- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Что может быть проще визитки — стандартной карточки с контактами? А между тем, это едва ли не самый живучий элемент делового оборота. Грамоты и купчие сменились инвойсингом и актами, воротнички и нарукавники вымерли, счёты пылятся на балконе, факс поныл последний раз и исчез, почти нет дискет, вот уже и CD почти ушли в прошлое, даже незыблемая и вечная электронная почта потеснилась рядом с мессенджерами. Визитки живее всех живых — им уже более 600 лет, а они существуют как ни в чём ни бывало. Но эволюция не обошла этот способ хранения и передачи данных: LCD-экраны, сканеры, QR-коды, приложения. Однако начинали и пока выигрывают всё равно картонные прямоугольники. Или нет?
Признаемся честно, когда мы создавали наши приложение для создания электронных визиток MyQRcards [1], мы не задумывались о том, что у карточек такая потрясающая история длиной более чем в половину тысячелетия. Когда начали, интересоваться, поняли, что это целая культура. И, как говорилось в любимом мультфильме, мы хотим о ней поведать миру. Хабру и миру.
Как и много великих вещей (мы не о Xiaomi, если что), первые визитки оставили свой след в истории в Китае. Там они появились в XV веке: китайские торговцы и зажиточные «предприниматели» использовали специальные карточки, чтобы сообщить о намерении встретиться с другим человеком. Бывало так, что слуги собирали карточки у потенциальных посетителей, а торговцы и знать просматривали карточки, чтобы определить и обозначить, с кем они готовы встретиться.
Визитные карточки в том виде, в каком мы привыкли их видеть, появились в XVII веке в Европе. Они использовались для оповещения о прибытии людей высокого происхождения в город или конкретный дом. В то время размер визитки был примерно с привычную для нас игральную карту.
К XIX веку визитные карточки перестали быть привилегией высшего сословия и стали доступны и даже обязательны и для среднего класса. К тому же времени эволюционировал и дизайн: в моду вошли витиеватые шрифты, тиснение золотом и серебром, появились специальные коробочки для визиток, в которые нужно было положить карту при посещении дома. На карточках располагалась не только основная информация о личности, но нередко и реклама, и биография владельца.
Визитки обрастали традициями и были не просто формальностью, но и целым информационным сообщением. Например, карточки с загнутыми углами предназначались для передачи от конкретного лица конкретному лицу, а карточки, сложенные пополам, указывали, что данные могут быть доступны всем членам семьи. Иногда указывались специальные параметры, например, P/F для поздравительного посещения, P/C — для выражения соболезнований.
Визитка Максима Горького
Судьбу визиток изменила промышленная революция.
В XIX веке визитки достигли своего расцвета: они были тиснёные, хлопковые, гравированные по тонкому металлу и т.д. Но настоящим произведением искусства их сделала цветная литография — достояние викторианской эпохи. Такие карточки были не просто носителем персональной информации, но и предметом коллекционирования. Именно тогда визитки обрели свою постоянную функцию — стали рекламным носителем. Владельцы бизнеса быстро смекнули, что к чему и стремились делать карточки по-настоящему уникальными, тем самым увеличивая вероятность того, что карточка сохранится и будет постоянно напоминать о товаре или услуге. Не растерялись и печатники: они печатали шаблонные карточки с базовыми рисунками, и владелец сам мог добавить свою полезную или рекламную информацию.
Каменный литопресс — на таком печатали визитки в XIX веке
Формальностей и реверансов стало меньше, а капитализма больше. Обмен контактной информацией стал частью делового оборота и в таком виде и перешёл в XX, а потом и в XXI век.
Сегодня визитки сохраняются как вид, но совершенно не сохраняются в наших карманах — бывает даже так, что приходя с конференции или большого митапа, ты и хочешь все собрать, да не можешь: часть выпали, часть потёрлись, часть вспотели вместе с частями тела. Ну не дело же.
Визитки в кино
Вообще визитные карточки стали культовым бизнес-символом, который нашёл отражение во многих фильмах. Один из таких — «Американский психопат»:
Кстати, в 1970-х появился культ бокса для хранения визитных карточек, рассортированных в алфавитном порядке: Rolodex — это вращающийся каталог с карточками, используемыми для хранения контактной бизнес-информации (название происходит от английских слов rolling и index). А вот сам Ролодекс появился гораздо раньше — его изобрели Arnold Neustadter и Hildaur Neilson в 1956 году. Для ролодексов (ставшими нарицательными, как и ксероксы) существовал свой формат карточек. Кто-то считает Rolodex прообразом первых CRM-систем.
