- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
«Надо понимать всю глубину наших глубин» (С) ДМБ
Всегда поражался, что расстояние до луны измеряется с миллиметровой [1] точностью. Даже при открытии экзопланет методом лучевых скоростей [2], скорости звезд измеряются с точностью до 0.97 м/с [3].
А вот, например, глубина Бездны Челленджера определена с точностью ± 10 метров [4].
Почему же с водой все так сложно?

С этим вопросом разбираемся под катом. В качестве вишенки на торт: приложение для визуализации движения звука через воду со слоями разной плотности с исходниками на гитхабе и онлайн-калькулятор.
Вот с последним пунктом сегодня и предлагаю разобраться.
Я люблю всегда рассматривать ситуацию в пределе. Марианская впадина в целом и Бездна Челленджера в частности — это и есть предел ситуации с глубиной на нашей планете. Многие эффекты становятся существенны и отчетливо видны только на больших глубинах.
Итак, история измерения больших глубин берет свое начало от того самого Челленджера — HMS Challenger [6], чье имя и носит самая глубокая впадина земного океана. Вот, кстати он на фото:

Весной 1875 года экспедиция измерила при помощи веревки глубину, ни много ни мало — 8184 метров. К слову, проблемы измерения глубины веревкой помимо таких очевидных как дрейф судна и течения, описаны в Занимательной Физике у Перельмана: веревка испытывает трение об воду, извивается, скручивается как молекулы белков и вниз, после определенной глубины, уже не идет — не принимает вода ее.
С тех пор люди не сидели без дела и в 1952 году глубины марианской впадины измерял уже HMS Challenger II:

При помощи взрывчатки, ручного секундомера, проволоки с грузом в 20 кг, лома и скотча а также первых эхолокаторов они намерили уже 10900 метров. После постобработки результат уменьшили до 10632 м с неоднозначностью в ± 27 метров.
Раскапывая, или что атмосфернее, погружаясь в историю исследования мирового океана, в одной из прошлых статей [7] я упомянул легендарное советское исследовательское судно «Витязь» [8] — в качестве КДПВ использовал изображение почтовой марки с ним:

В 1957 году «Витязь» измерил самую глубокую глубину наших глубин — 11034 м. Измерения были сделаны на пределе диапазона эхолота исходя из постоянной скорости звука в 1500 м/с, после чего были взяты бутылочные пробы воды для построения профиля температуры и солености, по которым в последствие и было получено значение в 11034 метра. Хоть этот результат и попадается всюду, где речь заходит о марианской впадине, современные специалисты смотрят на него скептически.
Далее в 1960 акванавты с Триеста [9] сообщили об измерениях по бортовому датчику давления 10911 метров, а судно сопровождения, при помощи взрывчатки измерило глубину в 10915 ±20 метров. А уже в 1976 при помощи эхолота получили значение 10933 ± 50 метров.
Откуда берутся все эти ±20 и 50? Вдумчивый читатель скорее всего давно сообразил к чему я клоню — скорость звука в воде зависит от температуры, солености и давления, т.е. от плотности среды.
Профиль температуры и солености — это набор измерений с привязкой к глубине.
И ни температуру, ни соленость нельзя измерить дистанционно — необходимо «сунуть» термометр и кондуктометр в нужную точку океана. Желательно сделать много измерений по линии как можно вертикальнее и через каждый метр.
Вот так выглядят некоторые профили:
«Академик Иоффе» [10], 30 марта 2005.
Место измерения на гуглокартах [11]

Американское исследовательское судно «OCEANUS» [12], 10 апреля 2010.
Место измерения на гуглокартах [13]
Кстати, на этом океанусе даже вебкамера [14] есть.

