- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Портирование Qt на STM32

Портирование Qt на STM32 - 1Добрый день! Мы в проекте Embox [1] запустили Qt на STM32F7-Discovery и хотели бы об этом рассказать. Ранее, мы уже рассказывали как нам удалось запустить OpenCV [2].

Qt — это кроссплатформенный фреймворк, который включает в себя не только графические компоненты, но и такие вещи как QtNetwork, набор классов для работы с базами данных, Qt for Automation (в том числе, для реализации IoT) и многое другое. Разработчики команды Qt заранее предусмотрели использование Qt во встроенных системах, поэтому библиотеки довольно хорошо конфигурируются. Однако до недавних пор, мало кто задумывался о портировании Qt на микроконтроллеры, вероятно потому, что такая задача выглядит сложной — Qt большое, MCU маленькие.

С другой стороны, на данный момент существуют микроконтроллеры, предназначенные для работы с мультимедиа и превосходящие первые Pentium-ы. Около года назад в блоге Qt появился пост [3]. Разработчики сделали порт Qt под ОС RTEMS, и запустили примеры с виджетами на нескольких платах под управлением stm32f7. Нас это заинтересовало. Было заметно, и сами разработчики об этом пишут, что Qt тормозит на STM32F7-Discovery. Нам стало интересно, сможем ли мы запустить Qt под Embox, при этом не просто нарисовать виджет, а запустить анимацию.

В Embox уже давно портировано Qt 4.8, поэтому решили попробовать на нем. Выбрали приложение moveblocks — пример пружинистой анимации.

Qt moveblocks на QEMU

Портирование Qt на STM32 - 2

Для начала конфигурируем Qt по возможности с минимальным набором компонент, требуемым для поддержки анимации. Для этого существует опция “-qconfig minimal,small,medium ...”. Она подключает конфигурационный файл из состава Qt c множеством макросов — что включить / что отключить. После этой опции добавляем в конфигурацию другие флаги, если хотим еще что-то отключить дополнительно. Вот пример нашей конфигурации [4].

Для того, чтобы Qt заработало, нужно добавить слой совместимости с ОС. Один из способов — реализовать QPA (Qt Platform Abstraction). За основу взяли уже готовый плагин fb_base в составе Qt, на базе которого работает QPA для Линукс. В итоге получился небольшой плагин emboxfb, который предоставляет Qt фреймбуфер Embox’a, а дальше оно рисует туда уже без посторонней помощи.

Вот так выглядит создание плагина

QEmboxFbIntegration::QEmboxFbIntegration()
    : fontDb(new QGenericUnixFontDatabase())
{
    struct fb_var_screeninfo vinfo;
    struct fb_fix_screeninfo finfo;
    const char *fbPath = "/dev/fb0";

    fbFd = open(fbPath, O_RDWR);
    if (fbPath < 0) {
        qFatal("QEmboxFbIntegration: Error open framebuffer %s", fbPath);
    }
    if (ioctl(fbFd, FBIOGET_FSCREENINFO, &finfo) == -1) {
        qFatal("QEmboxFbIntegration: Error ioctl framebuffer %s", fbPath);
    }
    if (ioctl(fbFd, FBIOGET_VSCREENINFO, &vinfo) == -1) {
        qFatal("QEmboxFbIntegration: Error ioctl framebuffer %s", fbPath);
    }
    fbWidth        = vinfo.xres;
    fbHeight       = vinfo.yres;
    fbBytesPerLine = finfo.line_length;
    fbSize         = fbBytesPerLine * fbHeight;
    fbFormat       = vinfo.fmt;
    fbData = (uint8_t *)mmap(0, fbSize, PROT_READ | PROT_WRITE,
                             MAP_SHARED, fbFd, 0);
    if (fbData == MAP_FAILED) {
        qFatal("QEmboxFbIntegration: Error mmap framebuffer %s", fbPath);
    }
    if (!fbData || !fbSize) {
        qFatal("QEmboxFbIntegration: Wrong framebuffer: base = %p,"
               "size=%d", fbData, fbSize);
    }

    mPrimaryScreen = new QEmboxFbScreen(fbData, fbWidth,
                                        fbHeight, fbBytesPerLine,
                                        emboxFbFormatToQImageFormat(fbFormat));

    mPrimaryScreen->setPhysicalSize(QSize(fbWidth, fbHeight));
    mScreens.append(mPrimaryScreen);

    this->printFbInfo();
}

А вот так вот будет выглядеть перерисовка

QRegion QEmboxFbScreen::doRedraw()
{
    QVector<QRect> rects;
    QRegion touched = QFbScreen::doRedraw();