Самое интересное, что ролодексы до сих пор продаются в США и Европе, а в 2015 произошёл какой-то стихийный бум спроса на такие «визитницы», и их сбыт наладили китайские интернет-магазины. Но, как говорится, это всё не то.
Rolodex, настоящий, с коробочкой — мы бы сами не отказались от такого раритета
Естественно, что вездесущие IT-специалисты и инженеры не обошли вниманием такую развитую отрасль, которая буквально сама напрашивалась на автоматизацию: поля, унифицированные данные, хранение и обработка, необходимость сортировки, — что ещё нужно из требований, чтобы создать что-то инновационное?
И эта история инноваций отчасти состояла из факапов.
Самым неудачным нововведением оказались визитки с дисплеями, на которых можно менять информацию — слишком тяжело, дорого, сложно. Да и конструкция оказалась требовательной к электричеству.
Примером LCD-визиток можно назвать проект Halo, стартап 2011 года. Лицевая сторона визиток представляла собой сенсорный дисплей. На борту мини-гаджета был встроен процессор, память и небольшой аккумулятор. Конечно, такую визитку было жалко и дорого отдавать оппоненту. Да и не нужно. Смысл работы заключался в другом: обмен данными между устройствами двух владельцев Halo осуществлялся по протоколу Bluetooth, а переданные визитки хранились на карте памяти (кстати, это был не модуль, а обычная microSD). Карточки Halo имели вполне себе презентабельный и лаконичный интерфейс, поиск нужных контактов осуществлялся в несколько касаний.
Визитки проекта Halo — стартапа 2011-2012 года
Не очень востребованными рынком оказались многочисленные попытки создать лучший в мире сканер визиток. Одним из первых заметных устройств стал B-scanner, выпущенный в 2008 году. Гаджет имел размер обычной визитки (чуть больше по рамке) и просто сканировал каждую врученную карточку, сохраняя результат в формате изображения. Пользователь мог сортировать визитки по своему усмотрению и просматривать их прямо на OLED-дисплее сканера. На тот момент хромало всё: логика, интерфейс, эргономика и, конечно, качество самого дисплея.
Источник Цифровая система хранения визиток: концепт B-scanner [2]
В середине 2011 года сканеры визиток вернулись: корпорация Sanwa Supply выпустила USB-гаджет для сканирования визиток Business Card Scanner 400-SCN005. По сути это было внешнее устройство для сканирования карточек и перемещения их на ПК. У сканера был драйвер, поддержка 22 языков, графический интерфейс пользователя (GUI на ПК). Данные загружались в формате изображения и текста и могли экспортироваться в табличные редакторы.
Business Card Scanner 400-SCN005
Начало 2010-х ознаменовалось всплеском интереса к дизайну классических бумажных визиток. Чтобы выделиться, пользователи выбирали варианты в виде предметов, с какими-то интерактивными моментами (типа «вставь 4 пальца — получи лапы»). На видео вы можете посмотреть, насколько безграничной оказалась фантазия дизайнеров.
Таких видео и постов вы можете найти сотни — осторожно, возможно залипание
Наибольший интерес в середине 2010-х вызвали лаконичные анимированные визитки: чтобы заставить изображение двигаться, достаточно потянуть за внутреннюю картонку. Всё гениальное просто: интерактив, простота, наглядность, геймификация сошлись в одном изящном решении.
Технологии не останавливались и в 2012 году появился один из первых вариантов действительно удачных и довольно экономных для своего уровня визитных карточек. Производственная компания Moo выпустила визитки с датчиками NFC. Владелец таких карт загружал на них нужную ему информацию (не только контакты, но и презентации, текст, промо, музыку, ролик и т.д.) и передавал её собеседнику одним прикосновением к смартфону. Кстати, проект оказался удачным — Moo до сих пор их выпускает. Программируемый чип NFC срабатывает при подключении к совместимому iPhone (требуется iOS 11) или устройству Android.
Один из первых экземпляров карт Moo
Следующим удачным решением оказался QR-код. QR сканировался гаджетом и вёл на нужную страницу сайта или человека. QR-визитки не только распространены до сих пор, но и широко используются в бизнес-презентациях, видео, на выставочных стендах, в приложениях, ботах и т.д. Мы не случайно выбрали именно такую технологию. QR-код сегодня — технологичный, универсальный и широко используемый способ передачи информации. Он используется в бизнесе (например, ВКонтакте, проводя презентации для клиентов, использует QR прямо на слайдах, чтобы слушатели в зале могли открывать нужные разделы и страницы отдельных персоналий прямо на своём мобильном), вскоре QR будет использоваться клиентами Сбербанка для оплаты покупок, и уже сейчас многие из нас сканируют QR-коды, чтобы получить информацию о скидках в ресторане, прочитать о памятнике в чужом городе, перейти на сайт компании и т.д.
