- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

История аудиотехнологий: синтезаторы и сэмплеры

История аудиозаписи насчитывает множество экспериментов с форматами и технологиями. Мы собрали устройства, которые помогали композиторам находить тот самый «новый звук»: от полузабытых экспериментов советских инженеров 1920-х годов до инструментов 1970-х.

История аудиотехнологий: синтезаторы и сэмплеры - 1 [1]
Фото PMDrive1061 [2] / CC BY-SA [3] / Оптический орган Optigan

Оптические инструменты

Одними из первых работать над идеей «искусственного» звука начали [4] в СССР. В 1929 году, во время создания фильма «Пятилетка», композитор Арсений Авраамов, инженер Евгений Шолпо и режиссёр-мультипликатор Михаил Цехановский задались вопросом: можно ли синтезировать звук, записав графическое изображение на звуковую дорожку киноплёнки?

Убедившись, что это возможно, Авраамов и Шолпо, совместно с изобретателями Борисом Янковским и Николаем Воиновым начали разрабатывать устройства для создания «рисованного звука». Результатом их работы стали три оптических синтезатора [5].

Первое устройство — «Нивотон» — разработал Николай Воинов. Оно работало на бумажных трафаретах, обозначающих звуки разного тембра и высоты. Эти трафареты Воинов вырезал ножницами вручную. В начале 1930-х «Нивотон» использовали [6] в озвучке нескольких мультфильмов.

Второй аппарат спроектировал Борис Янковский. Он хотел создать библиотеку синтетических звуков, чтобы заполнить «тембральные пробелы» в симфоническом оркестре. Результатом его работы стал «Виброэкспонатор» — сложный оптический аппарат, переносящий [7] содержимое пластинок-трафаретов непосредственно на поверхность кинопленки.

Третье устройство — «Вариофон» Евгения Шолпо. В отличие от других аппаратов, вариофон был механизирован: рисунок на пленке создавали вращающиеся диски разной формы. В 1930-е аппарат использовали как для создания саундтреков, так и в роли синтезатора. По звучанию созданные «Вариофоном» записи напоминают [8] 8-битную музыку.

Работа над «рисованным звуком» прекратилась в годы войны и затем не возобновилась в полной мере — Николай Воинов и Борис Янковский забросили свои разработки, а Евгений Шолпо умер в 1951 году. Позже идеи инженеров легли в основу первого в мире полифонического синтезатора АНС [9]. Его создал Евгений Мурзин, бывший коллега [7] Бориса Янковского.

Оптический синтез звука использовал [10] в своей работе и Лев Термен [11]. В 1930-е годы изобретатель жил в США, где вместе с американским композитором Генри Кауэллом (Henry Cowell) создал первую в мире драм-машину. Она получила название «ритмикон».

В ритмиконе между источником света и фотосенсором находились вращающиеся диски, один из которых устанавливал высоту звука, а другой —ритмический рисунок. Переключаться между разными тонами и ритмами можно было при помощи встроенной 17-клавишной клавиатуры.

Так получилось, что сам Кауэлл быстро потерял интерес к инструменту. Однако двадцать лет спустя ритмикон получил вторую жизнь. Его случайно обнаружил продюсер Джо Мик (Joe Meek), с подачи которого ритмикон прозвучал в саундтреке к фильму «Доктор Стрейнджлав», а позднее — на пластинках Pink Floyd и Tangerine Dream.

Эксперименты немецкого ученого по имени Волья Сарага (Wolja Saraga) привели к разработке ещё одного оптического синтезатора — Сарага-генератора.

Первая версия инструмента была создана для озвучки театральных представлений. На один край сцены ставили неоновую лампу, а на другой — фотодетектор с синтезаторным модулем. Движения актёров создавали помехи на пути неонового луча, тем самым влияя на высоту и тембр звука. Позднее появилась упрощённая версия инструмента, в которой оптический сенсор контролировал только высоту звука.

Во время Второй мировой войны Сарага бежал в Великобританию, из-за чего на время прекратил работу над инструментом. А после его возвращения в Берлин проект и вовсе умер — конкурировать с транзисторными синтезаторами пятидесятых Сарага-генератор не мог.

Сэмплеры

Технологии оптического синтеза использовались и при создании ранних семплеров.

Одно из первых таких устройств — Орган Харди-Голдтуэйта — увидело свет [10] в 1931 году. На диск, расположенный перед оптическим сенсором органа, наносили изображения звуковых волн инструментов, что позволяло их имитировать. Внешне инструмент напоминал фортепиано и управлялся с помощью клавиатуры. Создатели надеялись [12], что орган составит серьёзную конкуренцию традиционным симфоническим инструментам, однако устройство провалилось и не дошло до массового потребителя.

