- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Здравствуйте, меня зовут Дмитрий Карловский, и я — профессиональный велосипедист. За всю свою карьеру я сделал кучу велосипедов: больших и маленьких, быстрых и удобных, кривых и прямых. Поэтому для меня довольно дико видеть толковых программистов, делающих большие и сложные приложения, но при этом подключающих к проекту очередной leftpad [1], вместо того, чтобы написать пару простых строк своими руками. Всему виной сформировавшаяся в среде программистов и поддерживающая сама себя боязнь велосипедов.

Для простоты изложения, выделим 3 условные группы программистов. Условные, потому, что между ними нет чёткой границы, а один и тот же человек в разных областях может принадлежать к разным группам.
Проследив эволюцию программиста, легко заметить, что сначала у него мало навыков, но нет страха, а по мере обретения навыков появляется и усиливается боязнь велосипедов. Чтобы справиться с этим страхом, нужно разобрать его причины.
Новичок и правда не сможет. Ему стоит направить свои усилия на то, чтобы объяснить суть и важность проблем, которые он видит своим свежим взглядом, более опытным коллегам и разработчикам библиотек.
У специалиста скорее всего получится не хуже, если он хорошо разберётся в проблематике и посоветуется с другими специалистами и профессионалами.
Профессионал же способен сделать лучше в большинстве случаев, так как уже отлично разбирается в теме и даже имеет навык всестороннего анализа. К сожалению, проконсультироваться ему как правило не с кем, ибо других профессионалов мало, и они занимаются другими темами. А специалистам не хватает кругозора.
Обычно автор велосипеда неплохо мотивирован чинить дефекты в своём детище. Но рано или поздно эта мотивация проходит, если делает он это в нерабочее время. И тут сторонняя библиотека, казалось бы, позволяет сэкономить ресурсы, ведь её поддержкой занимаются другие люди, которым не надо платить. Но повлиять на них не представляется возможным, а потому, чтобы успеть к дедлайну, придётся засучить рукава, и починить дефект своими силами, после чего долго и упорно пробивать свой патч в основной репозиторий, без какой-либо гарантии на успех.
Тут та же ситуация, что и с дефектами. Но если с дефектами всем обычно ясно, что их надо чинить, то вот взгляд на направление развития у всех разное. Сторонний разработчик будет развивать свою библиотеку туда, куда нужно ему, а не вам. С той скоростью, которая удобна ему, а не вам. Так что если требуется конкретный вектор развития, то свой велосипед даёт контроль и предсказуемость — два качества, которые для менеджмента куда важнее, чем временные и денежные затраты.
Если хочется использовать велосипед за пределами компании, то разрабатывать его придётся либо в свободное от работы время, либо договориться об открытии исходников, что обычно сложнее, но вполне возможно. Ведь компания практически бесплатно получает пиар в среде потенциальных работников, а так же бесплатных бета-тестеров (а то и контрибьюторов, но на это не стоит рассчитывать) в лице других пользователей велосипеда.
Тут прежде всего стоит сравнить с альтернативами. Если их нет, то и выбора нет — придётся пилить. Если же альтернативы есть, то тут стоит сравнить в денежном и временном эквиваленте:
Также отдельно стоит оценить стоимость перехода со стороннего решения на велосипед, если вдруг выяснится, что какое-то из ограничений более неприемлемо. Часто бывает так, что выгоднее сейчас внедрить стороннее решение, а потом быстро перевести его на свой велосипед, когда (и если) потребуется, чем сейчас тратить время на велосипедостроение.
Данная оценка помогает как самому понять стоит ли игра свеч, так и объяснить менеджменту почему стоит написать своё, а не взять чужое (или наоборот).
Сомнительно, чтобы велосипед занимал существенную долю проекта. Так что проклинать будут в большей степени за весь остальной код. Так что велосипед надо делать как минимум не хуже. А то и лучше, чтобы ни у кого не было желания заменить его на стороннюю библиотеку или на ещё один велосипед. Для этого нужно:
Надеюсь мне удалось показать беспочвенность страхов перед велосипедами. Чем ближе вы к профессионализму, тем более амбициозные велосипеды можете на себя взять. Начинать лучше с велосипедов поменьше, имеющих меньшие риски, но дающие не мало опыта на этом поприще. И с этим портфолио браться за всё более крутые и интересные штуки. Важно только не забывать, что настоящий профессионал не только делает крутые штуки, но и знает когда стоит отказаться от их создания. Поэтому всегда проводите анализ, который и вам даст уверенности, что всё делаете правильно, и менеджмент будет на вашей стороне, и те, кто придут после вас, будут понимать что это за велосипед, зачем он тут, и почему иначе было нельзя.
Ну а чтобы помочь вам с анализом сторонних библиотек, я за вечер запилил приложение, позволяющее оценить время нерешения проблем проектов на ГитХабе [2]. Чем больше число, тем хуже у проекта с поддержой, и тем дольше вам придётся ждать решения вашей проблемы. Например: сравнение Angular, VueJS, React и конечно же $mol [3], на котором этот велосипед и написан.
Автор: Дмитрий Карловский
Источник [4]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/programmirovanie/304395
Ссылки в тексте:
[1] очередной leftpad: https://habr.com/post/280099/
[2] приложение, позволяющее оценить время нерешения проблем проектов на ГитХабе: https://mol.js.org/app/issues/
[3] сравнение Angular, VueJS, React и конечно же $mol: https://mol.js.org/app/issues/#projects=eigenmethod%2Fmol%2Cvuejs%2Fvue%2Cfacebook%2Freact%2Cangular%2Fangular
[4] Источник: https://habr.com/post/435272/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=435272
Нажмите здесь для печати.