- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Привет! Несколько месяцев назад у меня остро встал вопрос смены профиля деятельности и я обнаружил, что для претендента на вакансию web-разработчика сейчас недостаточно навыков десятилетней давности (какая неожиданность!). Пришлось срочно актуализировать свои знания. Заодно я решил составить шпаргалку с описанием большинства современных технологий, чтобы в случае чего кидать жаждущим новых знаний линк на эту статью, да и самому не забывать.
Зачем это тут? Вполне вероятно, для многих пользователей Хабра всё описанное в статье покажется очевидным. Более того, какие-то аспекты, разумеется уже были описаны более подробно, да не один раз. Однако человеку, который знает только основы (HTML/CSS/JS), всё происходящее, например, в современном JS кажется просто хаосом, в котором решительно ничего не понятно и не ясно даже с какой темы начать изучать вопрос. Когда пытаешься такому человеку что-либо рассказать, упираешься в необходимость рассказывать массу вещей из разных областей, что превращает повествование в кашу.
Я не претендую на глубокое знание всех описываемых технологий, поэтому буду рад любым дополнениям и комментариям от специалистов — хотелось бы сделать действительно качественный обзор.
Также, тут совсем ничего нет про функциональные языки: Scala, Erlang, Haskell, etc.
Итак, описывая базовые вопросы я буду исходить из того, что читатель только-только начинает свой путь в чудном мире fullstack, поэтому для понимания остального материала я настоятельно рекомендую прогуглить и вдумчиво прочесть информацию по нижеприведённому списку. Даже если сразу понять что к чему вам не удастся, советую прочитанное запомнить и потом, в случае чего, вернутся и вот тогда всё встанет на свои места.
Вот, вроде бы, и все базовые понятия, необходимые для понимания изложенного далее материала. Перейдём к более подробному рассмотрению технологий.
В современном мире бэкэнд захватили несколько технологий. Встречаются, конечно всякие вариации и различная экзотика, однако полагаю не будет ошибкой сказать, что, навскидку, процентов 90 современного бэкэнда пишутся на Python, Java, Node.js (тут неоднозначно, но об этом дальше), Ruby on Rails и, конечно же PHP. Когда речь заходит о том, в каком направлении проще всего найти работу, безусловными лидерами остаются три языка — PHP, Node.js и Python.
На моём кргуе (поиск по ключевым навыкам):
У Java 5 960 вакансий на ХэХэ и 130 на Моём круге, но как учесть это именно для бэкэнда я не знаю, потому что это один из основных языков для разработки Android-приложений, отсюда и соответствующий спрос. Поэтому эти данные просто для справки.
Где-то рядом со всей этой тусовкой топчется Microsoft со своим SharePoint. Про эту гадость я даже говорить не хочу, но справедливости ради отмечу, что внутри крупных компаний, которым необходима интеграция с Active Directory, это решение часто встречается.
Python это, можно сказать, целый отдельный мир и для его описания у меня недостаточно знаний (однако если кто-нибудь пришлёт мне в личку отрывок с резюме по свременным тенденциям, я с удовольствием вставлю это сюда отдельной главой). Про Node.js и его экосистему я расскажу в конце статьи, поэтому сейчас, описывая бэкэнд основное внимание уделим старичку PHP.
Я уже упоминал про пакетные менеджеры. Если мы говорим про PHP, одним из основных приложений этого толка сейчас является Composer.
Composer — пакетный менеджер уровня приложений для языка программирования PHP, который предоставляет средства по управлению зависимостями в PHP-приложении. Простыми словами – это скрипт, написанный на PHP, который скачивает необходимые вам библиотеки, и автоматически формирует единственный специальный файл, подключив который, Вы подключите к проекту все скачанные библиотеки и фреймворки.
На самом деле, насколько я понимаю возможности данного пакета, Composer можно использовать не только для проектов на PHP (например, с его помощью можно просто копировать файлы из указанного места, а затем запускать какой-нибудь Bower), однако в этом случае он превращается просто в обёртку для запуска скриптов и это явно не основное его применение.
