- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Привет! Меня зовут Люба, и я QA инженер команды разработки систем для контакт-центра в Lamoda.
Недавно исполнилось три года, как я работаю в нашей компании, и это заставило меня задуматься и заново посмотреть на события, которые происходили с момента, как я выбрала эту профессию, на решения, которые я принимала. На каком-то этапе своего карьерного пути я столкнулась с выгоранием, и была близка к тому, чтобы совсем уйти из профессии. Но не ушла, а наоборот продолжаю реализовывать себя в этой же сфере, причем работаю уже сравнительно долго на одном месте, и пока не собираюсь уходить.
По образованию я математик-программист, но еще в институте поняла, что становиться разработчиком я не хочу. Тестирование, наоборот, сразу показалось мне интересным, потому что требует самых разных навыков (и при этом остается возможность покодить).
За первые три года своей карьеры я поработала в двух компаниях, и в обеих занималась тестированием банковского ПО — и с благодарностью вспоминаю свои прошлые места работы и своих бывших коллег, которые помогли мне получить начальный опыт в профессии.
На первом месте я тестировала WEB-приложения на планшетах/мобильных устройствах (iOS, Android) и десктопные клиент-серверные приложения. Начала применять разные виды тестирования, и в копилке моего технического опыта появились новые навыки:
Затем я устроилась в аутсорс-компанию, предоставляющую услуги по тестированию и аналитике. Технического опыта эта работа прибавила мне мало: лишь знакомство с SoapUI, интеграционное тестирование, и на одном из проектов удалось еще более плотно заняться тестированием мобильных приложений.
Зато на некоторых проектах удалось попробовать себя в роли аналитика и тест-лида для небольшой команды тестировщиков. Я много общалась и с коллегами, и с заказчиками, что помогло мне развить софт скиллы.
В эти первые три года я поняла, что не ошиблась, тестирование действительно очень разнообразно, и работа в этой области мне по душе. Но чем больше появлялось опыта, тем сильнее меня начинали демотивировать некоторые моменты, которые вначале казались вполне приемлемыми. В основном это были особенности организации рабочих процессов, принятые в компании — что-то, на что я не могла повлиять. Я старалась справляться с дискомфортом, вкладывая свои внутренние ресурсы, ведь работа мне нравилась. Но в какой-то момент это перестало получаться.
Шел миллениал по опен спейсу, видит — работа горит. Сел за нее и выгорел.
К концу третьего года работы я перегорела настолько, что на три месяца ушла просто “в никуда”. Отдыхая и восстанавливаясь, я пыталась понять, что именно привело меня в такое состояние. Самыми критичными моментами для меня оказались:
Все эти неприятные вещи, если подумать, не связаны непосредственно с профессией тестировщика ПО. Но в тот момент мне было, конечно, сложно отделить одно от другого. И когда после перерыва у меня снова появилось желание отправиться на поиски работы, я задумалась о том, чтобы сменить специальность на смежную. Например, уйти в аналитику, или попробовать продолжить в роли QA Lead.
Но при этом я понимала, что мне невероятно нравится техническая составляющая именно моей профессии. И тогда осознала, что хочу продолжать развиваться как QA инженер. Что аналитика, вероятно, наскучит мне без технических моментов, а в роли QA Lead постепенно потеряю технические навыки. А по моим ощущениям в ближайшем будущем на рынке труда все же будут больше востребованы сильные технические специалисты.
На этот раз я выходила на рынок труда уже как достаточно опытный специалист. Я определила для себя список требований, по которым оценивала предложения работодателей. Конечно, мне хотелось, чтобы на новом месте работы отсутствовали те самые минусы, которые стали причиной моего выгорания. Отдельно я выделила еще несколько критериев:
Начался долгий поиск. Меня не очень радовали полученные предложения — было похоже, что большая часть минусов предыдущих мест будет и здесь.
И вдруг я вспомнила, что год назад засматривалась на вакансию QA инженера в Lamoda. На собеседовании меня зацепило то, что предполагалось много заниматься техническими задачами, использовать новые для меня инструменты и тестировать большую и сложную систему. И что нормальная коммуникация является одной из ценностей компании.
Первое непривычное, с чем я столкнулась на новом месте, было то, что здесь вся работа ведется командной.
