- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
На основе 5 корпоративных онлайн-проектов на 2 платформах
За полгода мы все привыкли к онлайн-конференциям, концертам и даже корпоративам. Большая часть этих мероприятий по картинке представляют собой совокупность «говорящих голов». Создать ощущение общения, обратной связи, потоков энергии с экрана в экран (что, собственно, и является целью подобных событий) пока удается с трудом даже с бюджетами VK Fest. Рассказываем историю онлайн-корпоративов с обратной связью.
Привет, меня зовут Анна Нетесова, я руководитель event-проектов в КБ «Энгиро», Новосибирск. КБ –крупнейшее агентство за Уралом по объему бизнеса. Федеральные заказчики из Москвы и Санкт-Петербурга знают нас, в основном, по проектам BoogelWoogel (Роза Хутор) и GrelkaFest (Шерегеш). Эти фестивали собирают по 30 000 человек на горнолыжных курортах, так что мы привыкли к массовым мероприятиям. Из-за пандемии оба эти проекта были отменены за месяц до старта, и мы, мягко говоря, заскучали.
Сперва мы придумали «домашний» фестиваль. Раз оффлайн отменен, решили мы, можно веселиться в онлайн. Идея заключалась в том, чтобы созвать аудиторию весенних фестов принять участие в фестивальных активностях вместе с Главной студией. Важнейшие условие такого проекта – постоянная визуальная и голосовая обратная связь с участниками, которых должна была быть не одна сотня. Мы хотели взять пример со «старших товарищей», однако, посмотрев все весенние онлайн-фестивали, снова заскучали. По сути, все они представляли собой красивую сцену, поющих в пустоту артистов, «говорящие головы» и розыгрыши в чатах. Нам такой вариант не подходил, сибирская душа требовала душевности, общения и зрелищ.
В условиях карантина не нашлось компании, которая была бы готова финансировать фестивальный стартап «под ключ». Но мы нашли тех, кто отважился на эксперимент в формате корпоратива.
Для целей проекта нужно было решить не очень тривиальные для мая 2020 технические задачи:
В итоге сетап проекта выглядел так.
Система конференцсвязи: TrueConf (производитель TrueConf). Остановились на нем, потому что:
Видеотрансляция: Webcaster. Важна была заинтересованность провайдера в нетиповом проекте (я снова про разницу во времени), устойчивость и отсутствие прохибита за использование звуковых дорожек. У нас же корпоратив, но YouTube это не доказать.
Техника: стандартный набор камер, микрофонов, 3 видеопульта, 3 видеосервера для роутинга видео, 18 (!!!) ПК для модераторов (один для модерации в режиме онлайн, один для конференции) и змеиное гнездо из примерно километра коммутации.
Важная особенность TrueConf Server – это очень ощутимое потребление трафика, примерно по 2-4мб/c на пользователя. Если верить встроенной диагностике, один компьютер потреблял примерно 30-40мб/c трафика, на TrueConf-сервере средняя скорость потока была в районе 250-300 мб/c, в пиках до 400. Обеспечить такой канал за приемлемые деньги можно далеко не везде, но внутренние ресурсы корпорации позволяли.
Коротко о сути эфира.
В итоге мы оттестировали фестивальную платформу и провели свой первый онлайн корпоратив для 9 сибирских филиалов, который посмотрело 10 500 человек со всей страны. За 7 часов эфира фактически не случалось технических факапов. Технический директор очень удивился и предупредил, что это – временно.
Не забудьте включить авиарежим!
Корпоратив – это вам не конференция, здесь нет технической и финансовой возможности установить свет и камеры у всех 100+ участников эфира. Вся надежда на инструкции и ласковых и настойчивых технических модераторов. Их задача подготовить спикеров с точки зрения бесперебойного подключения, микрофонов, камеры и фона и убедить их в том, что во время эфира спикер работает только на эфир. Невовремя позвонивший босс или незакрытое окно браузера может «вынести» участника в самый интересный для него и для зрителей момент.
Обязательное условие технически сложных проектов, в которых участвует несколько десятков непрофессионалов -– генеральная репетиция. На которой все действующие лица выходят в эфир в том порядке, в котором будут делать это на самом мероприятии, а трансляция ведется именно в той конфигурации, в какой она будет проходить в реале – со звуком, светом и ведущими.
Ведущие на прогоне – это еще один инструмент психологического комфорта проекта. Они должны познакомиться с участниками, и сымитировать испытания, которые выпадут на их долю в онлайне. Это помогает повысить моральный дух сотрудников и значительно повышает личную ответственность за своевременное подключение.
Как бы ни было жалко времени и денег, технический и генеральный прогоны с полной имитацией звука, света, подключений, трансляции – необходимость, и мы тратим на нее 2 дня
Цитаты рабочего чата:
— С наушниками неудобно прыгать!
