- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Я прошел путь от переводчика в Китае до создания собственного стартапа.
В этой статье расскажу про идею стартапа, смену трёх CTO и команд за год, предложение инвестиций, продажи и выигрыш гранта на миллион рублей.
Дисклеймер: статья написана автором блога «POV startup» [1] на основе интервью с Григорием Дюкаревым, основателем omnichem.ru.
Изначально я хотел быть дипломатом. Учился на международных отношениях в Сибирском федеральном университете, а затем в Шаньдунском университете в Китае. Короче говоря, учился везде, где не нужно было. А нужно было в МГИМО.
После возвращения из Китая пытался устроиться в центральный аппарат МИД в Москве, но единственное, что мне было доступно — самая младшая позиция с окладом 17 тысяч рублей. Без жилья в Москве этот вариант, очевидно, не подходил.
Я начал думать, чем могу заниматься. Ещё живя в Китае, подрабатывал переводчиком для российских предпринимателей, которые приезжали туда на переговоры. Один из таких предпринимателей владел контрактным производством косметики в России. Так я узнал про контрактные производства.
Я решил заказать партию косметики у того предпринимателя, которому когда-то переводил в Китае. Продажи шли хорошо. Со временем я начал размещать свои бренды косметики в сети "Фамилия".
Помимо продаж своей косметики, занимался субподрядом по производству. Однажды поступил заказ на 70 миллионов рублей. Ни одно из производств не было готово изготовить такую крупную партию, поэтому я решил создать своё производство косметики.
Обратился к знакомому технологу, и мы намешали пробные экземпляры. Заказчика качество устроило. Так мы получили контракт на 70 миллионов, на которые закупили оборудование и начали работу.
Спустя полгода возник корпоративный конфликт с партнёром, из-за чего пришлось оставить своё производство с долгом в два миллиона рублей. Продажи моей косметики к тому времени приносили небольшие деньги.
Нашу семью ждало пополнение, и я решил пойти работать по найму. Пока мы создавали своё производство, я изучал разные подходы к организации работы команды: скрам, канбан и прочие.
Опыт управления командой помог мне найти работу продакт-менеджером.
Спустя пару лет работы в найме я задумался о том, что пора снова запускать свой бизнес. Думал, как совместить накопленный бэкграунд в сферах контрактных производств, косметики и айти.
Когда я занимался своей косметикой, глубоко погрузился в производственные вопросы. Так я узнал, что:
Цена этикетки зависит от тиража и размера этой этикетки.
В баночку крема обязательно нужно положить вкладыш, потому что без него масляная фаза вытечет из-под любой крышки.
Можно оптимизировать логистику, если грамотно выбрать размер баночки. Например, сократив ширину на полсантиметра, можно уместить на паллет на 2000 банок больше.
И многое другое.
Тогда я придумал сервис, который "под ключ" производит косметику. Концепция в том, что клиент приходит с идеей косметики, а мы на своей стороне решаем всё остальное: ведём коммуникацию с производством, формулируем техническое задание, контролируем качество и сроки. Для производств мы выступаем как беспроблемный клиент, который чётко знает, чего хочет.
Начал проводить кастдев. Выяснил, что крупные продавцы косметики уже имеют сотрудников, которые отвечают за работу с производствами, а начинающие предприниматели не видят ценности в этой услуге — думают, что никаких проблем при производстве возникнуть не может. Заинтересованных предпринимателей оказалось немного.
Пока проводил кастдев, общался в том числе с производствами. И каждый второй говорил об одной проблеме — поиске химического сырья. Производства постоянно находятся в его поиске. Из-за высокой ключевой ставки дистрибьюторы держат минимум складских запасов, поэтому даже у 20-30 дистрибьюторов может не найтись нужного материала. Дистрибьюторы не размещают на своих сайтах каталоги сырья и тем более их остатки. Как следствие, приходится их обзванивать или писать на почту, что занимает колоссальное время.
Вторая проблема производств — поиск аналогичных материалов. Например, в составе косметики необходимо заменить один компонент на другой. В Рунете нет площадок, где можно по определённым параметрам найти химические материалы и посмотреть их характеристики.
Так у меня появилась идея создать сервис поиска и заказа сырья. В этом сервисе сотрудники производств будут искать нужные материалы, изучать характеристики сырья и остатки у дистрибьюторов.
Менеджеры производств экономят время на поиск товара, а дистрибьюторы получают лиды. Монетизировать сервис планировал с помощью платных подписок дистрибьюторов.
Я подумал, что мне нужны единомышленники. Мне импонировали университетские комьюнити с молодыми и заряженными ребятами, которые хотят запускать свои стартапы. Так я поступил на магистратуру МФТИ по направлению «Технологическое предпринимательство».
Навыков программирования у меня нет, поэтому мне был нужен софаундер, который взял бы на себя разработку, а я занимался бы продуктом и продажами. В поисках софаундера я пошел в тематические чаты в Telegram. На моё сообщение о поиске CTO откликнулись пятнадцать человек, с десятью из них мы созвонились, а с тремя встретились лично. Один из них стал СТО. Мы договорились, что 30% стартапа достанется ему, и заключили договор о намерениях. Предполагали, что остальная команда будет работать ради опыта.