    DPRINTF("QEmboxFbScreen::doRedrawn");

    if (!compositePainter) {
        compositePainter = new QPainter(mFbScreenImage);
    }

    rects = touched.rects();
    for (int i = 0; i < rects.size(); i++) {
        compositePainter->drawImage(rects[i], *mScreenImage, rects[i]);
    }
    return touched;
}

В итоге с включенной оптимизацией компилятора по размеру памяти -Os образ библиотеки получился 3.5 Мб, что конечно не влезает в основную память STM32F746. Как мы уже писали в нашей другой статье про OpenCV, на этой плате имеется:

  • 1 Мб ROM
  • 320 Кб RAM
  • 8 Мб SDRAM
  • 16 Мб QSPI

Так как для OpenCV уже была добавлена поддержка исполнения кода из QSPI, мы решили начать с того, что загрузили образ Embox c Qt в QSPI целиком. И ура, все почти сразу же запустилось из QSPI! Но как и в случае с OpenCV оказалось, что работает слишком медленно.

Портирование Qt на STM32 - 3

Поэтому решили делать так — сначала копируем образ в QSPI, затем загружаем его в SDRAM и выполняемся оттуда. Из SDRAM стало немного быстрей, но все равно далеко от QEMU.

Портирование Qt на STM32 - 4

Далее была идея включить плавающую точку — ведь Qt делает некоторые вычисления координат квадратов в анимации. Попробовали, но здесь не получили видимого ускорения, хотя в статье [3] разработчики Qt утверждали, что FPU дает значительный прирост в скорости для “dragging animation” на touchscreen’e. Возможно, в moveblocks существенно меньше вычислений с плавающей точкой, и это зависит от конкретного примера.

Самым же эффективным оказалась идея перенести фреймбуфер из SDRAM во внутреннюю память. Для этого мы сделали размеры экрана не 480x272, а 272x272. Еще понизили глубину цвета с A8R8G8B8 до R5G6B5, таким образом сократив размер одного пикселя с 4 до 2 байт. Получили размер фреймбуфера 272 * 272 * 2 = 147968 байт. Это дало значительное ускорение, пожалуй, самое заметное, анимация стала почти плавной.

Последней оптимизацией стало выполнение кода Embox из RAM, а Qt из SDRAM. Для этого мы сначала как обычно линкуем статически Embox вместе с Qt, но сегменты text, rodata, data и bss библиотеки размещаем в QSPI, с тем чтобы потом скопировать в SDRAM.

section (qt_text, SDRAM, QSPI)
phdr	(qt_text, PT_LOAD, FLAGS(5))

section (qt_rodata, SDRAM, QSPI)
phdr	(qt_rodata, PT_LOAD, FLAGS(5))

section (qt_data, SDRAM, QSPI)
phdr	(qt_data, PT_LOAD, FLAGS(6))

section (qt_bss, SDRAM, QSPI)
phdr	(qt_bss, PT_LOAD, FLAGS(6))

За счет выполнения кода Embox из ROM тоже получили ощутимое ускорение. В итоге анимация получилось достаточно плавной:

Уже в самом конце, подготавливая статью и пробуя разные конфигурации Embox’a, выяснилось, что Qt moveblocks замечательно работает и из QSPI с фреймбуфером в SDRAM, а узким местом был именно размер фреймбуфера! По-видимому, чтобы преодолеть начальное “слайдшоу” хватало ускорения в 2 раза за счет банального уменьшения размера фреймбуфера. А добиться такого результата переносом только лишь кода Embox в различные быстрые памяти не удалось (ускорение получалось не в 2, а примерно в 1.5 раза).

Как попробовать самому

Если у Вас имеется STM32F7-Discovery, Вы можете запустить Qt под Embox сами. Прочитать как это делается можно на нашем вики [5].

Заключение

В итоге нам удалось запустить Qt! Сложность задачи, на наш взгляд, несколько преувеличена. Естественно нужно учитывать специфику микроконтроллеров и вообще понимать архитектуру вычислительных систем. Результаты оптимизации указывают на известный факт, что самое узкое место в вычислительной системе, это не процессор, а память.

В этом году мы будем участвовать на фестивале TechTrain [6]. Там мы подробней расскажем и покажем Qt, OpenCV на микроконтроллерах и прочие наши достижения.

Автор: alexkalmuk

Источник [7]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/open-source/323692

Ссылки в тексте:

[1] Embox: https://github.com/embox/embox

[2] OpenCV: https://habr.com/ru/company/embox/blog/457724/

[3] пост: https://blog.qt.io/blog/2018/05/03/qt-microncontrollers-mcu/

[4] конфигурации: https://github.com/embox/embox/blob/master/third-party/qt/Makefile

[5] вики: https://github.com/embox/embox/wiki/Qt-on-STM32

[6] TechTrain: https://techtrain.ru/

[7] Источник: https://habr.com/ru/post/459730/?utm_campaign=459730&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss