- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Новая работа в новом году

В связи с последними событиями в банковской отрасли (и не только там), я решил поделиться своими выводами на основе опыта поиска работы в уходящем году. Вряд ли я открою тут какие-то зловещие тайны, но, пока я искал работу, я видел не так уж и много толковых статей на тему «в чем суть поиска работы». Надеюсь, что эта статья окажется полезной тем, кому предстоит начать новый год с поиска работы.

Итак, вы ищете работу.
Первое, что вам нужно понять, и даже не понять, а проникнуться этим (причем, желательно в смысле хайнлайновского «грокнуть»*): вы продаёте товар на высококонкуретном рынке. Вот чем, на самом деле, вы занимаетесь. Товар — это вы, вместе с вашими знаниями, опытом, привычками, характером, внешностью, речью и всем остальным. Играет роль всё. Разные составляющие кандидата имеют разные приоритеты, но при равных наиболее приоритетных составляющих будет играть роль каждая мелочь. Запомните: вы продавец, работодатели — покупатели. Мы все скромные люди, нас никто, к сожалению, не учил торговать (а частенько даже внушали, что торговля — это чуть ли не удел низшей касты), поэтому тут придется преодолеть некоторую ломку стереотипов и шаблонов.
Если вы это «грокнули», то всё дальнейшее следует абсолютно логически.

1. Резюме.
Составьте настолько полное резюме, насколько это возможно. Охватите свой стаж за последние 10 лет (а лучше — прямо от ВУЗа, даже если после выпуска прошло уже 20 лет). Ваше резюме — это упаковка вашего товара. Но не надо писать «Войну и мир». Нужна конкретика. На каждой позиции должны быть указаны 2 раздела: Обязанности и Достижения. Запишите в Обязанности всё, чем вы занимались. В Достижения запишите всё, чего вы достигли. Не бывает работы без достижений. Не пишите слов «принимал участие в», пишите «делал то-то и то-то в рамках того-то». Не скромничайте. Но и не пишите того, о чем не сможете рассказать. Если дружите с английским — обязательно сделайте и англоязычный вариант резюме.

2. Cover letter.
Некоторым работодателям требуется письмо, вкратце описывающее вас. Сделайте его на основе резюме. Письмо должно умещаться на А4, так что включите туда только самые основные моменты.

3. Социальные сети и сайты.
Это реклама вашего товара. Сделайте так, чтобы о вашем поиске работы узнало как можно больше народу. Создайте свой сайт и выложите туда резюме, создайте аккаунты на LinkedIn и в HeadHunter (опять же на основе своего резюме), расскажите всем френдам в Твиттере, Фейсбуке, ВКонтактике, Одноклассниках, ЖЖ, etc. о том, что вы ищете работу, дайте ссылки на свои страницы с резюме. Стоит ли использовать сайты поиска работы в РФ, отличные от HH.RU? Дело ваше, но, по моему опыту, проку от них никакого. Все серьезные и хорошие работодатели пользуются HH.RU либо серьезными кадровыми агентствами, которые тоже регулярно ходят на HH.RU.

4. HeadHunter.
Вы выставляете свой товар на прилавок на Главном Колхозном Рынке Страны. Я думаю, большинство из нас может и хочет работать не на какой-то одной конкретной позиции, всегда есть некоторый список предпочтений. У кого-то он больше, у кого-то он меньше, но есть он практически у всех. Под каждую желаемую позицию отредактируйте свое резюме (особенно это важно тем, у кого нелинейный опыт работы, то есть тем, у кого стаж выглядит, например, так: разработчик — сисадмин — тестировщик — пиэм), выделив и усилив места, характерные для желаемой позиции, и ослабив или даже вовсе убрав все лишнее. Сделайте автопоиски по каждой желаемой позиции и просматривайте регулярно всё новое, что появляется. Откликайтесь на всё подходящее. Регулярно обновляйте свои резюме (вручную 2-3 раза в день), чтобы они постоянно были на виду.

