- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Это — подкаст с теми, кто пишет, редактирует, снимает фото, видео и руководит созданием контента. Сегодня мы подготовили для вас текстовую версию шестого выпуска.
Его гость — Екатерина Кудрявцева — контент-продюсер и редактор маркетинга РБК. Мы говорим о миксе работы и хобби редактора.
[4] На фото: Екатерина [5]howtolooksmart [5] Кудрявцева, контент-продюсер и редактор маркетинга в РБК
В такой атмосфере я и работала.
Знаешь как лучше — сделай как лучше. Так это все и закрутилось.
В какой-то момент я начала заниматься редактурой на более регулярной основе. Это были какие-то коммерческие проекты. Иногда сама пишу что-то для собственного удовольствия.
Как у тебя появилась «насмотренность»?
Расскажи, пожалуйста, про свои проекты на стыке хобби и текстов.
Я знаю, что ты пишешь про книги и сериалы. Как это все вылилось в Telegram-канал [5], интересные тексты и вообще в историю, связанную с контентом?
Мы застали одну из самых ранних версий программы, где каждый год тебе надо было читать книги по российской и западной словесности. Там такие книжки, что если ты их составишь, то они будут выше твоего роста. И у тебя на это было два месяца.
Конечно, два месяца хватит на то, чтобы прочитать несколько веков российской словесности, а потом ещё западной. И это две пары, а у тебя их ещё пятнадцать.
Когда ты в таком темпе читаешь, потом в таком же темпе про это рассказываешь, а потом пишешь, просто не остается вариантов: ты либо выживаешь, либо не выживаешь.
И этот подход остался. Мне всегда интересно какой-то опыт попробовать описать, потому что так ты сам его лучше понимаешь. Это — привычка, которая у меня осталась с университета. Она стала моим интересом, потому что если тебе это неинтересно, то надо уходить и делать что-то другое. Иначе ты просто умрешь и будешь ненавидеть все, что тебя окружает.
Когда я перестала получать «хардкорное» гуманитарное образование, мне захотелось сохранить связь с этим. Так и получилось. Какую-то постоянную загрузку, связанную с культурной работой, я пока не придумала. Где я никому ничего не буду должна?
На фото: Алина Тестова, основатель Glyph Media [7]
А: Ты привносишь немного хардкора в свои хобби.
Е: Да.
В культуре есть представление о том, что есть высокая, средняя и низкая культура, а есть какая-то «полная шлачина». И если ты смотришь «полную шлачину», то ты сам, скорее всего, не очень образованный человек. Но у меня был мой любимый профессор на культурологии, который обожал абсолютно «шлачные» фильмы ужасов, где вся вот эта кровь.
А: Слэшеры [8].
Е: Да-да. Он очень классно их анализировал. И этот человек — профессор, доктор филологических наук, суперумный чувак. В какой-то момент, когда ты очень долго в этом варишься, то понимаешь, что разделение на высокую и низкую культуру — это полная фигня.
Вопрос в том, как ты сам на это смотришь.
На самом деле, в любом абсолютно страннейшем сериале или абсолютно страннейшей книге можно найти много интересного с культурной или социологической точки зрения. С точки зрения того, как ты это смотришь или как другие люди это смотрят, как они это воспринимают, что они из этого выносят. Этот огромный контекст относится ко всему, что культура производит.
Вопрос о том, как выбирать… Просто: что вам нравится, то и смотрите. Вопрос в том, как вы это смотрите, что вы из этого для себя выносите.
А: Да. Откровенно скучные или откровенно интересные.
Е: Да, конечно. Это тоже насмотренность и какой-то опыт. Как говорят, традиционное образование по заучиванию фактов умерло. Нужно просто хорошо гуглить и уметь разбираться в источниках — выбирать, что из этого интересно, а что — не очень.
Несмотря на это, гуманитарное образование и гуманитарный базис даёт как раз эту интересную «насмотренность», возможность вытащить небанальные вещи, взглянуть на вопрос с необычной стороны, и сделать из потенциально скучной темы интересную.
А: Мне кажется, ты сейчас тезисно перечислила мини-чеклист по темам для любой компании. Кто ты такой, что ты для себя вынесешь, если будешь использовать наш продукт, зачем тебе им пользоваться и так далее.
Е: На самом деле, да. Любое гуманитарное направление очень сильно завязано на сторителлинге, на этом банальнейшем слове. Маркетинг — это, по сути, и есть сторителлинг. Поэтому у меня все и связалось в одно.
Это во многом усложняет жизнь, когда ты приходишь куда-то и начинаешь видеть смысловые лакуны, которые люди не хотят заполнять. Им и так нормально — всё работает: трафик «трафикится», всё продаётся, «чечевица чечевится».
Видеть такие моменты — ну такое.
А: Ты чувствуешь незакрытый гештальт, который нужно закрыть.
На фото: Екатерина [5]howtolooksmart [5] Кудрявцева, контент-продюсер и редактор маркетинга в РБК
Е: Это как одна из моих любимых шуток о том, что если у тебя гуманитарное образование, ты не можешь нормально что-то смотреть, или читать, или где-то быть, и быть всегда довольным.
Ты всегда это начинаешь анализировать, и невозможно «развидеть» социокультурные предпосылки чего-либо. Ты просто будешь всегда это видеть. И ты думаешь: «Блин, вот я бы мог получать удовольствие, но вот это…».
А: Хороший совет — привлеките в редакторскую команду гуманитария, который будет видеть и говорить: «Нет, ребята, вот здесь не хватает того-то и того-то».