Судно NOAA [15] “RONALD H. BROWN” [16], 20 октября 2001.
Место измерения на гуглокартах [17]

В 1992 году (казалось бы!) экспедиция университета Токио измерили глубины как наши соотечественники в 1957 — исходя из постоянной скорости звука в 1500 м/с, но по какой-то причине не собрали профили температуры и солености. Вместо этого они откорректировали данные по таблицам 1980 (!) года и получили значение в 10933 м без указания погрешностей.
Уже в 2002 экспедиция на судне Keirei [18] Японского агентства науки и технологий по изучению морских недр (JAMSTEC) проводила исследования по поиску глубочайшей глубины при помощи довольно продвинутого многолучевого эхолота. Они получили значение в 10920 ±5 м. Они собрали большое количество профилей, но отказ термометра-кондуктометра вынудил их воспользоваться профилями двухлетней давности.
Японцам периодически невезло.
В 2008 исследователи из университета Гавайев вот на таком красавце Kilo-Moana [19]

Получили глубину в 10903 метра при помощи многолучевого эхолота EM 120 [20] от Kongsberg Maritime.
В 2010 ученые из университета Нью Хемпшира на USNS Sumner [21] при помощи более новой модели EM 122 от тех же норвежцев получили глубину 10944 ± 40 м в точке (позиция на гуглокартах) [22].
Неоднозначности при определении глубин при помощи эхолотов есть следствия следующих факторов:
Здесь я могу хочу коснуться только одного из факторов — профиля температуры и солености, или, что в нашем случае почти одинаково — профиля скорости звука.
Просто чтобы наглядно оценить: каков эффект?
Мы принимаем допущение о том, что звук у нас почти как мячик от пинг-понга — путешествует исключительно вертикально, отскакивает от дна весь целиком, корабль неподвижен, дно ровное. Время мы измеряем без погрешностей. И единственное что нас путает — наличие профиля скорости звука.
Как при этом он повлияет на измеряемую глубину?
В этом случае наша модель может быть описана простой формулой:
Где — пройденный звуком путь,
— скорость звука в i-й интервал времени, длительность которого
.
Если мы уменьшаем (а мы не можем) то дело идет к интегралу из школьной физики:
Далее, исходя из измеренного времени распространения звука (от начала излучения до приема отраженного сигнала) нам нужно:
Для этих (и других) целей я запилил библиотеку [23], про которую говорил в первой части статьи [5]. На данный момент она реализована на C/C#/Rust/Matlab/Octave/JavaScript.
Скорость звука считается по формуле Чена и Миллеро [24]. Она нравится мне потому, что там параметром идет давление, которое измеряется непосредственно, а не глубина, как в других моделях. Плюс диапазон по параметрам у этой модели покрывает почти все разумные случаи.
Например, для второго профиля, который получен в этой точке [13] 10 апреля 2010 года, разница между глубиной, полученной по стандартному значению скорости звука и глубиной, полученной по приведеному выше расчету при времени распространения 5 секунд (туда и обратно) получается 18 метров: 3750 против 3768.3 метров, а для 6 секунд разница возрастает до 32 метров.
К сожалению у меня нет профиля из марианской впадины, и вообще мне пока не попадался ни один профиль глубже 6000 метров. Но если принять, что после 4-5 км глубины параметры меняются слабо и скорость звука в основном меняется из-за давления, то получается, что для обсуждаемых глубин разница получается порядка 420 метров, а время от момента излучения сигнала эхолотом до принятия отражения составляет более 14 секунд.
онлайн-калькулятор [25], в котором можно вручную ввести профиль или использовать одни из трех, так сказать, hard-coded.
Поскольку я толком ничего не смыслю в JavaScript, то мне проще было сделать спустя рукава визуализацию на C#. Проект я положил на GitHub [26].
Я знаю, что все знают, но опыт показывает что лучше дать прямую ссылку и на Release [27]
Окно приложения выглядит вот так:

По умолчанию стоит время распространения 5 секунд и какой-то профиль с северной части тихого океана всего из 13 точек.
Справа 4 колонки, в каждой из которых (после нажатия кнопки ANIMATION конечно) звук начинает путешествовать с разной скоростью:
Отображение заведено на MMTimer с периодом в 0.01 с, с этим же периодом работает и симуляция.
В меню PROFILE можно выбрать один из трех демо-профилей (в них мало точек), также можно загрузить несколько профилей, выдранных мной из World Ocean Database [28] которую бережливо собирает NOAA [15].
Эти профили лежат [29]в виде CSV и помимо всего прочего содержат информацию о месте замера, времени, стране, управляющем институте и судне, на котором он производился. Более подробно об этом я писал в статье «Кто и как исследовал мировой океан: разбираем базы NOAA» [7].
Совсем для ленивых (каюсь, я такой же) я собрал GIF-анимацию, но GIF везде отображается по-разному, и «полного эффекта присутствия» не получится:

При написании исторического обзора про исследование марианской впадины я пользовался статьей [30] Джеймса Гарднера с сотоварищами. Крайне рекомендую для интересующихся. Там очень хорошо описаны сложности при измерении, казалось бы, такой «простой» вещи, как глубина.
Хочу поблагодарить всех тех, кто голосовал в предыдущей статье [5]. За то, чтобы появилась эта, было отдано аж 109 голосов — ребята, это для вас! Те двое, кто был против — пардон, я прислушался к мнению большинства.
Традиционно буду искренне (для меня это не пустое слово) благодарен за сообщения об ошибках, конструктивную критику, интересные вопросы и дискуссии.
Автор: Aleksandr Dikarev
Источник [31]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/programmirovanie/352171
Ссылки в тексте:
[1] миллиметровой: https://arxiv.org/abs/1608.04758
[2] методом лучевых скоростей: https://en.wikipedia.org/wiki/Methods_of_detecting_exoplanets#Radial_Velocity
[3] 0.97 м/с: http://www.eso.org/sci/facilities/lasilla/instruments/harps/science/papers/harps_mess114.pdf
[4] точностью ± 10 метров: https://www.ngdc.noaa.gov/gazetteer/
[5] первой части манускрипта: https://habr.com/ru/post/495026/
[6] HMS Challenger: https://en.wikipedia.org/wiki/Challenger_expedition
[7] прошлых статей: https://habr.com/ru/post/493934/
[8] «Витязь»: https://en.wikipedia.org/wiki/RV_Vityaz_(1939)
[9] Триеста: https://en.wikipedia.org/wiki/Bathyscaphe_Trieste
[10] «Академик Иоффе»: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BA_%D0%98%D0%BE%D1%84%D1%84%D0%B5_(%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE)
[11] Место измерения на гуглокартах: https://goo.gl/maps/FgEo4WiqFbfYq2mHA
[12] «OCEANUS»: https://en.wikipedia.org/wiki/RV_Oceanus
[13] Место измерения на гуглокартах: https://goo.gl/maps/pHMsktN7tHwq7Gu4A
[14] вебкамера: http://webcam.oregonstate.edu/oceanus
[15] NOAA: https://www.noaa.gov/
[16] “RONALD H. BROWN”: https://www.omao.noaa.gov/learn/marine-operations/ships/ronald-h-brown
[17] Место измерения на гуглокартах: https://goo.gl/maps/czMaFkz8ewHLjD9t5
[18] Keirei : https://www.jamstec.go.jp/e/about/equipment/ships/kairei.html
[19] Kilo-Moana: https://www.soest.hawaii.edu/soestwp/tech/watercraft/kilo-moana/
[20] EM 120: https://data.ngdc.noaa.gov/instruments/remote-sensing/active/profilers-sounders/acoustic-sounders/kongsberg_em120_product_specification.pdf
[21] USNS Sumner: https://en.wikipedia.org/wiki/USNS_Sumner_(T-AGS-61)
[22] точке (позиция на гуглокартах): https://goo.gl/maps/igBsW1cLoFiSxh1F9
[23] библиотеку: https://github.com/ucnl/UCNLPhysics
[24] формуле Чена и Миллеро: http://www.vliz.be/imisdocs/publications/ocrd/270509.pdf
[25] онлайн-калькулятор: https://alekunderwater.github.io/proper_vsound_distance_calculator.html
[26] положил на GitHub: https://github.com/AlekUnderwater/VSoundPathDemo
[27] Release: https://github.com/AlekUnderwater/VSoundPathDemo/releases/download/1.0/SoundPathDemo.zip
[28] World Ocean Database: https://www.nodc.noaa.gov/OC5/SELECT/dbsearch/dbsearch.html
[29] лежат : https://github.com/AlekUnderwater/VSoundPathDemo/tree/master/TSProfiles
[30] статьей: http://ccom.unh.edu/sites/default/files/publications/Gardner-et-al-2014-Challenger-Deep.pdf
[31] Источник: https://habr.com/ru/post/497314/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=497314
Нажмите здесь для печати.