Для Python - самый популярный менеджер это Pip, а для Ruby - RubyGems.
Но вернёмся к PHP. В ходу сейчас 7-я версия языка. В первую очередь надо сказать, что различия, ломающие обратную совместимость, есть не только между 5-й и 7-й, но и, например между 7.0.х и 7.1.х (что, кстати, нарушает принципы «семантического версионирования», но всем плевать). В частности, одно из важных изменений, ломающих обратную совместимость в 7.1 — более строгая типизация параметров.
<?php
function test($param){}
test();
?>
Кроме таких перлов в язык добавилось чуть-чуть синтаксического сахара, а также были убраны некоторые встроенные функции… Была несколько изменена работа часто используемого цикла foreach… Пополнился список слов, которые нельзя использовать для именования собственных объектов (resource, object, mixed, numeric, void, iterable)… Ну и далее в таком же духе, ничего фундаментального, вроде бы.
Если с PHP 4 или 5 вам уже приходилось иметь дело, вы достаточно быстро разберётесь.
Беглый анализ предложений о работе позволяет выделить наиболее популярные сегодня фреймворки:
Популярность PHP-фреймворков в 2018-м году по данным сайта Coderseye.com:
Разумеется, это далеко не полный список, однако, как уже было сказано в начале — цель продемонстрировать основные тенденции. Выбрав любой из вышеперечисленных фреймворков для изучения — вы гарантированно найдёте себе работу. Исключение разве что Kohana, но и он поможет быстро понять Laravel, а также может пригодится для небольших проектов.
Ещё одна штука, часто используемая, например, для ускорения работы с реляционными БД — поисковые движки. Хочется упомянуть Sphinx. Это мощная система полнотекстового поиска, написанная на С++. Представляет из себя отдельное приложение, предоставляющее API для распространённых языков программирования (официально поддерживаются PHP, Python, Java; существуют реализованные сообществом API для Perl, Ruby, DotNET и C++) и интеграцию с существующими СУБД (MySQL, PostgreSQL). Для себя я делаю краткий перевод третьей версии документации Sphinx, если вам подобное интересно, отпишите, пожалуйста, в комментариях, по завершению я выложу его на хабр.
Хотелось бы добавить сюда ещё пару технологий, однако мне явно не хватает опыта в части бэка, чтобы выбрать о чём точно стоит упомянуть. Надеюсь на «помощь зала».
На этом с бэком более-менее всё ясно (не считая Node), поехали дальше.
Как я уже упоминал выше, сегодня очень популярны парадигмы, позволяющие объединить в себе как бэк, так и фронт, переложив на используемый фреймворк и задачу роутинга по URL внутри проекта и генерацию шаблона. В основном это всё касается Node.js и концепции SPA. Я не буду тут рассматривать различные извращённые варианты, когда, например, Ruby on Rails используется как роутер и шаблонизатор для итогового HTML (Slim, Haml, etc.), просто знайте, что такие изощрения тоже существуют. Поэтому, когда мы говорим о фронтэнде, под этим подразумевается код, который исполняется непосредственно в браузере пользователя. И тут, конечно, речь идёт только о JavaScript и его надмножествах.
Я не зря упомянул вначале, что неплохо было бы почитать про ECMA Script, это необходимо для понимания того, почему во многих фреймворках используется, например TypeScript, а не привычный JS (кому-то пришло в голову, что без строгой типизации в JS жить ну никак нельзя, поэтому мы сейчас имеем то, что имеем). От себя скажу, что некоторые дополнительные фишки действительно очень удобны (например классы в ECMAScript 6, позволят писать заметно меньше кода, но
Несмотря на то, что в итоге всё свелось к JS, сам язык очень гибкий, способов реализовать то что хочется существует десятки, а сообществу постоянно нужно всё больше и больше новых фишек. Всё это привело к тому, что сия сфера сейчас похожа на настоящий хаос со множеством парадигм и направлений.
На самом деле, про то что происходит сейчас в JS лучше всего написано вот в этой статье [2]. Настоятельно рекомендую её прочесть, если ещё нет.
Я буду более краток, поэтому пройдусь лишь по основным моментам, необходимым для понимания современного JS. Итак, наш отправной пункт это концепция JavaScript-модулей. Чтобы понять необходимость использования этой концепции достаточно рассмотреть простой пример.
<script type="text/javascript" src="/jquerry.js"></script>
<script type="text/javascript">
console.log($); // function n() - тут вроде всё понятно
// Если мы сейчас попробуем определить любой свой объект с именем $,
// это, очевидно, переопределит одноимённую функцию из предыдущего файла
var $ = 'Not jquery';
console.log($); // Not jquery
</script>
// Если же мы теперь попробуем подключить ещё один файл
<script type="text/javascript" src="/new.js"></script>
// То внутри него мы уже не сможем использовать функцию $ из jquery,
// потому что все включения в код страницы используют глобальную область видимости
Проблема, на самом деле достаточно банальная, в некоторых случаях её можно обойти просто используя объекты, создающие свои области видимости, но в некоторых случаях она может серьёзно осложнить разработку сложного проекта.
Кроме того, разработчикам хотелось максимальной унификации — чтобы модули для браузера и для сервера использовали одни и те же стандарты подключения к проекту. На самом деле, в действительно сложном проекте вопросов встаёт ещё много, например, проблема зависимостей между используемыми библиотеками. Всё это привело к развитию нескольких стандартов, позволяющих реализовать концепцию модулей — UMD, AMD и CommonJS.
Наиболее часто используемая реализация на данный момент это формат CommonJS. В частности Node.js также использует эту реализацию. CommonJS реализует модули как специальный объект, внутри которого можно объявлять свои функции и переменные, а затем включать их в код в нужном месте с помощью ключевого слова require.
Всё было бы здорово, только вот стандарты для браузеров разрабатываются заметно медленнее, чем растут амбиции разработчиков. Нативные модули впервые были описаны в ES6, а на текущий момент в браузерах только-только появился способ включать JS-файлы в качестве модулей, в то время как у пользователей ещё полным-полно старых браузеров, поэтому о нативной поддержке этой технологии говорить пока рано.
Однако теперь, когда встретите в коде JS-проекта ключевые слова "import", "export", "require" — знайте, это как раз и есть реализация модулей.
Но это ещё не всё. Модулей в проекте обычно используется множество, а на выходе по прежнему желательно иметь один файл. Эту задачу решают т.н. бандлеры.
Бандлер (bundler) это инструмент для сборки модулей в единые пакеты, имеющий доступ к файловой системе. Бандлер ищет все выражения require (имеющих ошибочный, с точки зрения браузера синтаксис) и меняет их на настоящее содержимое каждого требуемого файла.
var moment = require('moment');
console.log("Hello from JavaScript!");
console.log(moment().startOf('day').fromNow());
При использовании бандлера мы получим из такого кода единый работающий js-файл без выражений require.
Собственно, теперь можно перейти к обзору популярных фреймворков, каждый из которых сейчас можно загрузить не только в виде отдельного файла, но и с помощью менеджера зависимостей, в виде модуля.
Сегодня самые популярные направления, охватывающие, пожалуй, процентов 80 всей сферы фронтенда это «большая троица»:
Сравнительная оценка популярности JS-фрейморков в 2018-м, по результатам большого опроса Stateofjs.com (кликабельно):
Как видно, на сегодняшний день также считаются популярными Polymer, Ember и Backbone (тут спорно, особенно учитывая, что последний раз его обновили в феврале этого года, а до этого обновления не было года три) и не упомянутый в статистике Meteor. Однако, анализируя предложения о работе, можно видеть, что первая троица имеет наибольший спрос, поэтому описывать остальные проекты я не вижу смысла.
Разумеется, библиотек куда больше, и даже такие «древности» (тут сарказм) как jQuerry ещё используются повсеместно. Но для понимания современного WEB вполне достаточно быть знакомым с этой троицей. Хотя тот же jQuerry для освоения гораздо проще, чем три упомянутых выше библиотеки — при хорошем знании JS в нём разобраться можно буквально за вечер (и если вы этого не сделали, то определённо стоит).