5. Вас приглашают на собеседование.
Покупатель подошёл к прилавку. Улыбаемся и машем. Обычно это звонок от HR, но может быть и e-mail. Разговаривайте спокойно и доброжелательно. Согласуйте время и место встречи. Попросите прислать схему, дату и время вам на e-mail. Обычно, кстати, HR-ы это сами предлагают, это обычная практика. Обязательно ответьте на присланное письмо подтверждением встречи. Даже если об этом не просили — это будет оценено. Занесите встречу в календарь на телефоне. Кстати, если на этом этапе со стороны HR имеет место быть некая расхлябанность или неточность, то это тревожный звоночек.

6. Собеседование.
Покупатель вертит товар в руках и думает, купить или не купить. Приценивается, принюхивается, пробует на зуб. Я вам рекомендую идти на собеседование в спокойной одежде. Костюм с галстуком и туфлями бывает нужен крайне редко, и обычно об этом сообщают специально во время согласования встречи. Но в вас не должно быть ничего, что может спугнуть покупателя. Вы должны показать, что ваш товар не взрывоопасен и не токсичен. Это банально, но от вас не должно ничем сильно пахнуть и тем более вонять (носками, потом, перегаром, etc.). Вы не должны блестеть до рези в глазах и сиять красками. Обувь должна быть чистая (мужчинам рекомендую вспомнить «Москва слезам не верит», сцену в электричке). Выходите из дома с получасовым запасом. Лучше посидеть 15 минут в лобби и передохнуть, чем бежать от метро, сломя голову. На собеседовании держитесь с достоинством. О себе рассказывайте спокойно и уверенно. Тщательно присматривайтесь к обстановке, к людям. Возможно, вам что-то не понравится уже сейчас. Задавайте вопросы, не стесняйтесь, но любой свой вопрос обдумывайте. Запомните: товара у вас одна штука, и покупателя выбираете вы сами. Вовсе необязательно продавать вашу прелесть первому желающему. Как говорил персонаж одного мультфильма: «Дураков, поди, много, а зайцев, поди, мало». Собеседование редко где проходит в один этап. Будьте готовы к 2-3-4 этапам. Особенно это касается, если на вас вышли те, кто сдает рабочую силу внаём другим организациям, которые не хотят набирать себе специалистов в штат: конторы типа Епама или Люксофта.

7. В готовности к облому — наша сила.
Будьте готовы к тому, что вам откажут на первом собеседовании. И на втором. И на третьем, и на четвертом. И на последней из 3 ступеней 5-го собеседования. Причины вам почти никогда никто не назовёт. Кстати, а вот спрашивать о них никто вам не запрещает. Звоните и интересуйтесь, вы имеете на это полное право: вы же тратили своё время, в конце-концов, а оно денег стоит. И ваших нервов. Не расстраивайтесь. Делайте выводы, меняйте тактику поведения. В 2013 году период поиска работы (без помощи родственников и знакомых) составлял в районе 5 месяцев. Но многие находили и быстрее. И запомните: лето — мёртвый сезон. В период со второй декады июня и по середину августа прекращается практически вся активность по набору персонала.

8. Держите себя в руках.
Вы встретите очень разных людей. Встречаются хамы. Я не рекомендую хамить в ответ, отвечайте спокойно. Но после собеседования ответьте себе сами на вопрос, хотите ли вы работать в этой компании. Встречаются психологи. В одной компании (системный интегратор средней руки) мне предложили первым делом заполнить анкеты с вопросами типа «как давно вы перестали пить коньяк по утрам?». При этом девушка-HR-психолог позволила себе опоздать на полчаса. Беседа у нас, понятное дело, не состоялась.

9. Ищите место, где вам будет комфортно.
В первую очередь это касается людей. Прислушивайтесь к себе. В конце-концов, вам жить с этими людьми.

10. Не отказывайтесь от шансов.
Даже если у вас на руках есть предложение, не отказывайтесь от новых собеседований. Пока вы не подписали договор — вы никому ничего не должны.

Надеюсь, мои наблюдения и советы помогут вам. Желаю вам в новом году найти отличную работу!

___________________________________
* грок, грокнуть (марс., фант., хайнл.) — понимать настолько полно, что наблюдатель становится частью наблюдаемого (С) Р. Хайнлайн, «Чужак в чужой стране».

Автор: Bansheek

Источник [1]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/rabota/51920

Ссылки в тексте:

[1] Источник: http://habrahabr.ru/post/207936/