- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
В четверг довелось побывать на МАКСе 2013 [1]. Тогда была еще бизнес-часть выставки, поэтому мне удалось посмотреть экспозицию без рекордных толп, которые салон собрал в выходные.
Фотографий там сделал немало, и решил оформить их в новую форму фоторепортажа — в GIF. Обычно внутри павильонов, без равномерного фона, сложно снимать какие-либо технологические штуки или их макеты — теряются детали из-за избытка деталей позади основного объекта съемки. Думаю анимация позволит лучше сформировать представление о предметах.
Трафик — 55 мб.
Дайте время на загрузку всех изображений, и приступим.
Территория авиасалона условно делится на три части: экспозиция на открытом поле — там стояли самолеты, вертолеты, системы ПВО и один дирижабль; закрытые павильоны — там представлялись производители комплектующих, оборудования, у Роскосмоса был свой павильон; и третья часть — поле для наблюдений за полетами.
На фото «Ресурса-П» я набросал примерную схему своего маршрута:
С погодой не повезло — было пасмурно, съемка под открытым небом не предвещала красочности, поэтому, в надежде, что распогодится, первым делом отправился в павильоны. (Как стало ясно через пару дней, мое «не повезло с погодой» не шло ни в какое сравнение с тем как людям не повезло с ней в субботу [2]).
На подходе к павильонам, приветственно махали ладошками пролетающим самолетам, радары ПВО:
Там были С-300, С-400, «Тунгуска», кажется «Буки», но я не фанат средств уничтожения себе подобных, поэтому не уделял им большого внимания.
Только вот такая хитрая штука, показалась забавной:
Представляю в какое грозное оружие можно превратить обычный контейнеровоз, если забить его такими «контейнерами».
Содержимое павильонов представляло интерес прежде всего для профессионалов, кто уже что-то строит авиакосмическое или собирается этим заняться, но там было на что посмотреть.
Современный перспективный вертолет Ка-62.
Взгляд в кабину порадовал современным салоном с отсутствием десятков циферблатов всяких -ометров.
Ракетные детали нашлись еще до космического павильона.
Легендарный двигатель НК-33, который так и не добрался до Луны в составе ракеты Н1, но спустя сорок лет обрел вторую жизнь на американской частной ракете Antares [3].
А эти экспонаты — другой повод вспомнить частную космическую программу США.
Это продувочные макеты двух схем, которые могут стать достойным конкурентом для Grashopper [4] компании SpaceX. Это два типа возвращаемых первых ступеней российской ракеты-носителя «Ангара». Во время запуска ракеты они должны работать как разгонные блоки, потом отсоединяться на высоте примерно 70 км, и совершать самолетную посадку на обычные аэродромы. Учитывая нынешнее развитие беспилотников, схема должна стать очень простым и элегантным способом снижения стоимости орбитальных запусков.
Вот так должна выглядеть полная ракетная сборка:
Судя по названию его посадка предполагалась где-то в районе озера Байкал, при условии пусков с Байконура.
Обычная «Ангара»
Проблема только в том, что «Кузнечик» Элона Маска уже во всю по Техасу прыгает, а у нас только макеты с выставки на выставку который год возят.
«Энергия» привезла макет ППТС — перспективного корабля, который должен стать заменой «Союзу» и обеспечить возможность доставки экипажей до Луны and beyond.
Макет далек от достоверности, например сопла на корпусе — это наклейки. Для просмотра внутреннего интерьера была предусмотрена лесенка к входному люку, но у нее всегда дежурил специальный человек, который допускал к просмотру только специальных людей, в число которых я не входил.
Рядом макеты ракетных двигателей
НПО Лавочкина продемонстрировало несколько макетов своих аппаратов, которые уже летают или готовятся к полету.
«Радиоастрон»
А вот единственная ближайшая межпланетная надежда России — Луна-25. Раньше ей дали неудачное название «Луна-Глоб», но потом-таки отважились продолжить советскую нумерацию, признав преемственность с той эпохой.
На дальнем плане изображен — «Лунный полигон» — концепция автоматической исследовательской базы, которую вынашивают в НПОЛ.
Недавно стало известно, что запуск Луны-25 снова откладывается. Сначала про 2015 говорили, теперь уже «Не раньше 2016-го».
О ГЛОНАСС напоминало крайне мало экспонатов. Видимо до сих пор там все находятся под впечатлением недавнего запуска. Нашлась только вот такая аппаратура:
Исследовательский центр Келдыша представил макет своей передовой разработки — ядерного ракетолета.
Читабельная версия плаката [5]
Хотя правильнее его называть ионолет, поскольку ядерный реактор у него вырабатывает электричество, а им уже производится разгон рабочего тела в двигателях на ионной тяге. Но раз сами пишут «ракетолет», то и нам можно.
Пресытившись макетами, я отправился к стационарной выставке действующих моделей.
Начал с исторической части. Этот МиГ-3, насколько я знаю — полная рабочая реплика. Наверно, только боевого оружия не хватает. Но летает он точно.
На рабочий стол [6]
Далее — отечественная гордость.