СТО привлёк в команду дизайнера и фронтендера. Сам он планировал писать бэкенд. За полтора месяца работа не сдвинулась с мёртвой точки. С этой командой я попрощался.
Было непонимание, как искать новую команду, и ощущение, что подобный подход работать не будет. К счастью для меня, мне написал мой второй СТО.
Второй СТО менторил айтишников и привлёк в команду двух бэкендеров, двух фронтендеров, проджет-менеджера и девопса. За четыре месяца мы планировали сделать MVP, который включал бы в себя каталог химических материалов и личный кабинет дистрибьютора.
За месяц до планируемого релиза я выступил на форуме «Сильные идеи для нового времени». На этом мероприятии ко мне подошёл инвестор и сказал, что ему очень понравилась наша идея и он готов инвестировать в нас десять миллионов рублей. Однако об инвестициях мы не договорились — я не знал, как мы можем использовать его деньги, чтобы вырасти, например, в 100 раз.
Через неделю после форума я нашёл первых потенциальных клиентов-дистрибьюторов. Люди просили выставить счёт для оплаты подписки, но тогда у нас даже не было юридического лица. Я спешно открывал юридическое лицо и готовился к релизу нашего MVP.
После релиза выяснилось, что личный кабинет не был разработан. Команда даже не знала, что его нужно делать.
Я сам не до конца понимаю, как так произошло. На макетах личный кабинет был, в YouTrack всё отмечено.
В течение месяца нас покинул проджект — она ушла в американский стартап. Позже ушли пара разработчиков — они тоже нашли себе работу. СТО не хотел заниматься управлением командой и потерял мотивацию работать. Практически три месяца работа стояла на месте. СТО утверждал, что нужны деньги на нормальную команду, чтобы быстрее разрабатывать. А без продукта и продаж инвестиции невозможны. Замкнутый круг.
Я принял решение попрощаться со вторым СТО.
У меня появилось желание всё бросить.
Какое-то время проект простаивал. Спустя месяц после расставания с СТО мы выиграли в акселераторе «ФИЗТЕХ.ИДЕЯ+» и заработали двести тысяч рублей. Мотивацию продолжить работу давали сообщения от клиентов с вопросом, когда будет готов сервис.
Я понимал, что у нас есть перспективы. Все нам подтверждают, что проект нужен.
Нового СТО я нашёл благодаря магистратуре. Периодически с одногруппниками мы обсуждали, у кого какие успехи. Муж одной из одногруппниц — лидер разработки в зарубежном банке. Его заинтересовал проект, и мы начали работать вместе. В отличие от предыдущих СТО, он сам пишет код. За пару месяцев он существенно подтянул внутреннее устройство всего продукта.
А ещё мы выиграли грант «Студенческий стартап» на миллион рублей. Деньги должны прийти в октябре-ноябре.
Закончить с личным кабинетом и запуститься мы планируем в октябре этого года. По достижении 200 активных клиентов-дистрибьюторов добавим платную подписку, которая даст такие фичи, как повышенное ранжирование, расширенная аналитика, рекламные баннеры и прочее.
На втором этапе развития проекта хотим стать маркетплейсом. Клиенты смогут покупать товары прямо на площадке. Будет возможность совместных закупок и безопасных сделок.
На третьем этапе будем создавать свои финансовые сервисы для отсрочек, скорингов клиентов и прочего.
Данные хранятся в PostgreSQL, бэк написан на Python, а фронт — на React.
В нашем каталоге 170 тысяч химических материалов, поиск по которым занимал три минуты. Поиск по названию на сайте работал так: при вводе одного символа начинался поиск, который занимал три минуты. Вводим второй символ — и снова ждём три минуты. Текущий СТО внедрил Elastic, и поиск начал работать намного быстрее.
Второй факап — отсутствие индексации каталога материалов. Я неоднократно говорил, что нам нужен SEO-трафик. В итоге страницы были сделаны как Single Page Application, которые не индексируются поисковиками. Чтобы решить эту проблему, мы переехали на Next.js.
Нужно гораздо быстрее принимать решения. Чтобы попрощаться с первым СТО, мне потребовалось полтора месяца, хотя было понятно в первую неделю, что он и команда не работают. Со вторым СТО я тоже ждал три месяца.
Нужно избавиться от перфекционизма. Мы тратили много времени, чтобы сделать не просто работающий функционал, но и старались сделать его красивым визуально.
Не надо бояться пробовать. После неудачи с собственным бизнесом какое-то время я чувствовал синдром самозванца и откладывал создание своего продукта. Сейчас этих страхов нет. Я понимаю, что трудности преодолимы, и даже команду можно собрать без денег, найдя нематериальную мотивацию для каждого.
Дисклеймер: статья написана автором блога «POV startup» [1] на основе интервью с Григорием Дюкаревым, основателем omnichem.ru.
Автор: POVstartup
Источник [2]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/python/397290
Ссылки в тексте:
[1] «POV startup»: https://t.me/POVstartup
[2] Источник: https://habr.com/ru/articles/845206/?utm_campaign=845206&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss
Нажмите здесь для печати.