- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
В этой статье Кнопка честно расскажет про подводные камни администрирования бухгалтерских инструментов и даст практические советы с полезными ссылками.
Если ваша компания занимается бухгалтерским аутсорсингом, прежде всего надо определиться с программой, в которой будет работать бухгалтер. Предложения на рынке разнообразные, мы использовали следующие критерии:
Наш список выбора составили Контур.Эльба, 1С Бухгалтерия предприятия 3.0 и Xero. Приняли решение использовать 1С Бухгалтерию предприятия 3.0, потому что Эльба подходит только для маленьких компаний, Xero удобная и технологичная, но всё-таки английская, настроить бухгалтерский и налоговый учёт по российским стандартам невозможно.
Преимущество продуктов 1С заключается в том, что на данный момент это самый популярный программный бухгалтерский продукт в нашей стране. Трудно найти бухгалтера, который никогда не работал в этой программе. Поскольку Кнопка не специализируется на обслуживании клиентов какой-то конкретной отрасли, важно чтобы программа подходила для ИП и ООО с любой системой налогообложения, и 1С это позволяет.
Со временем мы отказались от использования файловых баз и развернули своё облако по технологии 1С Fresh, но не будем забегать вперёд.
Первые клиенты пришли в Кнопку в 2013 году, для каждого создавали файловую базу БП 3.0. Когда количество баз приблизилось к сотне, наступил ад для системного администратора. Чтобы добавить нового пользователя во все базы или установить обновление, уходило несколько дней, иногда и ночей. Приходилось придумывать программные решения, изобретать обновляторы и обработки по добавлению пользователей. Всё это было слишком медленно и бесперспективно.
Альтернативой файловым базам было использование механизма разделения данных (Multitenancy [1]) платформы 1С. Его суть заключается в том, что одна информационная база 1С с помощью разделителей дробится на независимые области. Включается режим разделения константой “Разделение включено”. По номеру разделителя пользователь подключается в отдельную область. В рамках одной такой информационной базы, данные могут быть неразделёнными, то есть общими для всех областей, например классификатор банков или единиц измерений, и разделёнными, уникальными, существующими в рамках одной области, например контрагенты и документы.
Администрировать одну базу вместо сотни гораздо проще. По такому принципу работает облачный сервис 1cfresh.com, и саму технологию публикаций решений 1С Fresh можно приобрести у партнёров фирмы 1С.
Поставка 1С Fresh включает в себя две специализированные конфигурации для управления информационными базами.
Подробнее о составе поставки 1С Fresh мы писали в статье на Инфостарте [2].
Когда установили сервис приложений и опубликовали первые базы, скорость работы “облачной бухгалтерии” по сравнению с файловой была выше примерно в 10 раз. Впервые за долгое время квартальная отчётность прошла достаточно легко, так как 1С работала без зависаний и перезагрузок.
Спустя несколько месяцев, наш Fresh начал работать нестабильно. Причина: массовое подключение клиентов. У нас было опубликовано две бухгалтерских базы и две базы ЗУП 3.0, количество областей в каждой из которых перевалило за 300 штук. Положение усугублялось тем, что кластер Fresh не дробился на ноды, все базы крутились на одном сервере баз данных. Наше железо не справлялось с нагрузкой и, как следствие, менеджер сервиса потерял связь с областями. Как говорится, ни курсы валют загрузить, ни базы синхронизировать. Хорошо, что нас поддержали коллеги из 1С, вникли в нашу специфику и нашли ошибки в администрировании, помогли правильно построить логику использования облака.
Всем советуем, перед тем как разворачивать свой сервис, получить систематизированные знания на курсе “Эксплуатация крупных систем [3]” в учебном центре фирмы 1С.
Количество областей в одной базе это компромисс, который обусловлен многими факторами, оно может быть очень разным, мы для себя выбрали 200. Сам кластер должен состоять из менеджера сервиса, агента сервиса и нод (серверы БД, серверы приложений, web-сервис), когда количество областей становится более двухсот, разворачивается следующая нода.
При настройке сервера PostgreSQL, обязательно надо ознакомиться с рекомендациями 1С (информация доступна на kb.1c.ru [4]) и использовать например такой сервис pgtune.leopard.in.ua [5]. И таки да, для PostgreSQL самое вкусное — это память!
Сейчас архитектура нашего Fresh-облака включает в себя 7 нод, опубликованы 7 баз 1С БП 3.0, 2 базы 1С УНФ и три базы ЗУП 3.0. Сопровождают сервис пять системных администраторов и два программиста 1С. Такой команды более чем достаточно, таким составом возможно поддерживать базы 2000+ клиентов.
