- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Разбираем мифы про беременность: анестезия, рентген и т.п

image
Diagnocam от Kavo. Просвечивает зуб мощной боковой подсветкой и одновременно делает снимок сверху.

Беременные — это всегда огромные сложности для любого врача-стоматолога:

  • Очень многие процессы в организме протекают не так, как обычно.
  • С беременными нельзя использовать сильнодействующие препараты.
  • На обычные препараты вроде анестетиков есть ограничения.
  • Беременным нельзя делать рентген, а многие протоколы лечения его требуют.
  • Беременные часто имеют привычку сидеть дома и не проходить профилактику по два-три года.

Разумеется, это порождает кучу мифов, включая знаменитое «ребёнок съел зубы», когда после декрета выясняется, что кариес всё же надо было лечить (или делать профилактическую гигиену). Но ещё интереснее происходящее прямо на приёме. Врач несёт ответственность не только за здоровье самой пациентки, но и её будущего малыша. Естественно, что на всё это накладывается много страхов будущей мамы.

Например, нет никаких проблем сделать рентген зуба в третьем триместре, если очень надо. Нормы с запасом ограничивают дозы облучения до 1 мЗв, а один снимок зуба даёт всего 0,02 мЗв. Но есть методики, которые позволяют обойтись без облучения.

Или частые опасения беременных по поводу анестезии. На самом деле гораздо опаснее лечить без неё. Ведро адреналина от боли на пользу не пойдёт, а правильные анестетики доказанно безопасны и разрешены для применения у будущих мам.

Сегодня будем говорить об основных рисках для таких пациенток и их малышей. Например, нередко приходится удалять потенциально жизнеспособный зуб, чтобы не применять антибиотиков и не рисковать получить генерализованную инфекцию.

Беременность — это нормально

Очень многие воспринимают беременность как практически патологическое состояние, когда женщину нужно запереть в стерильной комнате со шлюзовыми камерами и непрерывно кормить какими-то витаминами. На самом деле витамины и прочее — это неплохо, но только в ситуации, когда беременность наступила внезапно, а будущая мама длительное время питалась неправильно. То есть у нас есть задача скорректировать уже сложившийся дефицит, например, по тому же железу или фолиевой кислоте. Если же мама питается полноценно и разнообразно, ест рыбу, овощи, мясо и молочные продукты, то ей вряд ли понадобится что-то дополнительно принимать. Например, тот же Кохрейн даёт метаанализ, который говорит о слабой доказательной базе [1] в пользу применения дополнительных доз фолиевой кислоты.

Поэтому не нужно воспринимать нормальную беременность без патологий как-то особенно. Ребёнок надёжно защищён гематоплацентарным барьером и множеством оболочек от вредных внешних факторов. Иммунная система матери довольно успешно защищает его от большинства опасностей. Наиболее опасные вирусные заболевания с тератогенным эффектом вроде краснухи уже не страшны вакцинированным. Поэтому просто гуляем, дышим свежим воздухом, хорошо питаемся и радуемся скорому пополнению в семействе.

image
Периоды беременности [2].

Триместры беременности различаются по своим рискам и особенностям. Это важно учитывать врачам при назначении препаратов и выборе тактики лечения.

Первый триместр наиболее критичен для развития ребёнка. Именно в этот период закладываются зародышевые лепестки, внутренние органы и формируются основные системы организма. Любые серьёзные нарушения в этот период обычно приводят к тому, что процесс развития эмбриона не проходит «тесты», и беременность прерывается. Этот механизм важен с эволюционной точки зрения для выбраковки генетически дефектных эмбрионов на ранней стадии. По оценкам, 15–20 % беременностей заканчивается [3]самопроизвольным абортом на ранних стадиях. Это число, вероятно, ещё выше, так как многие женщины не догадываются о наступившей беременности и принимают её естественное прерывание за задержку месячных.

Поэтому, как правило, любые реально вредные воздействия на ребёнка в первом триместре просто её завершают. Очень часто мамы пугаются того, что они, например, принимали антибиотики, не зная, что беременны. Если ребёнок успешно продолжил дальнейшее развитие и перешёл во второй триместр, то, скорее всего, всё хорошо. Хотя, разумеется, если мы говорим о приёме каких-то препаратов, то нужно обязательно проконсультироваться о потенциальных последствиях с акушером. В этот период важно максимально избегать потенциально токсичных для эмбриона препаратов за исключением жизненных показаний.

Во втором триместре плод уже более или менее сформирован, оформились внутренние органы и системы. Ребёнок начинает активно пользоваться мимической мускулатурой, может уже улыбаться. На этом этапе идёт активное развитие костной и мышечной систем. Вредные воздействия уже могут привести не к прерыванию беременности, а нарушениям развития систем, которые формировались на момент влияния фактора. Например, если мама принимала тетрациклин до шести месяцев беременности, то молочные зубы сформируются с дефектами эмали и будут окрашены в оранжево-коричневый цвет. После шестого месяца окрашивание будет уже на постоянных зубах.

