- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Qt Coding Style

Qt Coding Style по версии Qt
Привет, читатели!

Сейчас какой-то спец с многолетним опытом работы с Qt подумал: «Что за фигня? Хабр — для вещей покруче!». Но ведь даже спецам с многолетним опытом иногда надо читать вот такие статьи про простые вещи, ведь это — важно. Код — это одна из самых важных составляющих программирования. А наша задача — держать его в чистоте. Эта статья посвящена всем Qt программистам которые стремятся к идеалу.

Конечно есть статья на Qt Project — Qt Coding Style [1]. Только вот там материала ценного меньше,

Постулат №1. Выравнивание

В Qt принято использовать отступы по 4 пробела. Но именно 4, и именно пробела. Использовать t или другую ширину пробелов считается ужасно плохим тоном и жестоко карается.

Постулат №2. Объявление переменных

Один из самых важных постулатов, так как определяет читабельность и общий стиль кода. Правила объявления переменных собраны в такой список:

  • Объявлять каждую переменную на отдельной строчке
  • Избегать коротких или немногословных названий (например «a», «rbarr», «nughdeget»)
  • Дождитесь, пока переменная будет нужна, и только тогда объявляйте ее
  • Функции и переменные должны быть в camelCase
  • Избегайте аббревиатур и всяческих сокращений
  • Классы всегда должны начинаться с заглавной буквы
  • Публичные классы должны начинаться с буквы ‘Q’ (QRgb), затем заглавная буква
  • Публичные функции должны начинаться с буквы ‘q’ (qRgb)
  • Аббревиатуры должны быть в camelCase (например QXmlStreamReader вместо QXMLStreamReader)

Постулат №3. Пробелы

Пробелы — очень важный элемент форматирования исходного кода. Он отыгрывает очень большую роль в читабельности кода.

  • Используйте пробелы для группировки отдельных сегментов кода
  • Для разделения можно использовать только одну пустую линию
  • Всегда использовать только один, и только один пробел после ключевого слова и фигурной скобки
  • Для указателей и ссылок, всегда используйте один пробел между типом и ‘*’ или ‘&’, но никогда не ставьте пробел между ‘*’ или ‘&’ и названием переменной
  • Окружайте бинарные операторы пробелами
  • Никаких пробелов после приведения типов
  • Старайтесь избегать С-подобных приведений

Постулат №4. Скобки

Скобки — это вообще отдельная тема. Они, как и пробелы, отыгрывают львиную долю во внешнем виде и читабельности кода

  • В качестве основного правила, левая фигурная скобка находится на той же строчке, что и оператор:
  • Исключение: Реализация функций и объявления классов всегда, абсолютно всегда располагают левую скобку на новой строчке:
  • Используйте фигурные скобки когда тело условия содержит более одной линии, и если однострочный оператор — что-то комплексное
  • Исключение 1: Также используйте скобки если родительский оператор занимает несколько линий или оберток
  • Исключение 2: Также используйте скобки в if-else блоках где if-код или else-код занимает несколько линий
  • Используйте фигурные скобки когда тело оператора — пустое

Постулат №5. Круглые скобки

Используйте круглые скобки чтобы группировать выражения:

// Неправильно
if (a && b || c)
if(a + b & c)

// Правильно
if ((a && b) || c)
if((a + b) & c)

Постулат №6. Условия множественного выбора switch

Безусловно, эти условия причина многих дискуссий со стороны разработчиков и создателей Coding Guidelines — там может быть очень много различных вариантов. Однако Qt предлагает именно такой вариант:

  • Операторы case должны находиться в той же колонке, что и оператор switch
  • Каждый случай должен заканчиваться оператором break (или return) или комментарием, чтобы показать чтоe далее следует другой случай

Постулат №7. Разрыв строк

Часто происходит следующее: есть разработчик Вася с большим монитором. Он пишет себе код спокойно. Потом этот код открывает разработчик Петя, с ноутбуком, и прозревает — ему приходится много скроллить чтобы прочитать весь код. Это один из дефектов читабельности. Что же предлагает Qt для спасения?

  • Старайтесь чтобы строки были не длиннее 100 символов; обрывайте их, если это необходимо
  • Коммы располагаются в конце оборванной строки; операторы следует переносить в начале новой строки. Оператор в конце строки очень просто не увидеть если ваш редактор слишком узкий

Постулат №8. Наследование и ключевое слово `virtual`

В этом постулате все предельно просто — главное не писать `virtual` перед названием переопределяемого метода в .h файле.

// Неправильно
class MyWidget : public QWidget
{
...
protected:
    virtual void keyPressEvent(QKeyEvent *);

// Правильно
class MyWidget : public QWidget
{
...
protected:
    void keyPressEvent(QKeyEvent *);

Постулат №9. Общее исключение

Этот постулат гласит нам, что нет ничего плохого если вы нарушите какое-то правило, но только в том случае, если оно делает ваш код уродливым. Это хороший пример того, что у всех правил есть исключения, и того, что правила созданы чтобы их нарушать.

К сожалению, я не смог найти примера, когда Qt Coding Guidelines делают код — уродливым.

Завершение

Боюсь что это конец моей статьи про стиль написания кода в Qt. Еще раз напомню что только он котируется для контрибьютинга в Qt, так что если вы собираетесь внести свою лепту в развитие проекта, вам так или иначе придется использовать эти постулаты, но не забывайте — правила можно нарушать:).

Для меня — Qt Coding Style просто идеальный стиль для написания кода. Я считаю его чистым, удобным, приятным. За все время его использования у меня не возникло никаких проблем с читабельностью кода. Буду ли я его рекомендовать? Конечно, да! Тем более, я считаю что именно его и надо пропагандировать всем новичкам на платформе Qt.

Спасибо за внимание.

Автор: namespace


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/programmirovanie/13908

Ссылки в тексте:

[1] Qt Coding Style: http://qt-project.org/wiki/Qt_Coding_Style