- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
[от переводчика] На хабре была любопытная статья о Kickstarter, инновациях и разочарованиях [1] — несмотря на новаторство и свежие идеи, многие стартапы страдают от «детских болезней» молодого бизнеса и неумения поставить дело на поток. Но срывы планов не всегда происходят из-за нехватки деловой смекалки — нередко в дело вступают мошенники, в совершенстве освоившие CTRL+C. Предлагаю взглянуть на ситуацию со стороны стартапа и посмотреть, как патенты помогают им оставаться на плаву. Разумеется, помимо патентного троллинга конкурентов.
Это продолжение серии статей, в которой мы говорим о патентах и авторских правах как об инструментах защиты собственных разработок. В предыдущих сериях уже рассмотрены вопросы защиты формы и дизайна продукта (The Power of the Broken Line [2]), безопасности графических элементов (The Power of Color [3]), защиты разработок с помощью портфолио (The Power of Portfolio [4]). Теперь посмотрим, как можно использовать торговые марки и патенты для борьбы с подделками.
Давайте для начала разберемся, что же означает «защита патента» и как ее можно использовать в нелегкой борьбе с клонами. Обычно это активный поиск желающих нажиться на вашем успехе с последующим поигрыванием мускулами заявлением о своих правах. Разумеется, патенты и торговые марки сами по себе никак не страхуют от появления подделок – если продукт успешен, то его почти наверняка скопирует кто-то предприимчивый. Но как только это свершилось – у нас развязаны руки в борьбе за собственность.
В статье не просто так говорится и о патентах, и правах на торговую марку. Дело в том, что торговая марка – это самый первый рубеж обороны при онлайн-распространении. Магазины уровня Amazon, eBay и Aliexpress с уважением к ним относятся и оперативно удаляют подделки из каталогов по требованию законных владельцев. А вот если ситуация складывается более серьезная и нам надо остановить массовый импорт контрафакта, то здесь уже помогут дизайн-патенты.
В качестве примера борьбы небольшого стартапа с клонами рассмотрим проект Olloclip. В 2011 году изобретатель Патрик О’Нил и дизайнер Чонг Пак придумали необычный сменный объектив 3-в-1 для iPhone. Это маленькое устройство позволяет расширить возможности камеры смартфона набором из трех линз: Fish Eye, макро и широкоугольной.
В мае того же года разработчики запустили собственную компанию на Kickstarter и уже в первый месяц собрали более $68000 на запуск производства. Это был невероятный успех. К декабрю, благодаря успеху продукта и восторженным обзорам в СМИ, новаторские линзы появились в Apple Store. Чуть позже подтянулись и клоны.
Просто удивительно, насколько быстро и нагло некоторые умельцы копируют успешный продукт. На картинке выше как раз изображен типичный клон и его «особенности»; конкретно этот пример даже пару раз появлялся в каталоге Aliexpress.com. Именно регулярные требования Olloclip в отношении онлайн-магазинов позволили свести к минимуму распространение подделок через этот канал.
Как только на интернет-витринах появляется очередной «конкурент-копировальщик», Olloclip высылает магазину «требование удаления из каталогов». Обычно через пару дней клон исчезает, ведь письмо фактически извещает магазин о нарушении им ваших интеллектуальных прав. Известные магазины довольно быстро реагируют на подобные письма, и если этим не пользоваться, то копии очень быстро разойдутся по миру. Все мы видели тысячи объявлений о продаже подделок под известную продукцию – хороший пример нерасторопности владельца марки.
В подделке обычно копируются все свойства оригинала, за исключением цены и качества. Предприимчивые «умельцы» возьмут фотографии прямо с вашей страницы на Kickstarter, позаимствуют разработанную вами упаковку и придуманное вами имя. После этого остается снизить цену до 10% от оригинала – и вот очередной клон готов. Его качество в лучшем случае не соответствует принятым стандартам, а в худшем – представляет реальную опасность. Я сам не раз сталкивался с подделками, которые ломались при первом использовании. Да и в новостях регулярно всплывают сообщения о возгорании или взрыве очередной китайской копии.
Поиск клонов может быть как легким, так и довольно хлопотным занятием. Например, на сайтах вроде Aliexpress это не сложно, благодаря группировке результатов поиска по продавцам. Вы просто ищете свою марку, получаете список фальшивых продавцов и высылаете в магазин предупреждение. Дизайн-патенты на этом этапе как раз не помогут, ведь магазин не в состоянии разбирать случаи нарушения авторских прав на сам продукт. Вся сила патентов раскрывается, когда вы боретесь с массовым импортом контрафакта в суде – вот тогда они незаменимы.