Конфигурации машин у нас разные, и периодически меняются, в ответ на изменяющиеся условия. Сервер приложений как правило имеет 4-6 процессоров (ядер) и 16Гб памяти, в качестве сервера СУБД используем PostgreSQL 9.4.2-1.1C, размещённые на Linux машинах. Ресурсы для этих машин выделяются в зависимости от размера баз, среднего количества соединений и пиковых нагрузок. Если на сервере приложения размещено несколько больших баз, ресурсы могут достигать 6-8 ядер и 30 Гб памяти.
С помощью мониторинга Zabbix, контролируем доступность информационных баз, нагрузку на ноды и серверы 1С. В офисе висит телевизор, и когда всё плохо мы это сразу видим:
Ежедневно в базах активно работают 95 бухгалтеров. Клиенты Кнопки, которые хотят самостоятельно заносить документы в 1С, получают доступ к своей базе через интернет. Есть возможность подключить к web-клиенту торговое оборудование (ККМ, сканер штрих кода). Для тонкого клиента дополнительно доступно подключение сканера документов. Очень удобно сканировать и прикреплять файлы к документам непосредственно из 1С.
Вся отчётность у нас отправляется из 1С, через удостоверяющий центр Калуга Астрал, используем ключи КриптоПро. Активно внедряем электронный документооборот Диадок, эта функциональность также доступна в модели сервиса.
Возможны несколько вариантов обмена данными:
Опубликованная в web-сервисе информационная база называется приложением. Для нового клиента создаётся область в БП 3.0, ЗУП 3.0 и при необходимости УНФ. В данный момент синхронизация данных между приложениями происходит раз в 10 минут. Синхронизации между приложениями в сервисе можно контролировать с помощью менеджера сервиса, но мы вывели данные на мониторинг. Системный администратор в режиме онлайн видит, в каких областях обмен данными стабильно проходит, в каких не проходит и надо исправить ошибки.
Многие клиенты Кнопки используют решения 1С для оптовой или розничной торговли (1С“Управление торговлей” 10.3 или 11.Х, 1С”Розница”), которые хранят на своих серверах и самостоятельно администрируют. В этом случае также возможно настроить обмен данными с бухгалтерией в нашем облаке. Такая синхронизация называется “Обмен данными в модели сервиса”. Настраивается автоматически по расписанию, но часто “ломается” после обновления из-за того, что клиент на своей стороне вовремя не обновляет конфигурацию. Контролируем на мониторинге, если обмен не проходил более двух недель, связываемся с клиентом.
Сейчас большую популярность получают интернет-магазины и различные интернет площадки для торговли. Для обмена данными с 1С используется протокол [6] обмена CommercelML 2. На сайте 1С есть список платформ интернет-магазинов, с которыми возможно настроить автоматическую синхронизацию. Недавно появилась загрузка с сайта в БП 3.0, но более детальная настройка загрузки реализована в 1С УНФ.
Для интеграции с кнопочными сервисами мы не изменяем существующие конфигурации, а используем технологию COM (внешнее соединение) и внешние обработки. Поскольку технология COM-соединения является устаревшей и доступна только на платформе Windows, в планах переделать интеграцию с помощью механизма OData. Подробно про способы интеграции рекомендуем посмотреть тут [7]. Разработчики сделали несколько десятков роботов, которые помогают заносить документы и контролировать ошибки, без изменения конфигурации. Подробнее можно прочитать в нашем блоге [8]. Написаны внешние обработки, с помощью которых можно оперативно обрабатывать большие розничные базы, загружать данные из электронных кошельков, списывать материалы в производство и много других интересных вещей.
Итого, мы прошли путь от использования файловых баз 1С, до полноценного облачного сервиса. 1С Fresh дал нам возможность оперативно администрировать порядка 2500 баз, управлять доступами сотрудников и клиентов, интегрироваться с внешними и внутренними сервисами. Возможно, технология 1С Fresh задумывалась разработчиками несколько для другой эксплуатации, чем в Кнопке, но, спустя три года, мы считаем, что это один из самых главных инструментов для нашей компании.
Автор: Кнопка
Источник [9]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/postgresql/251334
Ссылки в тексте:
[1] Multitenancy: http://v8.1c.ru/overview/Term_000000788.htm
[2] Инфостарте: http://infostart.ru/public/502732/
[3] Эксплуатация крупных систем: https://1c.ru/rus/partners/training/uc1/course.jsp?id=459
[4] kb.1c.ru: http://kb.1c.ru
[5] pgtune.leopard.in.ua: http://pgtune.leopard.in.ua/
[6] протокол: http://v8.1c.ru/edi/edi_app/130/
[7] тут: https://habrahabr.ru/company/1c/blog/308420/
[8] блоге: http://knopka.com/blog/157/
[9] Источник: https://habrahabr.ru/post/324662/
Нажмите здесь для печати.