В третий триместр основные органы и системы закончили формирование. Идут интенсивный набор массы и рост размеров. На этом этапе риски применения каких-либо препаратов значительно ниже, чем раньше. Наиболее важные риски, которые учитывает врач, — это провоцирование преждевременных родов и инфекционные проблемы.

Риски для малыша

Общий подход у стоматологов в целом совпадает с врачами других специальностей. В первый триместр мы стараемся не выполнять никаких лишних манипуляций или лекарственных воздействий без экстренных показаний. Если у беременной начался пульпит и её мучает острая боль — будем срочно лечить. Если на осмотре мы обнаружили кариозную полость — отложим на второй триместр, но выполним все профилактические мероприятия, чтобы снизить риски дальнейшего развития: профессионально почистим зубы, уберём зубной камень и проведём реминерализующую терапию.

Начиная со второго триместра уже можно делать большинство манипуляций.

Рентген

Рентген всегда очень пугает будущих мам. Ионизирующее излучение действительно несёт потенциальную опасность для будущего ребёнка. Как и большинство вредных воздействий, рентгеновское излучение в первом триместре беременности приводит либо к её прерыванию, либо беременность продолжается дальше без патологий. При воздействии рентгеновского излучения в более поздние сроки могут возникать риски проблем в развитии нервной системы и других органов. Поэтому мы стараемся никогда не применять рентгеновское исследование без серьёзных на то показаний, когда без него не обойтись.

Наиболее опасными для плода считаются исследования, которые непосредственно просвечивают область таза и живота. Челюстно-лицевая область, с которой работает стоматолог, относится к наименее рискованным вариантам. Если врач будет вынужден принять решение о необходимости выполнения снимка, то нужно помнить, что ребёнок надёжно защищен свинцовым фартуком, а луч аппарата для выполнения прицельных снимков достаточно узкий и направлен почти горизонтально. Доза, полученная при этом мамой, составляет примерно 0.02-0.03 мЗв. Это 1/50 от допустимой годовой дозы. Ребёнок получит в этом случае ещё более низкую дозу.

Тем не менее до самого конца беременности мы стараемся не использовать рентген совсем, если это позволяет клиническая ситуация. Например, рентген очень желателен при диагностике скрытых полостей на контактной поверхности между двумя соседними зубами.

image
Diagnocam от Kavo. Просвечивает зуб мощной боковой подсветкой и одновременно делает снимок сверху.

У беременных вместо этого мы используем вспомогательные виды обследований вроде трансиллюминации. При этом методе сомнительные участки эмали просвечиваются мощным точечным источником света.

image
Поверхностный [4]кариес на аппарате Diagnocam.

По дефектам лучепреломления и поглощения врач может определить скрытую полость.

Рентген совершенно необходим при любых эндодонтических манипуляциях, когда мы лечим пульпит или периодонтит, работая в каналах зуба. Классический вариант подразумевает КТ зубочелюстной области и прицельный контрольный снимок после пломбирования. Для беременных мы меняем тактику. Если пациентка уже была у нас ранее, то в базе наверняка будут храниться её более ранний КТ или другие рентгеновские снимки. Можно будет ими воспользоваться для уточнения топографии каналов.

image

Но даже без более ранних снимков врач-стоматолог может выполнить качественное лечение, если в клинике есть соответствующее оснащение. Мы, например, для эндодонтического лечения используем качественные микроскопы от Carl Zeiss. Они позволяют видеть все детали анатомии устья корневых каналов и точно контролировать процесс. Кроме этого, мы обязательно используем апекс-локатор. Это прибор, который по изменению сопротивления зонда сообщает врачу о том, что он достиг верхушки корня. Таким образом, мы можем без использования рентгена выполнить лечение, соблюдая все протоколы. А рентген мы всё-таки сделаем позже, когда девушка уже успешно родит.

Есть некоторые ситуации, когда риски работы без рентгена слишком велики. Например, если в клинику обратится беременная на поздних сроках с острым гнойным процессом в области восьмого зуба, то мы будем настаивать на снимке. Риски для развития ребёнка очень низкие, а вот сложное удаление зуба с неизвестной топографией корней несёт риски кровотечений, травматизации костных структур и резкого ухудшения инфекционного процесса. Разумеется, рентген будет выполнен в случае переломов челюстей или других жизненно важных ситуаций.

Анестезия

image
Анестезирующая [5]активность, продолжительность действия, токсичность и максимально допустимая доза различных местных анестетиков.

