- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Что посеешь, то и пожнешь
Из желудя вырастет дуб,
Из семени репейника — только репейник
Профессиональное образование —
это семена, которые мы сеем...
Поиск высококлассных специалистов — один из самых сложных вопросов в бизнесе, связанном с разработкой ПО. Несмотря на все сложности мировой и отечественной экономики, квалифицированных кадров не хватает катастрофически. Количество проектов, требующих высокой квалификации, растет значительно быстрее, чем “зреют” специалисты (разработчик — 2-3 года, ведущий разработчик — плюс 2 года, архитектор решения — плюс 3–5 лет ...).
В результате на рынке труда сложно найти разработчиков, и почти невозможно найти квалифицированных архитекторов. Проблема усугубляется тем, что обучение хорошего разработчика не простая задача, в лучшем случае только половина студентов IT-специальностей, обучающихся по стандартной программе и не имеющих опыта работы, действительно в состоянии выполнять реальные задачи после окончания вуза. При этом, эти студенты, как правило, начинают работать по специальности со 2-3 курса, и сложно понять: они знают и умеют «благодаря» или «вопреки». Возможность обучить архитектора в вузе в принципе вызывает сомнения, если не истерический смех.
Поэтому, когда в мае 2012 года я получил предложение Технопарка Mail.Ru [1] принять участие в проекте подготовки архитекторов в вузе ( пусть даже таком именитом как “Бауманка”) я был, мягко говоря, озадачен и заинтригован.
В результате проработки этой темы мы получили очень интересные итоги.
Для того чтобы решить эту задачу мы сделали следующее:
В рамках этого курса мы поставили задачу помочь студентам связать «область проблемы» и «область решения», то есть заложить те знания, которые в последующем очень тяжело даются матерым программистам, выросшим исключительно на основе технических навыков. В последующем эти знания позволяют значительно повысить качество создаваемых решений (красный овал).
В число компетенций, связанных с владением «областью проблемы», вошли:
В число компетенций, связанных с владением «областью решения», вошли:
Практика
Практика была одним из самых сложных аспектов. Учить архитектора на примерах “Hello world” или очередного сайта интернет-магазина, мягко говоря, некорректно — это ведет напрямую к «карго культу». Создать в рамках относительно небольшого курса продукт, на котором можно почувствовать архитектуру и ее взаимодействие с бизнес-контекстом, тоже мало реально.
Решение созрело быстро. Так же как и врачи, прежде чем стать хирургами, начинают со вскрытия — так и мы решили, что вначале студенты должны будут препарировать однозначно успешный продукт и постараются выявить те взаимосвязи, которые позволили продукту занять свое место. Только в отличие от врачей, для успешного бизнес- и системного анализа, совершенно необязательно анализировать мертвый продукт, живые тоже подходят. :-)
В рамках курса студенты в мини-группах работают над восстановлением бизнес-контекста и его взаимосвязи с архитектурой публичного продукта.
В этом семестре студенты выбрали следующие продукты:
Получив блок теоретического материала и изрядно помучив преподавателя, ребята прорабатывают часть паззла и презентуют своим коллегам.
В итоге у каждой мини-группы появится комплексное понимание конкретного продукта, а у группы в целом — понимание особенностей различных рынков и «анатомические атласы» успешных решений.
Суммируя
Курс «Бизнес- и системный анализ для архитекторов» позволяет:
Безуглый Дмитрий
cless75 [3]
http://www.facebook.com/dmitry.bezuglyy [4]
Литература, использованная при подготовке курса:
Автор: cless75
Источник [18]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/programmirovanie/35576
Ссылки в тексте:
[1] Технопарка Mail.Ru: http://tp.mail.ru/
[2] Технопарк Mail.Ru. Начало: http://habrahabr.ru/company/mailru/blog/175511/
[3] cless75: http://habrahabr.ru/users/cless75/
[4] http://www.facebook.com/dmitry.bezuglyy: http://www.facebook.com/dmitry.bezuglyy
[5] Александр Остервальдер и Ив Пинье: http://www.ozon.ru/context/detail/id/7256665/#tab_person
[6] Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора: http://www.ozon.ru/context/detail/id/7256665/
[7] Клейтон М. Кристенсен: http://www.ozon.ru/context/detail/id/1936823/#tab_person
[8] Шаблоны корпоративных приложений: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4884925/
[9] Analysis Patterns: Reusable Object Models: http://www.ozon.ru/context/detail/id/1829884/
[10] www.viewpoints-and-perspectives.info/: http://www.viewpoints-and-perspectives.info/
[11] Л. Басс, П. Клементс, Р. Кацман: http://www.ozon.ru/context/detail/id/2456415/#tab_person
[12] UML. Основы. Краткое руководство по стандартному языку объектного моделирования: http://www.ozon.ru/context/detail/id/6289616/
[13] Алистер Коберн Современные методы описания функциональных требований к системам: http://www.ozon.ru/context/detail/id/5820242/
[14] Алан Купер: http://www.ozon.ru/context/detail/id/2164299/#tab_person
[15] Принцип пирамиды Минто : http://mann-ivanov-ferber.ru/books/mif/025/
[16] мышления: http://www.braintools.ru
[17] Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности: http://www.lib.alpinabook.ru/management/uchites-videt-biznes-protsessy.html
[18] Источник: http://habrahabr.ru/post/181368/
Нажмите здесь для печати.