— Томск беспокоится, что его не видно
— Объясните, как убрать отзеркаливание
— Между завтра и сейчас 40 минут!
Воодушевившись, мы взялись за следующий проект, онлайн церемонию награждения. Задача была амбициозная: за 3 часа наградить 300 человек в 9 филиалах, причем каждый должен был почувствовать себя на условном «пьедестале» — то есть показан крупным планом, поздравлен лично руководителем и имеет возможность сказать ответное слово. Мы повторили предыдущую конфигурацию с модераторами и конференциями, но решили сделать награждения в филиалах параллельными, с эпизодическими включениями Главной студии в эфир каждой конференции. При этом на основной сайт транслировалась сборная картинка из Главной студии, а 9 конференций-награждений филиалов можно было посмотреть в YouTube.
По-прежнему, все конференции должны были видеть и слышать главную студию в realtime для живого общения. И мы усложнили задачу: каждая церемония награждения внутри конференции должна была стать «маленьким корпоративом» с показом видео и ведущим.
Оказалось, что для обеспечения вот этого всего и более-менее красивой картинки в условиях новосибирских запасов оборудования, все 9 модераторов конференций должны освоить как минимум работу с OSB Studio, а также научиться переключать источники звукового сигнала. Так как обычный формат «Демонстрация экрана» не полностью решал проблему трансляции видеоконтента со звуком в эфир конференции.
Почему? Потому что мы хотели выводить чистый контент, без системных значков, уведомлений и т.д, а также дать возможность модератором иметь относительно простой (кликни-и-запустишь) способ манипуляции контентом.
На этот раз технические боги нас ненадолго покинули. Самой большой ловушкой параллельной трансляции и всеобщего онлайна стал звук Главной студии, который глушил все конференции в трансляциях на YouTube. Вообще история с распределением звуковых и видеопотоков во всей этой истории – самая трудоемкая и, скажем так, требующая фантазии технического директора. Каждая конфигурация требует новой схемы коммутации оборудования, а главный ограничивающий фактор – количество нужных выходов у устройства. Но мы уже втянулись. Технические неполадки не помешали примерно в 10 раз увеличить аудиторию награждения сотрудников – на 300 номинантов мы получили почти 3000 просмотров.
Сейчас у нас «за плечами» уже 5 онлайн корпоративов, на подходе шестой и седьмой. Почти все они построены на той же, самой первой, технологической платформе, которую мы называем LiveDigital. И, честно, лучшего решения для вовлечения людей в процесс мы пока не нашли. Попытки реализовать подобные решения на частных мероприятиях внутри Zoom или Instagram были в Москве и, как ни странно, в Иркутске, но серийными они не стали. Хотя, как нам кажется, здесь есть огромный потенциал.
Спустя полгода вынужденного онлайна понятно, что будущее за гибридными проектами. В свадьбах хотят принимать активное участие сестры из Канзаса и дедушки из Железногорска-Илимского Иркутской области. Корпоратив для современной распределенной компании – это инструмент сплочения персонала, поэтому сотрудники, счастливо живущие и работающие на Лимассоле, тоже должны участвовать.
Чего остро не хватает событийному бизнесу для адекватного перехода в онлайн? Правильно, личного общения и всего, что с ним связано, а также адекватного ценового решения. Строить студию, устанавливать машину железа, нанимать монтажеров масс-маркету не по карману. Даже простое сравнение стоимости организации обычного мероприятия с «говорящей головой» против LiveDigital пока говорит не в пользу последнего.
Если не сосредотачиваться на VR и американских приложениях для конференций, имитирующих игру SIMS (это дорого, мы смотрели), то мы бы выделили следующие тренды, которые, как нам кажется, не стоит недооценивать разработчикам ПО для конференц-связи.
Причем поскольку удаленные спикеры по определению проигрывают тем, кто находится рядом, то у них и должны быть уникальные возможности, которых нет у оффлайн-гостей. Опция «выключить экран» не в счет.
Zoom сейчас сделал шаг в этом направлении, анонсировав Zapps [1], так что надежда на оптимизацию рабочих процессов есть. Параллельно развиваются онлайн аналоги оффлайн игр, которые стремительно набирают популярность, см. Among Us, Kahoot и аналоги. Вполне возможно, что совсем скоро мы сможем играть в мафию в образах Джека Воробья или Илона Маска.
Автор: Анна Нетесова
Источник [2]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/online/358251
Ссылки в тексте:
[1] анонсировав Zapps: https://vc.ru/services/167254-v-zoom-mozhno-budet-vstroit-svoy-servis-kompaniya-anonsirovala-platformu-vnutrennih-prilozheniy-zapps
[2] Источник: https://habr.com/ru/post/524982/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=524982
Нажмите здесь для печати.