- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
История автомобильных аудиосистем началась [1] в 1904 году. На протяжении долгих десятилетий Советский Союз в ней не участвовал. Однако позже в СССР было изготовлено множество интересных приемников и проигрывателей. Сегодня мы решили рассказать об этом.
Считается, что мировая история автомобильных аудиосистем началась в 1904 году, когда американский изобретатель Ли де Форест (Lee De Forest), прозванный «Отцом радио», продемонстрировал на Всемирной выставке первое автомобильное радио. Однако на массовый авторынок подобные устройства попали лишь в 1930-х. Это произошло также в США, где в те годы активно шло развитие автомобильной индустрии.
В СССР же в это время только создавались [5] первые крупные производства легковых автомобилей. Советские модели «первой волны», например, НАМИ-1 [6], собирались вручную, потому процесс их производства был длительным и дорогим. При этом они распределялись между гаражами предприятий, а ездили на них профессиональные шоферы. Как можно судить по дошедшим до нашего времени сведениям, приемники в них не устанавливались.
Автомобильные радиоприемники в СССР появились примерно в то время, когда началось [7] активное развитие радиовещания. Самым первым советским автомобильным радиоприёмником стал «АИ-656 [8]», выпущенный в 1936 году для лимузина «ЗИС-101 [9]». В названии приемника были зашифрованы его характеристики — «6-контурный, 5-ламповый» — и год выпуска (1936).
Однако, как можно судить по вырезкам из газет, которые приводят [10] пользователи форума радиолюбителей, первым серийным автомобильным радиоприемником в СССР стала модель «А-5». Она разрабатывалась на базе «А-695», который выпускался [11] с 1945 года для автомобиля представительского класса «ЗИС-110 [12]» и последовавшего за ним «ЗИМ [13]».
Массовая комплектация автомобилей приемниками началась с выпуска [14] «Москвичей» для зарубежных рынков [15]. Одной из экспортных моделей стал «Москвич-402 [16]», выпущенный в 1956 году. Он получил несколько обновлений в части дополнительного оборудования по сравнению со своими предшественниками — «400-м» и «401-м». В числе прочего «402-й» был укомплектован штатным радиоприемником — «А-8М [17]».
Евгений Кочнев, автор книги «Знаменитые автомобили. 1946-1970» указывает [18], что на момент выпуска усовершенствованной версии «402-го» — автомобиля «Москвич-407» — приблизительно треть «Москвичей» отправлялась за границу. Там особенно ценили их двухцветную окраску и редкие для такого класса радиоприемники.
В последующие годы и другие советские автомобили начали оснащать [21] приемниками. В их числе были «Волги» и «Запорожцы». Параллельно начал формироваться «элитный сегмент» автомобильных систем — ими оборудовали машины высокопоставленных лиц. Например, в поздний советский период в «Чайку» и «ЗИЛ-115» ставили «АВ-75». Приемник имел [22] несколько модификаций: «АВ-75-3С», «АВ-75-3Е», «АВ-75-ЧС» и «АВ-75-ЧЕ» — буквы в конце наименования указывали марку автомобиля и диапазон УКВ (для СССР или Европы).
Машины некоторых партийных руководителей, в том числе и лимузин Леонида Брежнева, были оборудованы [23] приемником «АВ-75-3С» рижского завода Radiotehnika. Его особенностью было наличие пульта управления и входа для подключения кассетной магнитофонной приставки.
Некоторые модели советских приемников ценятся до сих пор — на интернет-аукционах можно найти [26] раритетные устройства «Урал Авто [27]». Этот приемник выпускали в 70-х. Его главной особенностью служила универсальность — он мог использоваться в качестве портативного устройства. Например, вот как работает [28] «Урал Авто-2».
В целом ассортимент радиоприемников в период с 1950 по 1970 год немногим превышал [29] 20 моделей.
Во второй половине XX века радио пользовалось популярностью по всему миру. В то же время появлялись и новые форматы. Эта тенденция не обошла стороной автомобильную промышленность. В конце 1950-х в США выпустили серийные проигрыватели пластинок [30] (например, Highway Hi-Fi в Chrysler) для машин. Устройство не успело стать широко востребованным из-за ряда ограничений (в частности, у него была скромная коллекция доступных пластинок) и уступило место кассетным проигрывателям.
В 60-х в СССР предприняли свою попытку сделать автомобильный виниловый проигрыватель — «Даиси». О нем сохранилось не так много свидетельств, но известно, что производили его в Тбилиси. Как и в случае с Highway Hi-Fi, для «Даиси» выпускали пластинки формата медленнее привычного — 16⅔ оборотов. Есть мнения [31], что производителю удалось решить проблемы американского аналога. В то время как медиатека для Highway Hi-Fi была ограничена, для «Даиси» якобы подготовили «широкий ассортимент грампластинок». Такой проигрыватель можно было установить в «Волгу».