Анестезия — это очень важный вопрос в стоматологии. Именно советская карательная медицина заложила пласт пациентов с жуткой стоматофобией. Всё из-за чудной концепции «Потерпите, не маленький, всем больно». При этом никаких проблем с доступностью анестетиков, как минимум лидокаина и новокаина, не было.

Если посмотреть на таблицу выше, то можно увидеть, что типовые анестетики сильно отличаются по своей системной токсичности и эффективности. Время действие тоже выражается в двух столбиках — с вазоконстриктором и без. Сейчас расскажу, как это работает.

Для начала в стоматологии сейчас почти не применяется несколько анестетиков. Новокаин наименее токсичный, его реально можно вводить в больших количествах. Раньше иногда даже полостные операции проводили с его использованием. Но у него есть большой минус: он одновременно наименее эффективен как по силе анестезии, так и по продолжительности. Ферменты быстро разваливают его на части.

Бупивакаин и ропивакаин — мощные, действуют до шести часов. Но они одновременно и самые токсичные. Бупивакаин аж в восемь раз токсичнее новокаина в равных дозах.

В итоге у нас обычно используются следующие анестетики:

  • Лидокаин для аппликационной местной анестезии в виде геля. Это нужно только для обезболивания слизистых. В ОМС его иногда используют при удалении зубов, но это не лучший вариант.
  • Мепивакаин — малотоксичный анестетик, очень неплохо работает для инфильтрационной и проводниковой анестезии.
  • Артикаин — «рабочая лошадка» в стоматологии. Он имеет идеальное соотношение времени действия, невысокой токсичности и высокой активности.

Кроме самого анестетика, в карпулу с ним добавляют вазоконстриктор — сосудосуживающее вещество. Чаще всего это адреналин или его аналоги. Если не добавить адреналин, то анестетик вызовет расширение сосудов в месте введения и быстро вымоется из зоны действия. В этом случае придется или очень быстро работать, или непрерывно докалывать новые порции. Тут всё индивидуально и зависит от пациента. С вазоконстриктором возникает спазм сосудов, и анестетик остаётся в месте введения в течение долгого времени.

Часто считается, что применение вазоконстриктора у беременных на поздних сроках может спровоцировать преждевременные роды. Однако исследования не подтверждают [6]этого мнения. Более того, если мы сделаем женщине больно из-за недостаточной эффективности анестетика, то её надпочечники выбросят такое количество адреналина, что с запасом перекроют любую дозу в стандартной карпуле. Тем не менее, чтобы не волновать самих пациенток, мы стараемся использовать минимальные рабочие дозы анестетиков с минимальной дозировкой адреналина. Всё зависит от клинической ситуации. Чаще всего препаратом выбора является мепивакаин.

Антибиотикотерапия

Применение антибиотиков у будущих мам возможно, но только по жизненно важным показаниям. Причём чем более поздний срок, тем больше вероятность того, что врач разрешит их применение. Организм малыша к этому моменту уже сформирован, большая часть препарата не пройдет гематоплацентарный барьер, а вот тяжёлая инфекция матери может потенциально сильно навредить ребёнку.

В стоматологии к таким ситуациям обычно относят острые гнойные заболевания, например, периостит, возникший в результате обострения периодонтита. Если не применить адекватную антибиотикотерапию, то мы поставим под угрозу не только жизнь малыша, но и матери.

Во всех остальных случаях мы будем стараться обходиться местными антисептиками и другими методами, которые позволят не применять антибиотики. В некоторых случаях это несёт дополнительные риски для самой беременной.

Риски для мамы

Можно лишиться зуба

Мы стараемся не применять антибиотиков, особенно на ранних стадиях беременности. Это сильно меняет тактику лечения, если мы обнаруживаем хронический или обострившийся гнойный очаг, который возник из-за поражённого зуба. В обычной ситуации мы можем попытаться спасти зуб пациента под дополнительным прикрытием антибиотиками, которые накапливаются в костной ткани. Например, это довольно распространённый фторхинолон — ципрофлоксацин. Всё замечательно, но он категорически запрещён к применению беременными женщинами и детьми до трёх лет из-за того, что может вызывать дефекты формирования суставов и хрящей.

В ситуации, когда перспективы зуба без антибиотикотерапии у беременной сомнительны, а риски развития инфекции велики, мы обычно склоняемся к удалению такого зуба. Намного лучше удалить потенциально проблемный зуб, чем рисковать здоровьем малыша или будущей матери. Нельзя оставлять хронический гнойный очаг: это опасно для ребёнка и для неё самой, если он в итоге обострится. При развитии периостита или тем более флегмоны придётся спасать жизнь маме. Тогда уже точно придётся назначать антибиотики и другие препараты.