Проявляется это в налаженных процессах в виде адаптированного скрама — синхронные 2-х недельные итерации в каждой команде, в течение которых проходят разные встречи (митинги, груминг, оценка задач, обсуждение проектов). Моя рабочая нагрузка планируется с учетом того, что я буду посещать все эти встречи. В результате я всегда в курсе всех новостей по проектам.
Еще лично мне очень нравится, что нет как такового отдела тестировщиков во главе с руководителем. Когда существует двойное подчинение – тимлид разработчиков и руководитель отдела тестирования – то порой возникает конфликт интересов и борьба за ресурсы под определенные задачи.
В Lamoda QA инженер — часть команды определенной системы.
И получается, что я в подчинении у тимлида своей команды, который в курсе моей текущей и предстоящей работы, и это помогает нам эффективно проводить 1-to-1 встречи. На них мы обсуждаем мою работу, наболевшее, и тимлид старается помогать со всем необходимым, а также определяет дальнейшие возможные векторы развития. То есть я получаю ту самую обратную связь от коллег через тимлида — то, чего мне очень не хватало раньше.
А еще я начала чувствовать себя абсолютно нормально, когда мне нужно обратиться за помощью к разработчику или аналитику, или даже к другим командам. Никто не выставляет тебя глупцом, если чего-то не знаешь, а наоборот делятся знаниями, и приветствуют такой подход.
Особенно важным для меня стало наличие доступов везде, где нужно. И я могу самостоятельно настраивать свое тестовое окружение как мне нужно, лазить в БД и в логи, а еще видеть код приложения в целом и все изменения в нем по пул реквестам задач.
Например, когда беру в работу задачу, то я вижу, что именно было изменено в коде. На этом этапе уже могу заметить дефекты. Если понимаю, что нужно проверить обмены с другой системой, то могу сама развернуть любую другую систему у себя на тестовом стенде — поднять для нее БД, контейнеры с нужной версией, накатить миграции. И мне не нужно просить это сделать кого-то из коллег.
С самого начала моего работы в Lamoda меня невероятно радует открытость к шерингу знаниями, принятая в коллективе. Это очень упрощает многие рабочие моменты. Но обмен знаниями работает по-настоящему эффективно, когда является общей для всей компании ценностью, когда сформировалась уже целая культура, и каждый сотрудник является ее частью (о том, как именно этого добились в Lamoda, мой коллега недавно писал в статье [1]). Я оценила все плюсы этой культуры на себе, и с удовольствием сама теперь ее поддерживаю.
Был момент, когда состав тестировщиков сильно изменился, и новые ребята не знали, как поднимать и настраивать стенды некоторых общих систем и как с ними в целом работать. На меня посыпалось много повторяющихся вопросов, и я приняла решение организовать пару встреч, на которых рассказала ребятам об этих системах и ответила на все их накопившиеся вопросы. После встречи стало понятно, какие именно заметки следует оставить в наследство, чтобы в дальнейшем история не повторялась, и я больше не тратила на это время.
И вообще пришло такое банальное осознание, что вместо написания заумных документаций (которые все равно пишутся очень редко и медленно) можно просто делиться знаниями в доступных для всех заметках, причем максимально простым языком. После работы в банковской сфере мне это было непривычно, и я сознательно отучала себя от добавления излишней терминологии и “воды”.
Оставляя такие заметки, в первую очередь я забочусь о себе будущей. Которая спустя время подзабудет, как что-то проверяла в прошлый раз, и тут мои записи из прошлого как раз пригодятся.
А со временем у меня появилось осознание, что можно и нужно делиться знаниями не только внутри компании, но и вовне — на различных конференциях и митапах. Например, как-то я выступала с докладом об интеграционном тестировании [2]. Ну или статью вот можно написать =)
В нашей компании действительно большой IT-блок, уже более 340 инженеров, и постоянно я работаю только с какой-то одной его частью. Но, благодаря интеграционным тестированиям, я знакомлюсь с системами, которые поддерживают и развивают другие команды, и даже поучаствовала в их тестировании в моменты, когда у тех команд была сложность с ресурсами на это. И это снова то самое разнообразие, которое я люблю в своей работе.