Пара слов о современных тенденциях разработки фронтэнда. Не хотелось бы пускаться в критику использования реактивного подхода для больших проектов, но всё-таки стоит упомянуть о том, что подход SPA для больших приложений это пока ещё не лучший выбор. Например, на том же Facebook мы можем наблюдать как первая же страница (логин) грузит с сервера больше 4 МБ данных, причём это всё только JS-код. И, если верить тому, что пишут о кодовой базе лицокниги, там есть не только React, но и Angular. Забавно, не правда ли? Если ваш фреймворк такой уж хороший, зачем вам ещё и Angular?
Важное отличие между React и Angular — тип связывания данных модели и представления. В Angular есть как двустороннее, так и одностороннее связывание. Поясню на примере — двустороннее связывание это когда элемент пользовательского интерфейса (поле ввода, чебокс, селект) обновляется, Angular автоматически обновляет данные в модели. React же работает несколько по другому — сначала обновляется модель и затем рендрится элемент, а для изменения модели нужно использовать callback-функции. Где-то удобнее первый вариант, где-то второй. Однако для работы с React нужно чётко понимать, что именно происходит в системе событий приложения.
Сейчас я пишу для двух крупных закрытых проектов, в одном из них абсолютно всё реализовано на чистом AngularJS и всего лишь паре сторонних модулей для него. За четыре месяца я не получил ни одной задачи, которую нельзя было бы решить силами этого фреймворка, хотя некоторые вещи выглядят, конечно, не так красиво как это можно было бы реализовать в React'е, но это скорее частные случаи — как пример можно привести концепцию создания индивидуального scope для каждого компонента, это может быть весьма затратно и неудобно, если компонентов на странице под сотню и они имеют сложное взаимодействие.
На чистом CSS сейчас верстают относительно редко. Причин тому множество, одни из самых очевидных это усложнение стилей пропорционально сложности проекта и несовершенство CSS-селекторов.
Для расширения возможностей CSS сейчас используются SASS и LESS — это динамические языки CSS стилей, которые могут компилироваться как на стороне сервера (SCSS), так и на стороне клиента (LESS, хотя есть и реализации для server-side). Оба этих языка обеспечивают следующие расширения CSS: переменные, вложенные правила, миксины, операторы и даже (ограниченно) функции.
Вопросы конкретной их реализации я упомяну лишь вкратце, это отдельная широкая тема, в каждом проекте это реализуется по разному. Языки эти не особо сложные, для их понимания в большинстве случаев достаточно знания CSS и нескольких правил конкретного языка. Cитуацию дополнительно упрощает тот факт, что любой валидный CSS должен корректно распознаваться этими языками.
Чуть подробнее:
Последние версии языка Sass имеют два синтаксиса:
<link rel="stylesheet/less" type="text/css" href="styles.less">
<script src="less.js" type="text/javascript"></script>
Основной плюс данного подхода заключается в том, что при такой реализации для вёрстки можно учитывать индивидуальные праметры клиента, например:
@height: `document.body.clientHeight`;
То есть это даёт возможность сначала загрузить DOM, а потом под него создать специальный CSS прямо на стороне клиента.
Пожалуй, на этом общие тенденции можно считать описанными, и теперь стоит перейти к одной из самых спорных и одновременно популярных технологий в современной WEB-разработке. Пришлось даже выделить её в отдельный раздел, поскольку она порой размывает границы между бэкэндом и фронтэндом, предоставляя возможность использовать полноценный SSR (Server Side Rendering), используя при этом JS.
Node.js уже достаточно зрелая технология, продолжающая развиваться семимильными шагами. Это интерпретатор языка JavaScript для серверной стороны (поначалу звучит бредово, да). Сам по себе Node.js является C++ приложением, которое получает на входе JavaScript-код и выполняет его. При этом, нода имеет встроенный веб-сервер (весьма удобный в использовании для мелких проектов, хочу заметить).
