- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Qt Everywhere: WebAssembly и WebGL стриминг

Qt Everywhere— так именуются архивы с исходниками Qt. В 5.12.0 завезут WebAssembly и WebGL стриминг и everywhere звучит уже по другому. Так и просилось что-нибудь запрототипироват. Был быстро накидан прототип чатика [1] на веб-сокетах, что бы протестировать поддержку сети. Под катом будет инструкция по сборке и запуска проекта на WebAssembly, пример вызова JavaScript из С++.

Сборка Qt с WebAssembly

Сперва нужно поставить toolchain emscripten [2], которым будем собирать Qt. Не забудьте прописать переменные окружения, что бы qmake нашел emcc. Скрипт configure запускался со следующими параметрами:

./configure 
 -prefix /home/dmitry/Qt/5.12.0/wasm 
 -xplatform wasm-emscripten  
 -confirm-license -opensource 
 -nomake tests 
 -c++std c++1z 
 -nomake examples 
 -release 
 -no-dbus 
 -skip qtxmlpatterns 
 -skip qttools

Дальше как и везде:

$ make 
$ make install

Сборка и запуск проекта

$ ~/Qt/5.12.0/wasm/bin/qmake 
$ make
$ emrun chat.html 

Платформенно-зависимый код

Зашивать url на котором висит бэкенд не очень хорошо, т.к. захочется запускать на произвольном порту. В случает работы из браузера нужно взять location.hostname и location.port что бы определить где запущен бэкенд. Для этого придется немного пописать на JavaScript.

Для любителей дефайнов есть Q_OS_WASM, я же предпочитаю выносить код в pimpl и отдельные файлы. Pimpl здесь лишний, но код разнесу на разные файлы

Заведем какой-нибудь конфиг

//config.h
#pragma once

#include <QtCore/QUrl>

class Config
{
public:

    static QUrl wsUrl();

};

и две реализации

//config.cpp
#include <QtCore/QCoreApplication>
#include <QtCore/QCommandLineParser>
#include "config.h"

QUrl Config::wsUrl()
{
    QCommandLineParser parser;

    QCommandLineOption wsOption(QStringList() << "u" << "url"
                                , "WebSocket url"
                                , "url"
                                , "ws://localhost:1234");
    parser.addOption(wsOption);

    parser.process(*QCoreApplication::instance());
    return QUrl(parser.value(wsOption));
}

//config_wasm.cpp
#include <QtCore/QByteArray>

#include <emscripten/emscripten.h>
#include <emscripten/html5.h>

#include "config.h"

QUrl Config::wsUrl()
{
    QByteArray buff(1024, 0);
    EM_ASM_({
       var url = "ws://"+ window.location.hostname + ":" + window.location.port + "/ws";
       stringToUTF8(url, $0, $1);
    }, buff.data(), buff.size());
    return QUrl(QString::fromUtf8(buff));
}

Осталось прописать в pro файле

wasm {
SOURCES += config_wasm.cpp
} else {
SOURCES += config.cpp
}

EM_ASM_ это магия emscripten позволяющая вызывать JavaScript код из C++. Хотя можно это было сделать и без JavaScript

emscripten::val location = emscripten::val::global("location");
auto host = QString::fromStdString(location["host"].as<string>());
auto protocol = QString::fromStdString(location["protocol"].as<string>());

Поддержка в браузерах

Десктопные браузеры: запускается и работает в Сhrome, Firefox, Safari, Edge(тут пришлось включить экспериментальные функции JavaScript). В зависимости от железа могут быть существенные задержки на компиляции WebAssembly.

В Chrome на Andorid могут пройти минуты на компиляцию WebAssembly. Сразу заметил отсутствия поддержки мобильных браузеров, а именно нет вызова системной клавиатуры, при попытки ввести текст.

Safari на iOS 12 тут приложение падает на этапе компиляции WebAssembly и я не стал дебажить. Теоретически можно перейти на asm.js, но это требует отдельного исследования.

Qt Quick WebGL

В блоге позиционировался как VNC на веб-сокетах с отрисовкой на WebGL. Из зависимостей [3] Qt WebSockets и Qt собранный с поддержкой OpenGL ES 2 т.е. гонять на железе без GPU будет мучительно. Для её поддержки достаточно поставить Qt WebGL Streaming Plugin в онлайн установщике и запустить приложение с параметром -platform webgl или -platform webgl:port=80, если нужно указать порт.

Но у этой технологии есть свои ограничения:

  • задержки или пресловутый input lag;
  • отсутствует поддержка приложений на Qt Widgets;
  • отсутствие передачи звука;
  • одно пользовательское соединение на процесс т.е. во второй вкладке уже не зайти, будет крутиться прелоадер.

Так же я заметил проседание fps при анимации StackView на переходах между экранами. Достоинство WebGL стриминга:

  • встроенный сервер;
  • минимум усилий. Мне не пришлось собирать из исходников Qt и отдельно пересобирать существующее приложение.

Способы применения WebAssembly и WebGL Streaming

Альтернатива Wt [4] когда есть готовое приложение на C++ и к нему нужно прикрутить веб-интерфейс. Например web-интерфейс к torrent качалке.

Web интерфейс для какого-нибудь умного дома. Не даром в Qt завезли MQTT, а на msorvig/qt-webassembly-examples [5] пример mqtt_simpleclient [6]. Можно иметь общий код UI который работает на планшете и в браузере.

Код доступен на GitHub [1], подготовленные бинарники там же [7]

Автор: RPG18

Источник [8]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/qt-2/300264

Ссылки в тексте:

[1] чатика: https://github.com/RPG-18/qt-wasm-chat-example/tree/master/frontend

[2] emscripten: https://kripken.github.io/emscripten-site/docs/getting_started/downloads.html

[3] зависимостей: https://doc-snapshots.qt.io/qt5-5.12/webgl.html

[4] Wt: https://www.webtoolkit.eu/

[5] msorvig/qt-webassembly-examples: https://github.com/msorvig/qt-webassembly-examples/

[6] mqtt_simpleclient: https://github.com/msorvig/qt-webassembly-examples/tree/master/mqtt_simpleclient

[7] там же: https://github.com/RPG-18/qt-wasm-chat-example/releases

[8] Источник: https://habr.com/post/430954/?utm_campaign=430954