Еще мне очень важно, что я могу заглянуть внутрь всех процессов, которые выстроены в системе. Например, есть возможность понаблюдать за работой операторов колл-центра. Что для меня, как тестировщика колл-центра, оказалось очень полезным — мне удалось лучше понять бизнес-логику некоторых кейсов, а также увидеть слабые места в приложении и рассказать о них команде, чтобы сделать доработки в ближайшее время.
Я попала на интервал работы оператора, когда ему поступали много звонков от клиентов с просьбой о продлении срока хранения заказа на ПВЗ (пункт выдачи заказов). Оператор пояснил мне, что каждый день около 17:00 идет рассылка sms клиентам с оповещением о том, что заканчивается период хранения заказа на ПВЗ. После получения этой sms клиенты, конечно же, начинают массово звонить в колл-центр с просьбой продлить срок хранения, потому что не успевают забрать заказ. Конечно, такой кейс хочется автоматизировать, например, дать возможность клиенту в ответ на sms отправить нужный ему вариант – продлить хранение заказа еще на день или отказаться.
В последние несколько месяцев я присоединилась к ребятам, которые проводят интервью для поиска новых QA инженеров в наши команды бэкенда. Это тоже оказалось очень полезным: я прокачала софт скилы и даже почерпнула от кандидатов новые технические штуки. Плюс было очень приятно помогать найти действительно классных специалистов своего дела, с такими же горящими глазами, как у меня, с которыми потом вместе работать в кайф.
Недавно у меня произошел переход из одной команды в другую, и мне хотелось оставить систему и все свои наработки в надежных руках. Поэтому для меня было особенно важно в этот момент, что я могу лично собеседовать новых кандидатов и выбрать лучшего из них.
В начале я попала в команду системы Order Processing по хранению и обработке заказов (подробнее про эту систему коллега рассказывал в статье [3]). В тот момент это был очень большой монолит, написанный на PHP, который общался с огромным количеством других систем. И, честно, поначалу тестировать его было сложно и больно. Никогда до того я не встречалась с подобными системами. На протяжении 3-4 месяцев тестирование каждой задачи начиналось практически с чистого листа – они все касались абсолютно разной функциональности, и требовали разных подходов к тестированию.
Но лично я поняла, что получаю удовольствие от таких сложных вызовов. Потому что, во-первых, не становится скучно, а во-вторых — много возможностей для развития технических навыков.
Здесь у меня наконец-то появилась возможность познакомиться с автоматизацией тестирования и заняться ею вплотную. У меня всегда был пунктик о том, что не хотелось бы забывать полученные навыки программирования.
И сейчас я занимаюсь автоматизацией тестирования на php+codeception — о том, как она устроена, мой коллега рассказывал в этой статье [4].
Вся команда работает над созданием интеграционных авто-тестов, стремясь к тому, чтобы в итоге тестировать руками приходилось лишь единожды при разработке новой функциональности. Регресс в моей системе уже покрыт автотестами, и это радует. Проходить одни и те же сценарии вручную из раза в раз — это, наверное, самая нелюбимая часть работы у многих тестировщиков. Гораздо приятнее проводить это время за развитием своих навыков и другими интересными занятиями.
Конечно, за эти три года у меня не всегда все было прекрасно.
Например, за последние несколько месяцев были изменения в команде, поддерживающей CI/CD. В этот период возникали проблемы с тестовым окружением, их решали долго, или они вовсе оставались без решения. Конечно, меня это расстраивало и делало мою работу менее приятной. Но в какой-то момент я поняла, что большое количество изменений, которые плохо поддаются предсказанию — неотъемлемая часть работы с любой действительно сложной системой. И во всем этом можно найти и плюсы. Мне удалось глубже понять свое тестовое окружение, некоторые проблемы я научилась исправлять самостоятельно.
Случалось, что контейнеры в докере после поднятия почти сразу же падали. И тут нужно было залезть в логи контейнера, понять, что именно пошло не так, и постараться локализовать своими силами или понять, кого из разработчиков можно привлечь для помощи. На тот момент этот способ был намного быстрее и эффективнее, чем ждать помощи от ребят из CI/CD.
По сравнению с прошлыми местами работы я ощущаю, что здесь пока что профессионально расту “год за три”, настолько разными и насыщенными были мои задачи.
