- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

«Эффект дверного проема»: почему мы забываем, зачем пришли

Не правда ли, знакомая ситуация: встав с кресла и уверенно пройдя в соседнюю комнату с какой-то конкретной целью мы, переступив ее порог, вдруг осознаем, что начисто забыли, а зачем, собственно, туда пришли? Причина этого любопытного явления кроется в особенности работы механизмов нашей памяти. Ниже мы расскажем о феномене «эффекта дверного проема» (Doorway Effect).

«Эффект дверного проема»: почему мы забываем, зачем пришли - 1

На самом деле, ассоциация с дверным проемом — лишь частный случай более общего явления, проявляющего себя в нашей жизни в самых разных ситуациях. Достаточно вспомнить, как открывая холодильник, мы забываем, что, собственно, нам от него нужно. Или, к примеру, весьма распространенная ситуация, когда выслушивая собеседника, вы вынуждены оставлять свой вопрос на потом, ожидая, пока оппонент закончит свой монолог. А когда, наконец, представляется возможность прокомментировать сказанное, вы с удивлением и досадой обнаруживаете, что забыли все, о чем хотели сказать. Иногда в таких ситуациях восстановить цепочку удается, а иногда любые попытки разбиваются о непреодолимую преграду. Что же происходит в такой момент?

Оказывается, наше восприятие одновременно фиксирует происходящее вокруг на разных уровнях. Как в притче о трех строителях одной бригады, один из которых, по его убеждению, занимается тем, что кладет один кирпич на другой, второй строит стену, а третий создает храм. В действительности все они одновременно делают и одно, и другое, и третье. И наше внимание способно переключаться между различными уровнями восприятия, но в каждый отдельный момент времени находиться только на одном из них. Языком притчи, мы сконцентрированы на том, как кладем очередной кирпич, либо представляем процесс в его последовательности, или же думаем о конечной цели проделываемой работы. Если отработанного навыка кладки кирпича у нас нет, то мы полностью сконцентрированы на конкретном действии. По аналогии, водитель новичок, который плохо водит машину усиленно размышляет о том когда переключить скорость или нажать на педаль, в противовес профессионалу, который в пути сможет вполне комфортно побеседовать с пассажиром или оценить своеобразие местных достопримечательностей.

Описанная особенность нашего восприятия действительности имеет самое непосредственное отношение к «эффекту дверного проема», возникающего в тот момент, когда наше внимание блуждает между различными уровнями восприятия, зачастую задерживаясь не там, «где нам было нужно» еще совсем недавно. На примере с собеседником, приведенным выше. Вы намерены возразить оппоненту и ваше внимание всецело поглощено этой целью, но вынуждены мириться с тем, что собеседнику нужно дать договорить. В момент ожидания, когда вы начинаете усиленно искать способ вклиниться в беседу, поскольку оперативная задача изменилась, внимание переключается на другой уровень. Когда же долгожданная возможность высказаться, наконец, находится, вы обнаруживаете, что сказать уже и нечего, внимание на нужную волну переключить уже не удается.

Аналогичный механизм срабатывает и тогда, когда вы забываете, зачем вошли в комнату. К примеру, вам требуется взять ключи в дальней комнате вашего дома, чтобы отправиться в магазин напротив. Уровень «взять ключи» меняется на уровень «дойти до спальни», а по дороге вы еще замечаете оставленную кем-то накануне чашку, которую вы решаете отнести на кухню. То, что в этот момент ваше внимание несколько раз переключается с одного плана на другой вы не замечаете, но чем больше больше таких переключений происходило на пути в спальню, тем больше вероятность того, что дойдя до нее вы зададитесь вопросом: а зачем, собственно я сюда шел?

Отыскать ответ на этот вопрос в таких ситуациях может помочь образное отматывание воображаемой «кинопленки» в обратном порядке, когда вы мысленно выходите из спальни и возвращаетесь назад тем же путем.

Научный термин «эффект дверного проема» был введен психологом из США Габриэлем Радванским (Gabriel A. Radvansky) в 2011 году, а поводом стали проведенные им эксперименты. Задача, стоящая перед участниками сводилась к перемещению между комнатами виртуального дома, созданного Родванским, и выполнению при этом различных заданий на запоминание. Эксперимент однозначно подтвердил: человек намного чаще забывает увиденное или услышанное после прохождения дверного проема. При этом он мог пройти такое же расстояние по большой комнате и сохранить в памяти поставленную цель, но стоило ему перейти из комнаты в комнату, информация «стиралась». Аналогичный эффект подтвердился и во втором эксперименте, проведенном уже в реальном доме. Ученый пришел к выводу, что дверной проем в данном случае играет роль очередного информационного эпизода, несущего для нашей памяти серьезную дополнительную нагрузку, осложняющую попытки вспомнить начальный посыл.

Зная, как работает «эффект дверного проема», мы сможем избежать подобных проблем в будущем. А столкнувшись с проблемой, достаточно пройтись мысленно или физически по главам своей памяти в обратном порядке пока нужное воспоминание не будет восстановлено.

Том Стэффорд (Tom Stafford) bbc.com [1]


На этом всё, с вами был простой сервис для выбора сложной техники Dronk.Ru [2]. Не забывайте подписываться на наш блог [3], будет ещё много интересного…

image [4]

«Эффект дверного проема»: почему мы забываем, зачем пришли - 3 [5] «Эффект дверного проема»: почему мы забываем, зачем пришли - 4 [6] «Эффект дверного проема»: почему мы забываем, зачем пришли - 5 [7]
Почему интернет-магазины отдают деньги за покупки? [5] Обзор Xiaomi Mi Air Purifier 2 или как очистить воздух мегаполиса? [6] Верните свои деньги — Выбираем кэшбэк-сервис для Aliexpress [7]

Автор: Dronk.Ru

Источник [8]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/psihologiya/128992

Ссылки в тексте:

[1] bbc.com: http://www.bbc.com/future/story/20160307-why-does-walking-through-doorways-make-us-forget

[2] Dronk.Ru: https://dronk.ru/

[3] блог: http://geektimes.ru/company/dronk/blog/

[4] Image: https://dronk.ru/cashback-search

[5] Image: https://habrahabr.ru/company/megarand/blog/301792/

[6] Image: https://geektimes.ru/company/dronk/blog/275760/

[7] Image: https://geektimes.ru/company/dronk/blog/273466/

[8] Источник: https://geektimes.ru/post/276920/