А вот о кассетных магнитолах того времени известно больше. В 1972 году на заводе в Санкт-Петербурге разработали [32] три системы — «Автокассета-Стерео», «Автокассета-201» и «Автокассета-202-стерео» — для «Жигулей», «Волг», «Москвичей» и «Запорожцев». Однако эти магнитолы по каким-то причинам так и не пошли в производство. Зато через два года на их базе в Московской области наладили выпуск [33] систем «АМ-301», а в Гродно — «Гродно-301». Проигрыватели были схожи между собой по устройству и были рассчитаны на установку в легковые автомобили ВАЗ-2103 и ИЖ-2125. «АМ» и «Гродно» воспроизводили кассеты МК-60 [34] с лентой шириной в 3,81 мм.
Позже стереосистемы начали изготавливать [35] в Харькове, Арзамасе, Тамбове, Муроме и других городах. Устройства выпускали в течение 80-х, а некоторые модели продолжили собирать и в 90-е.
Фото Jury Svetashev [36] / CC [37]
Далее началось производство и автомобильных стереофонических систем. Например, с 1987 года в Новосибирской области выпускали «Вега 8АС-2А [38]», которую позиционировали как оборудование с высококачественным звучанием. Таким образом, за полвека советские аудиосистемы прошли путь от первых автомобильных приемников до прототипа Hi-Fi-оборудования.
А у вас сохранились какие-то автомобильные аудиоустройства из прошлого или воспоминания о них? Поделитесь с нами в комментариях!
Автор: Audioman
Источник [43]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/staroe-zhelezo/279802
Ссылки в тексте:
[1] началась: https://en.wikipedia.org/wiki/Vehicle_audio
[2] Image: https://geektimes.com/company/audiomania/blog/300543/
[3] Andshel: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B3_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D1%87-402_%D0%B8_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D1%87-410.JPG
[4] CC: https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/deed.ru
[5] создавались: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0
[6] НАМИ-1: https://www.gazeta.ru/auto/2017/05/01_a_10641851.shtml
[7] началось: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
[8] АИ-656: http://www.rw6ase.narod.ru/00/awto/ai656.html
[9] ЗИС-101: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%A1-101
[10] приводят: http://www.cqham.ru/forum/showthread.php?18093
[11] выпускался: http://www.rw6ase.narod.ru/00/awto/a695.html
[12] ЗИС-110: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%A1-110
[13] ЗИМ: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9C_(%D0%93%D0%90%D0%97-12)
[14] началась с выпуска: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4)
[15] для зарубежных рынков: https://en.wikipedia.org/wiki/Automotive_industry_in_the_Soviet_Union
[16] Москвич-402: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D1%87-402
[17] А-8М: http://www.rw6ase.narod.ru/00/awto/a8.html
[18] указывает: https://goo.gl/xSocew
[19] bogdan: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:M-407-interior-dash.jpg
[20] CC: https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/deed.ru
[21] оснащать: https://www.drom.ru/info/misc/50617.html
[22] имел: http://www.rw6ase.narod.ru/00/awto/aw75.html
[23] были оборудованы: http://auto.bigmir.net/autonews/tuning/1540064-Avtoradio-dlja-Brezhneva--magnitola-sovetskogo-genseka--FOTO-
[24] Pxhere: https://pxhere.com/ru/photo/265548
[25] CC: https://creativecommons.org/publicdomain/zero/1.0/
[26] можно найти: https://www.ebay.com/itm/Vintage-Portable-Car-Radio-Receiver-URAL-AUTO-2-2-Soviet-Russian-USSR-/142048266730
[27] Урал Авто: http://www.rw6ase.narod.ru/00/awto/ural_aw.html
[28] вот как работает: https://youtu.be/kePoxkckX4c
[29] превышал: http://www.rw6ase.narod.ru/00/awto.html
[30] серийные проигрыватели пластинок: https://www.audiomania.ru/content/art-5679.html
[31] мнения: https://www.drive2.ru/l/466274020233314502/
[32] разработали: http://www.rw6ase.narod.ru/00/awto/awtokasseta.html
[33] наладили выпуск: http://www.rw6ase.narod.ru/00/awto/am301.html
[34] кассеты МК-60: https://youtu.be/PR-zrsgZU2c
[35] начали изготавливать: http://dlyakota.ru/47995-avtomobilnye-kassetnye-magnitofony-magnitoly-i-proigryvateli.html
[36] Jury Svetashev: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:1974_Moskvitch-412IE_interior.jpg
[37] CC: https://commons.wikimedia.org/wiki/Commons:Reusing_content_outside_Wikimedia
[38] Вега 8АС-2А: http://www.rw6ase.narod.ru/00/awto/8as2a.html
[39] Гибкие пластинки — универсальный носитель, который вернулся из прошлого: https://www.audiomania.ru/content/art-5623.html
[40] 5 легендарных рок-фестивалей, которые потрясли СССР: https://www.audiomania.ru/content/art-5300.html
[41] Широкий формат кино в СССР: https://www.audiomania.ru/content/art-5258.html
[42] Кассеты – это новый винил? : https://www.audiomania.ru/content/art-5584.html
[43] Источник: https://geektimes.com/post/300543/?utm_campaign=300543
Нажмите здесь для печати.