- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Проблемы в корпоративном использовании SAAS

Итак, поддавшись новомодным веяниям, малые и большие компании начинают, кто несмело, кто резво и решительно подписываться на разнообразные сервисы.
Проблемы в корпоративном использовании SAAS
Первоначальная эйфория и «Ухты!»-эффект проходят.

А в будни мы получаем проблемы, о которых ранее не особо и задумывались…

Из нашего опыта, типичный комплект некой абстрактной компании состоит из приложений следующих групп:

  • почтовой службы
  • CRM [1]
  • бухгалтерии
  • документооборота
  • связь (голосовые и видеоконференции)
  • антивирус по-подписке
  • корпоративная база знаний (хранилище инструкций, методичек)

Пользуется такими сервисами обычно от 12 и более человек штатных работников.

1. Голова — Дом Советов


Проблемы в корпоративном использовании SAAS
Каждому работнику теперь необходимо придумывать и запоминать от 3х до 7и (по числу сервисов в компании) новых, многосимвольных и уникальных пароля. А потом регулярно их менять.

Очевиднее всего, никто так делать не будет. Сотрудники, скорее, запишут все пароли на стикере и приклеят на монитор или придумают один простой пароль для всех сервисов.
В результате, отсутствие безопасности корпоративных данных компании.

Все ли могут помнить разные длинные бессмысленные наборы символов?

2. Стой! Кто идёт?


Проблемы в корпоративном использовании SAAS
Так как учетные записи к публичным сервисам находятся вне контроля компании, то получить доступ к корпоративной информации может любой человек, который так или иначе заполучил пароль вашего сотрудника. Если вернуться к проблеме №1 — то вы понимаете, что это делается просто элементарными методами «социальной» инженерии.

Хорошее решение — применение на сервисах принципов двухфакторной аутентификации — когда, кроме пароля, человеку необходимо подтвердить свою персону еще неким личным техническим устройством.
Самые популярные способы:

  • одноразовые коды, высылаемые на личный мобильный телефон человека через SMS
  • одноразовые коды на личных электронных брелоках
  • одноразовые коды на мобильных устройствах
  • одноразовые коды на скретч-картах [2]
  • использование сертификатов на электронных токенах

Однако, слишком мало сервисов, которые используют двухфакторную аутентификацию!

3. Ты туда не ходи! Ты сюда ходи!


Проблемы в корпоративном использовании SAAS
Ещё одна проблема по причине того, что вы не контролируете сервисы — вы не можете своим сотрудникам ограничить доступ к корпоративной информации во времени и пространстве.
С одной стороны:

  • прекрасная гибкость в работе сотрудников!
  • офис перестаёт быть клеткой!
  • можно выполнять свою работу, находясь в интернет-кафе на другом конце планеты!

А если у вашего сотрудника похитили пароль или его ноутбук? И теперь на другом конце планеты находится злоумышленник!
Возможность пользоваться внешними сервисами где-угодно превращается в проблему.

Это точно ваш бухгалтер осуществил платёж?

4. Одна из рук Шивы


Проблемы в корпоративном использовании SAAS
И кому-то теперь придётся добавлять новых сотрудников во всё множество корпоративных сервисов.
А потом, при увольнении сотрудников — надо не забыть удалить или приостановить его учётную запись во внешнем сервисе.
Иначе, возможна потеря данных.
Т.е. многочисленные рутинные операции изо дня в день.

Такой неловкий момент, когда вы не успели удалить учётную запись сотрудника в сервисе документооборота и проекты ваших контрактов ушли к конкурентам.

5. Другая рука Шивы


Проблемы в корпоративном использовании SAAS
Во многих средних и крупных компаниях уже ведётся управление сотрудниками через каталоги Active Directory или LDAP.
Но редкие публичные сервисы способны синхронизировать своё информационное поле с корпоративными каталогами «на-лету».

Придётся теперь всё дублировать вручную в КАЖДОМ(!) новом сервисе.

А используют ли приобретённые вами сервисы технологию «сквозной» Windows-аутентификации [3], в которой пользователю достаточно только авторизоваться в Windows-домене?

Нет Windows-аутентификации!

6. Всем сестрам по серьгам


Проблемы в корпоративном использовании SAAS
Если компания уже давно выросла, имеет разветвлённую структуру филиалов или крупных дивизионов, то иногда возникает необходимость:

  • приобретать сервисы централизованно
  • распределять сервисы по разным дивизионам
  • передать распределение учётных записей на сервисы под контроль администраторов дивизионов

В такой ситуации перед корпоративной IT-службой возникают дополнительные трудности.

— Делегирование??!
— Не, не слышали.

7. Моя твоя не понимай!


Проблемы в корпоративном использовании SAAS
Любая работающая компания со временем обрастает неким пластом собственной информации, как структурированной, так и нет.
Однако, при использовании нескольких сервисов от разных поставщиков мы получаем ситуацию, когда одна и та же информация требует многократного ручного дублирования.
В случае необходимости внести изменения в ранее созданные информационные объекты, также необходимо вручную её поменять во всех приложениях.
Актуальные примеры:

  • Адреса и банковские реквизиты ваших партнёров или список товарной номенклатуры. Их необходимо дублировать, как в бухгалтерской системе, так и в CRM.
  • Контракты, согласованные и зафиксированные в СЭД [4] так же скорее всего необходимо продублировать в CRM.

В итоге мы имеем ситуацию, когда одна информационная система не может понять данные из другой системы без дополнительных ухищрений или ручного труда

Проблемы в корпоративном использовании SAAS

Все эти проблемы мы увидели и прочувствовали на своём опыте за 3 года работы в проекте Softcloud.ru.
И в результате обсуждений и родились требования к новому SAAS-инструменту, который предоставит возможность:

  • использовать идеологию единой точки входа (SSO [5])
  • иметь, но не запоминать множество длинных и сложных паролей
  • использовать многофакторную аутентификацию в виде:
    • одноразовых персональных кодов, передаваемые в виде SMS
    • одноразовых персональных кодов, передаваемые через е-mail
    • применения электронных USB-токенов
  • работать, как со стационарных компьютеров, так и с персональных мобильных устройств
  • контролировать место и время использования корпоративными сервисами
  • работать в единой точке администрирования учётными записями
  • использовать Windows-аутентификацию во внешние сервисы
  • управлять подписками на внешние сервисы из одной точки
  • обеспечить возможность делегирования управления сервисами
  • обеспечить отчётность об использовании всех сервисов вашими сотрудниками
  • объединить существующие приложения в единый каталог, чтобы пользователи могли в одном месте почитать их описания и сравнить декларируемые возможности
  • в перспективе обеспечить синхронизацию заданной информации между различными сервисами
  • примененять инструмент как в публичном, так и закрытом режиме (Public/Private Cloud)

Автор: gis

Источник [6]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/otp/29065

Ссылки в тексте:

[1] CRM: http://ru.wikipedia.org/wiki/Crm

[2] скретч-картах: http://ru.wikipedia.org/wiki/Скретч-карта

[3] «сквозной» Windows-аутентификации: http://en.wikipedia.org/wiki/Integrated_Windows_Authentication

[4] СЭД: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%F1%F2%E5%EC%E0_%E0%E2%F2%EE%EC%E0%F2%E8%E7%E0%F6%E8%E8_%E4%EE%EA%F3%EC%E5%ED%F2%EE%EE%E1%EE%F0%EE%F2%E0

[5] SSO: http://ru.wikipedia.org/wiki/SSO

[6] Источник: http://habrahabr.ru/post/148271/