На том же Amazon найти липовых продавцов сложнее, так как все они скрыты за одной товарной позицией с лозунгом «а у меня тоже есть такая штука, могу продать». Приходится совершать покупку, убеждаться, что это подделка и только после этого высылать в Amazon извещение. И да, нельзя просто обвинить кого-то в мошенничестве – нужно предъявить доказательства. Если же вообще ничего не предпринимать, то пользователи раскупят недоделанные копии, убедятся в их бесполезности и будут искренне верить, что это вы сделали плохой продукт. Негативные отзывы повсюду и загубленная репутация не заставят себя долго ждать, а потому с этим надо что-то делать.
В Olloclip реагировали на появление очередной подделки быстро и беспощадно. Для этого они оформили полноценный дизайн-патент, а также зарегистрировали авторские права на упаковку и торговую марку. Компания вывела патенты на международный уровень, охватив ключевые рынки Европы и Китая, и даже воспользовалась услугами MarkMonitor. Эти ребята располагают собственной системой поиска неавторизованных продавцов на просторах Интернет с возможностью автоматической рассылки предупреждений в онлайн-магазины. Их услуги не отличаются дешевизной, зато очень эффективны.
Подобная стратегия хорошо себя показала в борьбе с большинством клонов, но при массовом распространении подделок требуется тяжелая артиллерия. Olloclip обращается к услугам частного детектива для поиска продавца и его склада. После чего производится контрольная закупка, собираются доказательства, и можно идти в суд. А в суде как раз пригодятся патенты.
Подобно практике Apple, разработчики Olloclip оформили подробнейший патент с детальным описанием своего изобретения. На картинке выше видно, что продукт описан в нескольких вариантах, с пунктирными и непрерывными линиями для обозначения обязательных и необязательных элементов. Если кто-то просто скопирует форму линзы или, например, корпус – это все равно покрывается патентом. Что уж говорить о копировании продукта целиком.
Компания подала иск 15 апреля 2013, в котором обвинялась в нарушении некая фирма Ollo Electronics. Фактически, это был 1 человек, наладивший импорт копий из Китая. Несмотря на попытки нарушителя защищаться, 5 августа 2013 судом было вынесено постановление о компенсации ущерба владельцу патента и прекращении продаж контрафактной продукции. Хотя штраф до сих пор не выплачен.
Так выглядят многие судебные процессы по интеллектуальной собственности. В случае с Olloclip это была маленькая победоносная война с минимальными судебными издержками, предотвратившая серьезную угрозу их бизнесу. А для остальных желающих нажиться на чужой славе — наглядная демонстрация расплаты.
Из истории можно извлечь несколько полезных уроков:
«Даже не представляю, как средний стартап на Kickstarter сможет позволить себе все то же самое, что делали мы»
Основатель Olloclip Патрик О’Нил
Не всякий предприниматель располагает средствами для хорошего давления в суде, но в их руках другие эффективные и недорогие инструменты. Любой в состоянии искать подделки в интернет-магазинах, ведь рассылка требований и доказательств не так сложна, как кажется. Эти меры вполне могут сдержать большинство клонов. А когда бизнес подрастет и продукт станет более известен – в дело могут вступить опытные мошенники, и вам придется прибегнуть к услугам профессионалов и всем доступным интеллектуальным правам для защиты своей собственности.
Без этих усилий вас просто съедят. Если же все сделать правильно, то можно защитить свой бизнес и продолжить путь к успеху.
Автор: dimskiy
Источник [5]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/patenty/67713
Ссылки в тексте:
[1] статья о Kickstarter, инновациях и разочарованиях: http://habrahabr.ru/company/madrobots/blog/232059/
[2] The Power of the Broken Line: http://www.ipwatchdog.com/2013/07/30/strong-design-patents-the-power-of-the-broken-line/id=44215/
[3] The Power of Color: http://www.ipwatchdog.com/2013/08/06/strong-design-patents-the-power-of-color/id=44342/
[4] The Power of Portfolio: http://www.ipwatchdog.com/2013/08/23/the-power-of-portfolio-strong-design-patents/id=44774/
[5] Источник: http://habrahabr.ru/post/233557/
Нажмите здесь для печати.