- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Знакомый программист сейчас в поиске работы. Регулярно посещает собеседования и делится впечатлениями:
— Как сейчас происходит среднестатистический процесс найма технического сотрудника? Да так же, как и в 18 веке – на бумаге. Только тогда фабрикант с инженером обсуждали исключительно бизнес, а современные IT компании копируют элементы HR стиля Google и на собеседовании предлагают задачи про сферических коней в вакууме, стараясь еще создать душевную шумовую обстановку. Такая модная тенденция особенно печальна именно в HR. А до этого была мода на NoSQL, когда «монолит SQL Server» стало почти ругательством. Нехороший тренд. Надо спасать отрасль!
— Конечно надо. Монолит спасли без нас. Мы спасем бизнес-процесс найма персонала в IT. Будешь пользователем-фанатом? Отдадим дань профессионального уважения Карлу Вигерсу [1].
— Конечно буду. А ты — будешь бизнес-аналитиком, проводящим реинжиниринг этого бизнес-процесса.
— Вот и договорились. Люблю интересно-полезные аналитические задачи.
— Кто ж их не любит.
Цель найма — найти сотрудника, способного максимально эффективно решать текущие задачи компании в рамках ее технологического стека. Подцель – минимизировать затраты.
Замечание: в существенной части организаций подцель ошибочно ставят на первое место, уделяя основное внимание автоматизации работы HR-специалиста и повышению его квалификации.
К HR-специалисту попадает резюме: самостоятельно находит, робот находит, кандидаты присылают. Если HR видит ключевые слова — передает резюме руководителю. Руководитель дает добро, HR договаривается с кандидатом об очном интервью. На очном интервью: руководитель, ведущий программист, HR, кандидат. 1 час. Принятие решения по результату беседы.
Уточнение: столь широкий спектр интервьюеров на собеседованиях встречается редко – все-таки принципы Agile активно начинают использоваться и за границами девелопмента.
Основные недостатки текущего функционирования бизнес-процесса: большой процент ложных срабатываний (интервью без найма), много временных и квалификационных трудозатрат сотрудников, проводящих отбор.
Пользователь–фанат: «Экспромт в инженерном деле хорош во время мозгового штурма. А то собеседование на викторину похоже. Вопрос-ответ. Вопрос-ответ. Какую-то сложно-высокую непонятную цель ставят интервьюеры, тестируя инженеров в таких фантастических условиях. Как будто космонавтов выбирают. Для вдумчивой, кропотливой работы, которая и составляет основную массу задач инженера, нужны немного другие навыки. Вектор сбит. Ну вот что полезного собеседник хочет узнать о кандидате, задавая вопрос: «Чему равно i++++++++1?».
Чтобы достигнуть основной цели бизнес-процесса, необходимо у кандидата выявить наличие практических навыков в базовых (ключевых – по желанию ЛПР [2]) областях технологического стека компании. На мой взгляд, эффективнее всего – выдавать тестовое задание, охватывающее сформированный выше фрагмент технологического стека. Сложность задач – соизмерима с текущими техническими задачами компании. По результату выполнения сразу можно оценить с хорошей точностью, какое количество ценности кандидат может создавать прямо сейчас.
Наличие тестовой задачи также снижает требование к квалификации HR и технических специалистов, проводящих собеседование. На мой взгляд, достаточный уровень – один технический специалист среднего звена.
Пользователь–фанат: «О-о-о, вот то, что надо! Просто и функционально».
Бизнес-аналитик: «Погоди, я еще не закончил».
Пользователь–фанат: ?!
После краткого телефонного созвона HR высылает кандидату тестовое задание. Кандидат его выполняет и присылает результат. Технический специалист компании проверяет его (15 минут). Если одобряет, то HR приглашает кандидата на очное интервью с техническим специалистом среднего звена.
Сценарий интервью:
Итого – за один час один технический специалист среднего звена примет решение хорошего качества. Да и кандидат уже немного в производственном процессе.
Инвестиции во внедрение оцениваю в один час работы специалиста среднего звена — на разработку тестовых задач.
Считаю, что бизнес-процесс TO-BE более эффективен в свете главной цели и подцели по сравнению с AS-IS. Достижение подцели является побочным эффектом, что приятно вдвойне.
По результатам внедрения новой версии бизнес-процесса, есть потенциал сокращения времени выполнения задач и их спектра для обоих специалистов компании.
Риски не внедрения:
Пользователь–фанат: «У меня нет слов, круто. Как у Шерлока Холмса – дело на одну трубку. Молодец!»
Бизнес-аналитик: «Да, мы молодцы. Но главное – это донести идею до ЛПРов [2]. Довелось бы еще где-нибудь внедрять – интересная же задача. Ведь это только каркас, у меня еще несколько идеек бродит. Вот послушай, HR тут вообще не нужен, его можно заменить…»
Точное формулирование цели приближает нирвану автоматизации.
Автор: Александр Туровец
Источник [3]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/sistemny-j-analiz/269037
Ссылки в тексте:
[1] Карлу Вигерсу: https://en.wikipedia.org/wiki/Karl_Wiegers
[2] ЛПР: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%86%D0%BE,_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
[3] Источник: https://habrahabr.ru/post/343086/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=sandbox
Нажмите здесь для печати.