Ортодонтия

Мы останавливаем процесс ортодонтического лечения, если пациентка сообщает о беременности. В первую очередь мы делаем это из-за невозможности рентгенологического контроля процесса лечения. Работать же с прикусом вслепую — очень плохая идея, которая может закончиться ещё большими проблемами. Чаще всего пациентка остаётся на той стадии, когда она узнала о беременности. Либо продолжаем использовать тот же самый элайнер, либо просто фиксируем текущее состояние в случае брекет-систем.

Пародонтальные проблемы

Организм беременной направляет все усилия на вынашивание. При этом какие-то собственные потребности и проблемы он может игнорировать. Так, например, большие дозы половых гормонов обеспечивают хорошее кровоснабжение матки и нужное состояние слизистых оболочек. Но параллельно эти же механизмы приводят к гипертрофии десны в полости рта. Особенно сильно это проявляется в последнем триместре, когда это становится заметно.

По данным разных авторов, [7] гингивит беременных встречается у 25–100 % женщин обычно со второго по восьмой месяцы беременности. При этом в районе 80 % женщин сталкиваются с кровоточивостью дёсен и имеют как минимум хронический катаральный гингивит. По большей части все эти симптомы пройдут после родов и нормализации гормонального фона. Тем не менее без качественной профессиональной гигиены есть риски развития более тяжёлых форм пародонтита и повреждения его структур. Также это создаёт дополнительные риски накопления поддесневых зубных отложений и развития множественного пришеечного кариеса.

Для профилактики подобных проблем мы всегда рекомендуем проводить профессиональную гигиену и даём рекомендации по тому, что надо делать дома.

Риски кариеса

Ребёнок — это ключевая задача для организма беременной. Если ему что-то нужно, то организм скорее отдаст ресурсы в ущерб себе, чем допустит дефицит для будущего малыша. Для формирования костной и мышечной структур плода требуется огромное количество кальция. В норме, если мама непрерывно жуёт творожные сырники, запивая их цельным молоком, кальций проблемой не будет.

В случае же патологии кальциевого обмена или при неправильном питании матери может снижаться концентрация кальция в слюне. Это приводит к снижению её реминерализующих свойств, так как в норме слюна восполняет ионы кальция, вымытые под действием бактериальных кислот. В результате, если ничего не предпринимать, за девять месяцев беременности можно не только получить новые очаги острого кариеса, но и успеть потерять несколько зубов, где кариозный процесс из хронического перейдёт в быстрое острое течение.

В первом триместре мы стараемся не трогать мелкие кариозные очаги и заниматься только реминерализацией. А вот в дальнейшем кариес надо обязательно лечить.

Что в итоге

Беременные — очень сложные, хрупкие и эмоционально ранимые пациентки. Мы всегда стараемся особенно внимательно подходить к их лечению. Если возникает сложная ситуация, которая требует назначения какого-то сильнодействующего препарата, то мы часто устраиваем консилиум с акушером, который ведёт беременность пациентки, чтобы совместно принять наименее рискованное для неё и малыша решение.

У беременных бывают и другие специфические сложности. Например, мы не можем долго держать их в кресле в одном положении. Будущим мамам нельзя долго лежать на спине, так как в этой позе пережимаются сосуды, кровоснабжающие матку. Ребёнок через какое-то время обычно начинает возмущённо толкаться и требовать изменить позу. Приходится давать возможность повернуться набок или даже встать и походить, если позволяет протокол лечения.

А ещё у беременных сильно снижен объём мочевого пузыря, который сдавлен растущей маткой. Это тоже приходится учитывать при планировании длительных манипуляций. Короче, нюансов очень много, и все они важны. Самое главное — помнить, что отказ от стоматологического лечения и сопровождения часто несёт большие риски, чем применение местной анестезии или даже рентгеновских снимков.

Автор: Елена Ландинова

Источник [8]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/riski/367900

Ссылки в тексте:

[1] слабой доказательной базе: https://www.cochranelibrary.com/cdsr/doi/10.1002/14651858.CD006896.pub2/abstract

[2] беременности: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Prenatal_development_table_ru.svg

[3] заканчивается : https://www.bmj.com/content/315/7099/32.full

[4] Поверхностный : https://www.kavo.com/ru-ru/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/diagnocam-%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-kavo#%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80

[5] Анестезирующая : https://doi.org/10.17116/stomat201796236-42

[6] подтверждают : http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.666.1514&rep=rep1&type=pdf

[7] По данным разных авторов,: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-zabolevaniy-parodonta-u-beremennyh-zhenschin-v-rostovskoy-oblasti-i-vliyanie-komplayensa-k-terapii-na-techenie-patologii

[8] Источник: https://habr.com/ru/post/578278/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=578278