавание и т.д. Здорово отнимает время от работы и личной жизни, но в принципе терпимо, по сравнению с дневным вузом — вообще рай.
Оставим за скобками тему написания диссертации — это ещё три отдельных поста. Одна из моих любимых статей по теме — эта на Хабре [4].
Защищаться или нет — исключительно ваш выбор. Вот вам плюсы и минусы.
Плюсы:
Минусы:
В целом на вопрос, стоит ли защищаться, с высоты опыта отвечу так: «Если есть время, деньги и
Важно: если вы защищаетесь именно потому что вам есть что сказать в науке и нет цели откосить, закрепиться в вузе или получать аспирантскую стипендию, можно оформить соискательство — эта форма послевузовского образования дешевле платной аспирантуры, не ограничена жёсткими сроками и не требует вступительных испытаний.
Один из моих работодателей говорил, что не иметь два высших образования в наше время просто неприлично. И правда, рано или поздно оно к нам приходит вместе с потребностью в смене специальности, в карьерном росте, в заработной плате или просто от скуки.
Давайте определимся с терминологией: второе высшее образование — это образование, в результате которого формируется новый специалист с определёнными теоретическими знаниями и практическими навыками, а свидетельством о нём является диплом о высшем образовании государственного образца. То есть это классический путь: от 3 до 6 курсов, сессии, экзамены, госы и защита диплома.
Сегодня второе высшее образование можно получить несколькими способами (в зависимости от специальности и вуза).
Легче всего получать второе образование в своём же вузе: знакомые преподаватели, лёгкий перезачёт предметов, часто удобные механизмы рассрочки оплаты за обучение, едина инфраструктура, привычная атмосфера, свои же однокурсники в составе группы (как правило, таких студентов несколько на поток). Но именно обучение в своём вузе оказывается самым малоэффективным в плане роста знаний и навыков, потому что происходит по инерции и больше ради «все побежали, и я побежал».
Однако мотивы бываю разные, и стоит рассмотреть, что движет поступающими на второе высшее и как с этим связано качество их обучения, насколько окупаются затраченные силы и нервы.
Самое опасное в процессе получения второго высшего — позволить себе учиться, как на первом: прогуливать, зубрить в последнюю ночь, игнорировать самоподготовку и т.д. Всё-таки это уже образование осознанного человека для вполне себе рациональных целей. Инвестиция должна быть эффективной.
В отличие от второго высшего, это более краткосрочное образование, нацеленное на увеличение компетенций или получение новой специальности в рамках существующей. При получении дополнительного образования вы в большинстве случаев не столкнётесь с общеобразовательным блогом дисциплин (и не будете за них платить), а информация на лекциях и семинарах более концентрированная. Преподаватели разные, тут как повезёт: могут быть всё те же вузовские, а могут — реальные практики, которые знают, какой стороной подать теорию, чтобы она вам точно пригодилась.
Существуют две формы получения дополнительного образования.
Курсы повышения квалификации (тренинги, семинары здесь же) — самый краткосрочный вид дополнительного образования, от 16 часов. Задача курсов максимально проста — расширить знания в каком-то узком вопросе, чтобы слушатель мог прийти в офис и применить их на практике. Например, тренинг по CRM поможет продажнику эффективнее продавать, а курс прототипирования поможет офисному аналитику или менеджеру проекта делать продвинутые прототипы для коллег, а не черкать на маркерной доске.
Как правило, это неплохой способ получить максимум информации, выжатой из сотни книг и ресурсов за вас, прокачать навык, разложить уже имеющиеся знания по полочкам. Только перед обучением обязательно читайте отзывы и избегайте слишком раскрученных и назойливых тренеров и учреждений (называть не будем, думаем, вы сами эти компании знаете).
Кстати, курсы повышения квалификации — одна из нестандартных форм тимбилдинга, совмещающая общение, новую обстановку и пользу. Гораздо лучше боулинга или совместного пивопития.
Профессиональная переподготовка — долгосрочное обучение от 250 часов, в течение которого значительно углубляется специальность или меняется её вектор. Например, длинный курс Python — профессиональная переподготовка для программиста, а курс «Разработка ПО» — для инженера.
Как правило, на курс переподготовки сдаётся вступительное собеседование для выявления уровня подготовки и первичных навыков специалиста, но бывает так, что зачисляют всех (через 2-3 занятия лишние всё равно отсеются). В остальном учёба очень похожа на старшие курсы вуза: специализация, экзамены, контрольные и нередко итоговая работа и её защита. Слушатели таких курсов мотивированные, уже готовые практики, учиться и общаться интересно, обстановка демократическая, преподаватель доступен для вопросов и обсуждений. Если есть проблемы, их всегда можно решить с методистом курсов — всё же это образование за ваши деньги, часто немалые.
Кстати, как показывает опыт, в большинстве вузов самый неудачный курс профессиональной переподготовки — английский язык. Дело в том, что его ведут вузовские преподаватели, относятся к делу с прохладцей, и по сути вы просто выполняете упражнения из учебника и рабочей тетради. В этом плане хорошо подобранная языковая школа с практикой живого общения не в пример лучше, да простят меня уважаемые ФДПО российских вузов.
Дополнительное образование — отличный способ решить проблемы с недостающими навыками, попробовать что-то новое, попытаться сменить работу или просто поверить в себя. Но опять же, читайте отзывы, выбирайте государственные вузы, а не различные «университеты всея Руси и Вселенной».
За пределами этой статьи оказались ещё несколько видов дополнительного образования, которые не относятся к «классическим»: обучение в корпоративном университете, языковые школы (оффлайн), школы программирования (оффлайн), обучение онлайн — чему угодно. Мы к ним обязательно вернёмся в 4 и 5 части, т.к. они уже больше связаны с работой, нежели с базовым высшим образованием специалиста.
В общем, учиться всегда пригодиться, но я призываю вас быть избирательным и чётко понимать, какой именно мотив движет вами, стоит ли тратить время и деньги исключительно ради лишней бумажки или реализации внутренних амбиций.
Расскажите в комментариях, сколько у вас высших и дополнительных образований, есть ли научная степень, какой опыт был успешным, а какой не очень?
А если вы уже выросли и вам не хватает чего-то для развития, например, хорошего мощного VPS [6], заходите на сайт RUVDS [6] — у нас много интересного.
Автор: ru_vds
Источник [7]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/obuchenie/326521
Ссылки в тексте:
[1] Image: https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/463031/
[2] Часть 1. Школа и профориентация: https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/459336/
[3] Часть 2. Вуз: https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/461015/
[4] Одна из моих любимых статей по теме — эта на Хабре: https://habr.com/ru/company/maxifier/blog/207550/
[5] мозги: http://www.braintools.ru
[6] VPS: https://ruvds.com/ru-rub
[7] Источник: https://habr.com/ru/post/463031/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=463031
Нажмите здесь для печати.