- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
3 июля 2016 года были подписаны поправки к закону «О применении контрольно-кассовой техники». Для каждого продавца это – важнейший документ, норм которого следует неукоснительно придерживаться. С 1 июля 2017 года содержащиеся в них требования к расчетам при помощи контрольно кассовой техники стали обязательными для всех участников рынка. И главное в них для покупателя – получение чека сразу после оплаты, а не, например, через курьера, который, ко всему прочему, часто является лишь платежным агентом для магазина.
Какие еще вещи стоит знать о новой редакции 54-ФЗ – под катом.
Долгое время федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники» [1] фактически не учитывал особенностей дистанционной торговли и ведения расчетов через интернет. Так, согласно ему, продавцы были обязаны выдать покупателю бумажный кассовый чек в течение пяти минут после распечатки. Очевидно, что в случае онлайн-торговли это требование практически невыполнимо.
Магазины либо посылали за деньгами курьера с портативной кассой, либо нарушали закон, отправляя распечатанный чек с товаром или же, не предоставляя его покупателю вовсе.
В одних случаях это было вынужденной мерой. Например, продавая лицензионные ключи или доступ к фильму в онлайн кинотеатре продавец вовсе не получает адреса, на который можно было бы выслать бумажный чек.
В других — ритейлеры уклонялись от выдачи документов, чтобы не платить налоги с продаж.
Со временем невыдача чеков в интернет-торговле приобрела характер массового нарушения, создающего проблемы уже не только одним налоговым органам.
Покупатель интернет-магазина, приобретая товар, в теории получает и все те права, что гарантированы законом клиенту обычной торговой точки (п. 5 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей [2]).
Закон о защите прав потребителей продолжает действовать и в случае, если чек не был выдан или был потерян, но без бумаги, подтверждающей факт покупки, реализовать и отстоять свои права покупателю крайне сложно.
В таких случаях принято привлекать к делу свидетелей и ссылаться на их показания [3], вот только они не встречаются в онлайн-магазинах.
Так что оставшиеся без чека недовольные покупатели вынуждены нотариально заверять скриншоты, копировать переписку, записывать звонки менеджерам, а затем доказывать сам факт совершения покупки в суде, и уже потом выдвигать требования. На такую длительную и сложную процедуру готов не каждый, да и нет никаких гарантий, того, что разбирательство увенчается успехом.
С 1 июля 2017 года получить подтверждение покупки от интернета-магазина стало гораздо проще
Если оплата производится наличными или платежной картой курьеру, вам по-прежнему положен бумажный чек, который должен быть напечатан на месте при помощи мобильного кассового терминала. (п.1 ст.4.3 54-ФЗ [4]).
Важно помнить лишь о том, что курьер может не быть сотрудником интернет-магазина. И служба доставки тут выступает в роли платежного агента и именно от ее лица покупателю выдается чек. Тогда в нем будут напечатаны и реквизиты онлайн-магазина и курьерской службы. Второе аналогичное исключение составляют случаи, когда клиент оплачивает покупку в отделении Почты России.
В случае оплаты товара дистанционно банковской картой или при помощи сервиса электронных платежей с 1 июля 2017 года магазин обязан выслать чек на адрес электронной почты или бесплатным сообщением на номер сотового телефона с помощью СМС или, например, мессенджера или push-уведомления. (п.2 ст.1.2 54-ФЗ [5]).
Не обязательно вся информация будет содержаться в СМС или e-mail. Возможно, вы получите ссылку на страницу с чеком на сайте оператора фискальных данных, обслуживающего конкретный магазин.
Тем не менее все необходимые сведения должны быть переданы. За невыдачу чека в электронной форме статьей 14.5 КоАП предусмотрены штрафы [6].
Он имеет ту же юридическую силу и является полноценным документом, подтверждающим совершение покупки. Его можно сохранить в любом удобном формате и при необходимости распечатать, например, для получения налоговых вычетов. Главное: не вносить в чек никаких изменений.
Кассовый чек по определению [7] — документ, сформированный в момент расчета между продавцом и покупателем.
Если расчет производится дистанционно при помощи банковской карты, моментом выдачи чека становится время, когда банк-эмитент одобрил транзакцию.
Для платежных агрегаторов действует схожее правило: чек также формируется в момент, когда продавец получает подтверждение оплаты.
Сколько времени потом займет зачисление денежных средств на счет продавца, не важно, чек высылается покупателю немедленно. Это значит — когда бы оплата товара не случилась. В любое время дня и ночи, будь то пять часов утра воскресенья или вечер 31 декабря.