Су-27
Гигант МиГ-31
Ми-28 тоже хорош.
На рабочий стол [7]
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50
На рабочий стол [8]
Стратегический бомбардировщик Ту-95
На рабочий стол [9]
ВМ-Т «Атлант» [10], который возил элементы ракеты «Энергия» и «Буран».
Вертолеты были представлены и в отдельной экспозиции
Ка-52
Затем в небе раздался рев двигателей, и в воздухе появился европейский истребитель «Рафаль».
Началась летная программа, а значит пришло время идти на поле для наблюдений.
По пути посмотрел экземпляры малой авиации.
Эти автожиры напомнили легкие мотороллеры. UPD: К сожалению, цены пока значительно выше чем у мотоциклов.
Кстати, производитель российский.
А это обычный планер. Внимание привлек тот факт, что он привязан (!) к земле. Похоже его реально поднять в воздух сильным порывом ветра.
Производители беспилотников, кажется черпают вдохновение в книге «Секретные проекты Гитлера»:
Пока я шел к полю, в небе крутился Ми-24
Когда моя цель была достигнута, на взлетную полосу выкатился гигант Airbus A380-800. Самолет поразил своими размерами и характеристиками по вместимости — до 853 человек, при этом у него очень короткое расстояние пробега на взлете и посадке. Конечно, на выставке он летал пустой, но и так должен быть весьма удачной машиной.
На рабочий стол [11]
Отлетали еще два российских самолета.
Один из них Ту-214:
На рабочий стол [12]
Гвоздем программы, конечно же были военные самолеты. Пилотов гражданских было даже немного жалко, они старались как могли, но понимали, что никогда не сорвут столько оваций и восторженных криков как это делали «сушки» и «миги».
МиГ-29
Су-27
На рабочий стол [13]
Су-33
МиГ-35
На рабочий стол [14]
На рабочий стол [15]
МиГи, конечно, полностью оправдывают свое название — носятся как угорелые, отказываясь попадать в фокус. У «сушек» есть несколько приемов, которые позволяют им практически зависать в воздухе, поэтому сфокусироваться легче.
В небо полетела легкая авиация: модернизированная иномарка «Ан-2-100» и прочие «Рысачки».
К сожалению, время поджимало и пришлось отправляться на автобус. Уже почти у проходных меня снова настиг рев двигателей и над МАКСом промчался Т-50 [16].
Самолет, безусловно, шикарный. Даже любопытно насколько аэродинамические требования, формирующие облик аппарата, оказываются гармоничны с эстетическим восприятием человека.
Красавец. Других слов нет.
Возвращался я со смешанными чувствами. С одной стороны гордость за авиацию: машины летают, пользуются спросом по всему миру. Наверно, если какие полимеры и утратили, то наладили производство новых. С другой стороны, при таком научно-техническим потенциале, какого хрена почему мы не можем отправить ни одной рабочей межпланетной станции уже двадцать с лишним лет, и даже околоземные спутники государство уже заказывает [17] во Франции?!
Впрочем ответ на поверхности: авиация — это конкурентная отрасль, продукция которой пользуется спросом и приносит живые деньги. Прибыль же от успешной межпланетной экспедиции неопределенна, а имиджевые убытки в случае провала — очевидны. Вот и получается, что она никому не нужна… кроме нас с вами.
Автор: Zelenyikot
Источник [19]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/robototehnika/42347
Ссылки в тексте:
[1] МАКСе 2013: http://www.aviasalon.com/
[2] в субботу: http://zyalt.livejournal.com/863206.html
[3] Antares: https://en.wikipedia.org/wiki/Antares_(rocket)
[4] Grashopper: http://http://www.youtube.com/watch?v=eGimzB5QM1M
[5] Читабельная версия плаката: http://keepme.ru/images/2013/09/02/DSCF9915(1).jpg
[6] На рабочий стол: http://keepme.ru/images/2013/09/02/IMG_1268.jpg
[7] На рабочий стол: http://keepme.ru/images/2013/09/02/IMG_1334.jpg
[8] На рабочий стол: http://keepme.ru/images/2013/09/02/IMG_1349.jpg
[9] На рабочий стол: http://keepme.ru/images/2013/09/02/IMG_1376.jpg
[10] ВМ-Т «Атлант»: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%9C-%D0%A2
[11] На рабочий стол: http://keepme.ru/images/2013/09/02/IMG_0063.jpg
[12] На рабочий стол: http://keepme.ru/images/2013/09/02/IMG_0142.jpg
[13] На рабочий стол: http://keepme.ru/images/2013/09/02/IMG_0339.jpg
[14] На рабочий стол: http://keepme.ru/images/2013/09/02/IMG_0729(1).jpg
[15] На рабочий стол: http://keepme.ru/images/2013/09/02/IMG_0820(1).jpg
[16] Т-50: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8
[17] заказывает: http://ria.ru/science/20130515/937446693.html
[18] Даурия Аэроспейс: http://dauria.ru/
[19] Источник: http://habrahabr.ru/post/192212/
Нажмите здесь для печати.