Какие навыки я получила за три года работы?
— Для настройки тестового окружения и деплоя веток с фичами использовала Jenkins, VirtualBox, командную строку и внутренние файлы системы с конфигами.
Затем был переезд стенда в docker, а сейчас уже и в k8s в облаке.
— Для билдов настроила джобы в Bamboo.
— Для написания автотестов на PHP+Codeception использую PHPStorm, и пул реквесты с ними создаю при помощи Git.
— Для тестов прикручены Allure отчеты.
— Для тестирования API – Postman, SoapUI, Swagger.
— Для запросов к БД SQL и Postgres – Sequel Pro и DBeaver.
— С логами работаю через Kibana, а также через консоль в файлах системы.
— Для асинхронных запросов использую RabbitMQ и Event-bus&Kafka.
— Для тестирования обменов файлами через FTP, SFTP, S3 использую Cyberduck.
— Вся работа с задачами и документацией ведется в Jira, Confluence.
— Научилась создавать и использовать заглушки в SoapUI и Wiremock.
— И так уж получилось, что именно здесь на разных проектах я узнала о тестировании обратной совместимости, проверке идемпотентности запросов и тестировании миграций.
Несмотря на такое вроде большое разнообразие в работе, спустя примерно 2 года я почувствовала, что снова остановилась в развитии. Задачи стали повторяющимися, мне попросту начало становиться скучно.
В итоге я открыто рассказала о своих мыслях и ощущениях своему тимлиду на встрече 1-to-1. Оказалось, что компания готова дать мне достаточно много возможностей для горизонтального развития. Спустя месяц мне предложили перейти в команду Callcenter с достаточно сильно отличающимся техническим стеком, в которой я и работаю сейчас.
С точки зрения самого объекта тестирования я опять-таки погрузилась в совершенно новую для себя область. Колл-центр — это про телефонию, там совсем другая архитектура всей системы, не похожая на все те, с которыми я работала ранее.
Сама система состоит из нескольких сервисов, которые исторически написаны на разных языках — там и PHP, и Go, и Scala, и JS Node.
Заметок и документации было очень мало, интеграционных автотестов не было.
По сути, я получила возможность выстроить с нуля тестирование для большой и сложной системы. Мы сами придумываем и налаживаем внутрикомандные процессы — как договоримся, так и будет. Так, мы решили с самого начала работать над автоматизацией тестирования, при помощи инструментов, удобных для нашей команды.
Так что проблема со скукой однозначно разрешилась, я чувствую, что совершаю сейчас огромный скачок в профессиональном развитии.
Лично для меня удивительно, что огня в моих глазах не поубавилось за три года, проведенных в компании. Возможно, я и правда нашла то самое занятие и место в жизни, чего и всем желаю.
Здесь я не чувствую себя в изоляции. Мне постоянно доступна возможность развивать технику, тестировать разные системы, переходить в другие команды, а значит снова узнавать что-то новое и участвовать в разных общих событиях, что позволяет действительно почувствовать ценность и важность моего труда.
Нет универсального лекарства. Ведь причин, приводящих к выгоранию, может быть очень много. Но вот выводы, которые я сделала из своего опыта.
Если ты чувствуешь усталость и раздражение, и думаешь, что тестирование больше не твое занятие — задумайся, может дело в условиях работы, а не в профессии как таковой. Вполне вероятно, что ты устал от того, что не налажены процессы, работа идет “в стол” и результаты труда не ощущаются, коммуникация в коллективе слишком сложная и отбирает много сил… Существует множество демотивирующих факторов.
Найти свое дело и свое место возможно: иногда нужно искать снаружи, иногда — договариваться внутри. Главное, четко понимать, что сейчас не так и как хотелось бы, и внятно доносить свои ожидания и хотелки.
Автор: Lyubov
Источник [5]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/qa/347145
Ссылки в тексте:
[1] статье: https://habr.com/ru/company/lamoda/blog/485926/
[2] докладом об интеграционном тестировании: https://sqadays.com/ru/talk/63299
[3] статье: https://habr.com/ru/company/lamoda/blog/478740/
[4] этой статье: https://habr.com/ru/company/lamoda/blog/452136/
[5] Источник: https://habr.com/ru/post/488186/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=488186
Нажмите здесь для печати.