О том, как вообще подобная идея появилась очень хорошо написано тут [4]. Статья старая, но для понимания прочесть стоит.
Функциональность Node.js расширяется с помощью пакетов. Пакетом в Node.js называется один или несколько JavaScript-файлов, представляющих собой какую-то библиотеку или фреймворк.
NPM (аббр. node package manager) — это стандартный менеджер пакетов, автоматически устанавливающийся вместе с Node.js. Он используется для скачивания пакетов со своего облачного сервера, а также для загрузки пакетов на эти сервера. Он же отвечает за соблюдение зависимостей между используемыми в проекте библиотеками.
Реалии таковы, что если вы сегодня пишите для фронтэнда в крупном коммерческом проекте это, в абсолютном большинстве случаев, необходимость ставить ноду для использования фреймворков. Разумеется, если вам надо сверстать буквально одну простую страницу, отправляющую некие данные на сервер, сделать это, конечно, можно просто подключив один файл подходящего вам фреймворка и используя его базовые функции, однако с нодой никто уже так не делает.
Если вы внимательно прочли предыдущую часть статьи, сейчас вам должно стать понятно, как Node.js объединяет фронт и бэк. Используя ноду вы можете писать код на JS (или на чём вам больше нравится — TypeScript, CoffeeScript, ES6 и т.д.), используя возможности шаблонизатора выбранного фреймворка. Это, в общих чертах, выглядит следующим образом:
Надеюсь из описания процесса наглядно понятно, что я имею ввиду под объединением фронта и бэка.
Однако, описанный подход тоже вовсе не единственный. Всегда можно запустить билд проекта, получив на выходе готовые файлы, которые уже можно отдавать клиенту с помощью вполне традиционного бэкэнда (PHP, Ruby, да хоть сами сервер на C++ напишите, словом, как угодно). Другой вопрос, что для разработки поставить ноду вам всё равно придётся, поскольку править что-то в этих готовых файлах без исходников проекта это то ещё веселье.
Думаю очевидно, что всё это открывает огромный простор для разработки и широчайший выбор архитектур для построения проекта. Не то что стандартный набор (PHP + HTMLCSS + jQuerry) лет десять назад.
А ведь ещё можно, например, ещё больше унифицировать части кода и использовать их при разработке не только web-приложения, но и мобильного приложения, создавая цельную экосистему (Weex, React Native).
Словом, Node.js, это круто, это хорошо. Осталось чуть подробнее описать самые популярные ныне пакеты и их назначение.
***
Чуть-чуть новомодного сленга, на закуску:
Boilerplate code или просто boilerplate — под этим подразумеваются ссекции кода, которые должны быть написаны во многих местах с минимальными изменениями или вообще без них — например, код шапки HTML-страниц в шаблонах. Также может использоваться по отношению к языкам, в которых программист должен написать много кода, чтобы выполнить минимальную задачу — например объявление класса с приватными переменными и написание внутри публичных функций, только возвращающих значение этих приватных переменных.
DevOps (акроним от англ. development и operations) — набор практик, нацеленных на активное взаимодействие специалистов по разработке с сисадминами и взаимную интеграцию их рабочих процессов друг в друга. Проще говоря, любому нормальному fullstack-разработчику без девопса никуда, ведь для того чтобы самостоятельно развернуть себе нормальную среду для разработки, надо хотя бы в общих чертах понимать как работает веб-сервер и как его настроить.
Пожалуй, на этом краткий обзор современной web-разработки можно завершить, тем более что он и так получился не таким уж и кратким. Буду рад любым замечаниям.
Автор: Psychosynthesis
Источник [5]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/programmirovanie/310555
Ссылки в тексте:
[1] мозг: http://www.braintools.ru
[2] в этой статье: https://habr.com/ru/company/mailru/blog/340922/
[3] Image: https://habrastorage.org/webt/ed/rx/05/edrx05wopipril_5bf1x7w9adxi.png
[4] написано тут: https://habr.com/ru/post/108241/
[5] Источник: https://habr.com/ru/post/427181/?utm_campaign=427181
Нажмите здесь для печати.