Ваша визитка — г****
1 сентября 2006 года стал примечательным днём для российского мира визиток. Студия Артемия Лебедева сделала первый выпуск знаменитого бизнес-линча и первым же предметом для критики дизайнера стала визитка директора компании «Небоскрёб». В тот день из комментария в рецензии Тёмы родился знаменитый мем, который оброс слухами и легендами.
Вот вам скриншот первого выпуска бизнес-линча с рецензией Артемия. Ссылка [3].
Визионеры не останавливаются в прогнозах — вот какие версии развития визиток можно встретить в деловых и технологических СМИ:
Культ визиток в Японии
Особое внимание визитки заслужили в стране с особым деловым оборотом — в Японии.
Как в XX веке, так и сейчас, визитка там воспринимается как значимый документ, удостоверяющий профессионализм человека. В стране восходящего солнца визитные карточки должны предлагаться и приниматься двумя руками с лёгким поклоном — как ценный дар. И засунуть врученную карточку в задний карман брюк — верх разочарования и невежества.
Именно из-за такого уважительного отношения к визиткам в 1948 году Япония была потрясена страшным преступлением. 28 января мужчина с визиткой чиновника министерства общественного здравоохранения (чужой, вручённой ему по случаю) вошёл в филиал Императорского банка в токийском районе Сиинамачи и оповестил 16 посетителей и работников о вспышке дизентерии в этом районе. Он вручил банковским служащим визитку эпидемиолога и предложил всем присутствующим выпить несколько капель жидкости — лекарства для профилактики кишечной инфекции. 12 человек из 16 погибли: жидкость оказалась ядом неустановленного типа. Сам же преступник сбежал с наличными и чеками на сумму 160 000 йен. Это было первое массовое убийство в Японии после Второй Мировой войны и катастрофы августа 1945 года.
Позже полиция обнаружила ещё несколько преступлений, совершённых художником по имени Садамичи Хирасава. Во всех случаях на месте преступления находились визитные карточки убийцы и грабителя. Преступник был казнён, но его дело до сих пор окружено мифами и домыслами.
Действительно, визитка (мэйси) в Японии способна открыть многие двери. Визитки есть у всех: от школьного учителя до главаря преступной группировки. Визитки отражают статус служащего и являются чуть ли не удостоверением личности — если вы свои забыли, на вас будут коситься с недоверием. В стране есть даже отдельное ведомство — Японская ассоциация визитных карточек.
Когда мы создавали сервис MyQRcards [1], у нас были свои мотивы, навеянные десятками конференций и сотнями контактов. Если сказать тремя словами, нам было неудобно.
Вот ситуации, с которыми сталкивался практически каждый:
Значит, нам нужно решить три важных задачи: актуальность, обновляемость на лету и доступность в любом месте и в любое время. Но нам это показалось не так интересно и раз уж мы взялись за разработку, то решили сделать приложение с кучей полезных фишек. В итоге:
Итак, что у нас получилось?
В конечном итоге мы создали мобильное приложение для iOS [4] и Android [5]. Оно простое и интуитивное.
Немного скриншотов — но лучше скачать и протестировать своими руками.
А оно действительно понравилось — MyQRcards [1] выбирают из-за его простоты, удобства, скорости обновления информации и возможностей добавить некоторые корпоративные фишки.
Сейчас на развитие визиток наибольшее влияние оказали мобильные технологии. И стратегия ясна: лучшая визитная карточка — так, которая всегда в вашем мобильном телефоне и может быть исправлена просто и быстро. В конце концов, мобильники мы забываем гораздо реже, чем визитницы.
Как думаете, эволюция на этом остановится?
Автор: Иван Логинов
Источник [6]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/saas-s-s/330440
Ссылки в тексте:
[1] приложение для создания электронных визиток MyQRcards: http://myqrcards.com/
[2] Источник Цифровая система хранения визиток: концепт B-scanner: https://gagadget.com/koncepty/766-tsifrovaya-sistema-hraneniya-vizitok-kontsept-b-scanner/
[3] Ссылка: https://www.artlebedev.ru/kovodstvo/business-lynch/2006/09/01/
[4] iOS: https://itunes.apple.com/ru/app/myqrcards-%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B8-%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BA%D0%B8-online/id1436165383?mt=8
[5] Android: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.myqrcards.android
[6] Источник: https://habr.com/ru/post/467853/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=467853
Нажмите здесь для печати.