Модуль с кассовыми аппаратами в ДЦ АТОЛ
Для этого онлайн-магазины уже закупили автоматические кассы или арендовали их в «кассовых фермах», подобных сервису «АТОЛ Онлайн» [8].
Электронный чек, как и обычный, содержит полный перечень товаров и услуг, включенных в заказ и формирующих его итоговую стоимость. Тут же указывается ставка налога на добавленную стоимость. Пока покупку не доставили, самое время проштудировать список.
Нередки случаи, когда в чеках появляются неожиданные позиции. Это может быть и большая, чем заявлялось вначале, плата за доставку, и строчки вроде: «дополнительное обслуживание», «расширенная гарантия», «страховка», «настройка антивируса».
На такой случай следует имейте в виду, что от покупки в интернет-магазине как и раньше, можно отказаться [2] в любой момент до и в течении семи дней после доставки.
Раньше первым этапом разбирательства с недобросовестным онлайн-магазином для покупателя становилось составление письменной претензии, поиск юридического адреса владельца и отправка бумаг почтой. Со вступлением в силу поправок в 54-ФЗ, касающихся онлайн-торговли, процедура упростилась.
Электронный чек, как и обычный, содержит реквизиты продавца Эти данные помогут разобраться, кому предъявлять требования и на кого жаловаться в органы власти, даже если на сайте продавца нет нужной информации или она недостоверна. Кроме того, появился еще один, более быстрый путь юридического воздействия на недобросовестный магазин. С помощью мобильного приложения Федеральной Налоговой Службы для Android [9] и iOS [10] поможет примерить на себя роль налогового инспектора.
Каждый покупатель, зарегистрировавшись и заполнив короткую форму, получил возможность отправить через интернет жалобу на продавца, не выдавшего чек или выдавшего его с нарушениями.
Благодаря тому, что онлайн-магазины, как и обычные, теперь обязаны отправлять информацию с касс в автоматизированную систему учета выручки, содержание чека можно проверить.
Мобильное приложение считывает с чека QR-код и сверяет его содержимое с базой данных налоговой службы. Чтобы отправить жалобу на обнаруженные расхождения, достаточно одного касания экрана.
Проверить чек на подлинность можно с помощью веб-форм на сайтах операторов фискальных данных. Страницы проверки чеков различаются в деталях, но принцип работы у них общий. Покупатель вводит основные реквизиты чека (сведения о фискальном признаке документа, сумма платежа, номер чека, номер ККМ) и получает официальные данные об этой продаже.
Просканировав бумажный чек, получаешь электронную копию. Она сохранится в памяти смартфона. В текущей версии приложения эта функциональность с точки зрения юзабилити реализована не идеально, но есть возможность экспорта данных в pdf или JSON файлы, с которыми в дальнейшем легко работать с помощью стандартных приложений. Таким образом, учитывать расходы стало проще, а потерять чек – сложнее.
Пока ФНС только обещает создать сервис [11], позволяющий самостоятельно восстановить утерянные или выцветшие чеки при помощи государственной базы данных, но действующие нововведения, будь то, новые обязанности продавцов или мобильное приложение для проверки чеков, уже делают интернет-шопинг цивилизованнее и безопаснее для покупателей.
Автор: atol_company
Источник [12]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/platezhny-e-sistemy/269251
Ссылки в тексте:
[1] федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/
[2] п. 5 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/1525b1a2f037db240c8e6a749619f86e53857f13/
[3] принято привлекать к делу свидетелей и ссылаться на их показания: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/07e266c138f7d30d498ff235626083e75b770ff3/
[4] п.1 ст.4.3 54-ФЗ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/c66f699f7114b0ac2d3309283162539ad93ea8d1/
[5] п.2 ст.1.2 54-ФЗ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/d2fc933bc5ec367e9a8713330510af5d9e1a3fe4/
[6] статьей 14.5 КоАП предусмотрены штрафы: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/3824bbacc6e85f19f12895b0ee20f3bbae92f439/
[7] по определению: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/a1b0f1c99aa2a3ab98dfb729163d3194973bdaee/
[8] «АТОЛ Онлайн»: https://online.atol.ru/
[9] Android: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.fns.billchecker
[10] iOS: https://itunes.apple.com/ru/app/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%87%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D0%B2-%D1%84%D0%BD%D1%81-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/id1169353005?l=en&mt=8
[11] ФНС только обещает создать сервис: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/newkkt/kkt_questions/
[12] Источник: https://habrahabr.ru/post/343322/
Нажмите здесь для печати.