Опять же, не у всех есть специфический бэкграунд в плане образования. Получается, что в этой профессии все, и непонятно, кто из них действительно профессионал, а кто нет. Возникало ли желание отстроиться от этого имиджа, когда каждый редактор?
Эта функция, которую я могу сделать на определенном уровне. И стилистика зависит от задачи. Есть задачи, где тебе дают 140 слайдов, состоящих из знаков процентов, цифр и аббревиатур, и говорят: «Мы хотим сделать из этого понятную презентацию».
Здесь не нужна стилистика — надо разобрать эту кучу слайдов на куски смысла. Это функция, ты можешь делать в любой обстановке и в любой ситуации, если ты умеешь её делать хорошо.
А: На твой взгляд. Вот ты видишь какую-нибудь статью или просто кто-то пишет в Facebook интересный материал — и ты понимаешь, что это цепляет и это интересно.
Е: Это тоже очень разные вещи. С одной стороны, есть люди, которые действительно офигенно пишут жизненные зарисовки в Facebook, но они не делают из этого профессию и, скорее всего, не сделают, потому что они так к этому не подходят.
Они могут писать, что с ними случилось, весело и смешно, а по жизни они менеджеры по продажам. Хорошо, молодец, интересно тебя читать, здорово.
Есть люди, которые несколько лет занимаются копирайтингом, и все, что они пишут, выглядит странновато. С другой стороны, если они способны продать свои услуги, значит это кому-то нужно. Говорю как человек, который не хочет стоять в белом плаще. Жизнь течет, что-то отомрет, что-то останется. Всё меняется.
Возьмем тему именно коммерческой журналистики и писательства. Понятно, что ты можешь быть Чарльзом Буковски [9] и писать в стол много лет и так далее.
Скорее нет. Есть, конечно, соблазн включить внутреннего сноба и сказать, что если ты Пастернака не читал, то что ты вообще тут делаешь. На самом деле нет. Я знаю людей, которые могут хорошо писать без особого большого бэкграунда чтения или гуманитарного письма.
Главный принцип — просто всякий раз смотришь на свой текст и спрашиваешь себя, не как барсук ли я пишу. Если как барсук, то надо переписывать. Вот и всё.
А: Как ты определяешь внутреннего барсука? Были ли у тебя книги, произведения или заметки, которые повлияли на твой писательский и редакторский опыт?
Е: В профессиональном смысле или в целом?
А: И так, и так.
Е: Да. Как и все писатели какого-то толка, я некоторое время назад прочитала «Пиши, сокращай», и мне это понравилось. Это хороший инструмент в наше непростое время — когда информация катится на тебя изо всех щелей, и слова, которые повторяются во всей этой информации, можно просто убрать, потому что они реально лишние. Думаю, нет чего-то, что я перечитываю каждую ночь перед сном, чтобы ни в коем случае не потерять талант.
На фото: Алина Тестова, основатель Glyph Media [7]
А: К черту литературу, просто садитесь и пишите.
Е: Ну, да. Просто садитесь и читайте, а потом садитесь и пишите.
А: У тебя максимально либеральный подход. Если вас кто-то читает, если ваша работа оценивается положительно, она имеет право на существование. Если нет, надо что-то изменить.
Е: Бывают моменты, когда ты встречаешь Telegram-канал или что-то ещё, и ты видишь это и думаешь: «Ну это же полная фигня». А у этого куча подписчиков. Можно получить несколько очков себе в самооценку, назвав этого автора и всех его читателей дураками. От этого ты лучше писать не станешь, и больше подписчиков у тебя не появится. Ты потратил свои эмоции — молодец. Мог бы писать в это время.
А: Хороший совет. Каждый раз, когда вы испытываете негатив, начинайте писать.
Е: Да. Смотришь на какой-то текст и думаешь: «Блин, я тоже так могу». Иди и сделай так же. А лучше пойди и сделай лучше.
А: Что тебя отвлекает в такие моменты?
Е: Заняться другой задачей, переключиться на другую работу. Сортировать макеты, «причесать» таск-трекер. Помогают физические нагрузки: погулять или сделать зарядку, сходить на спорт. Хороший был бы совет просто лечь спать, но у меня он почему-то не работает.
А: У меня он тоже не работает.
Е: Слава богу. Я не одна такая странная.
А: Классный текст — это…
Е: Не скажи — мой, не скажи — мой. Который дочитал до конца.
Почему стамина — качество, без которого не обойтись [10]
Подкаст с Иваном Sourvillo: нужно просто «брать и делать» [11]
Автор: glphmedia
Источник [12]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/rabota-s-tekstom/304517
Ссылки в тексте:
[1] аудиоплеер в Telegram: https://t.me/glphmedia/28
[2] подписаться в iTunes: https://itunes.apple.com/ru/podcast/glph-media/id1435713366
[3] прослушать в веб-версии: http://vigorousspace.co/glph/7
[4] Image: https://habr.com/company/vsce/blog/435314/
[5] Image: https://t.me/howtolooksmart
[6] alinatestova: https://habr.com/users/alinatestova/
[7] Image: https://t.me/glphmedia
[8] Слэшеры: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D1%8D%D1%88%D0%B5%D1%80_(%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80)
[9] Чарльзом Буковски: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8,_%D0%A7%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%8C%D0%B7
[10] Почему стамина — качество, без которого не обойтись: https://t.me/glphmedia/27
[11] Подкаст с Иваном Sourvillo: нужно просто «брать и делать»: https://t.me/glphmedia/26
[12] Источник: https://habr.com/post/435314/?utm_campaign=435314
Нажмите здесь для печати.