По схожему принципу работал Optigan — семплер для домашнего музицирования, созданный производителем игрушек Mattel в начале 70-х. Благодаря низкому качеству звука, он также не пользовался большим спросом. Даже профессиональная версия, выпущенная [13] под руководством одного из изобретателей синтезатора Moog, не исправила это. Услышать инструмент можно на пластинках Kraftwerk [14] и The Clash.

Главным конкурентом «оптигана» был меллотрон — напоминающий пианино семплер. Внутри инструмента находился магнитофон и набор лент с восьмисекундными семплами. Нажатие на клавишу проигрывало соответствующую ей ленту, создавая иллюзию акустического звучания.

Меллотрон любили музыканты — его можно услышать на альбомах таких групп, как The Beatles, Led Zeppelin, The Rolling Stones и King Crimson. Работники радио и телевидения тоже не остались в стороне: в 1965 году специально для BBC выпустили особую модель меллотрона — FX Console. Её использовали для создания звуковых эффектов в передачах и сериалах.

Интерес к инструменту снизился в 1980-х с появлением более удобных электронных сэмплеров, которые были легче меллотрона и не требовали столь бережного ухода. Однако музыканты 1990-х и 2000-х вернулись к инструменту из-за его характерного звучания: меллотрон можно услышать в работах Radiohead, Oasis, Red Hot Chili Peppers и других современных исполнителей.

Электромеханические инструменты

Одним из первых электромеханических синтезаторов стал траутониум, разработанный [15] немецким инженером Фридрихом Траутвайном (Friedrich Trautwein) в 1929 году.

Вместо клавиатуры инструмент использовал проволоку, расположенную над металлической пластиной. Нажатие на проволоку замыкало электрическую цепь и посылало сигнал ламповому звуковому генератору. Игра на траутониуме напоминала игру на слайд-гитаре: металлическая пластина была размечена в соответствии со ступенями хроматической гаммы.

Инструмент привлёк внимание композитора Пауля Хиндемита (Paul Hindemith) и его студента Оскара Сала (Oskar Sala), которые в начале 1930-х исполнили первые произведения, написанные специально для траутониума. Сала продолжил писать музыку для инструмента, но популяризировать его композитору не удалось. Самым известным применением синтезатора стал саундтрек к «Птицам» Альфреда Хичкока — Оскар записал дня него крики ворон и чаек.

В 1930-х американец Лоуренс Хаммонд (Laurens Hammond) разработал [16] более популярный электромеханический инструмент — орган Хаммонда. Звук в инструменте издавал синхронный генератор [17] в форме зубчатого колеса, которое вращалось около электромагнитного звукоснимателя.

Сначала орган Хаммонда приобрёл популярность в религиозных учреждениях — он был недорогой альтернативой духовым органам — а затем и у рок-музыкантов. Звук инструмента увековечен на альбомах Deep Purple, ELP [18] и других групп [19] 60х-70х.

Со временем появились транзисторные модели, а цифровые версии органа используются [20] по сей день — их можно услышать на концертах многих джазовых музыкантов [21].


О чем еще можно почитать в нашем «Мире Hi-Fi»:

История аудиотехнологий: синтезаторы и сэмплеры - 2 Метод шумоизоляции, гасящий до 94% шумов [22]
История аудиотехнологий: синтезаторы и сэмплеры - 3 Зоопарк профессий, связанных с аудиоиндустрией [23]
История аудиотехнологий: синтезаторы и сэмплеры - 4 Технологичные музыкальные инструменты до XX века [24]
История аудиотехнологий: синтезаторы и сэмплеры - 5 Винил вместо почтовой марки: необычный раритет [25]
История аудиотехнологий: синтезаторы и сэмплеры - 6 Первый в мире «гендерно-нейтральный» голосовой помощник [26]


Автор: Audioman

Источник [27]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/staroe-zhelezo/313824

Ссылки в тексте:

[1] Image: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/447062/

[2] PMDrive1061: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Optigan_keyboard.jpg

[3] CC BY-SA: https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0

[4] начали: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/416637/

[5] оптических синтезатора: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C_%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B0

[6] использовали: https://www.youtube.com/watch?v=6U4lRtjw9q0

[7] переносящий: http://www.digitalmusicacademy.ru/lesson-vibroexponator

[8] напоминают: https://youtu.be/YiIB36ZY0WM

[9] АНС: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%9D%D0%A1_(%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80)

[10] использовал: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/427203/

[11] Лев Термен: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

[12] надеялись: http://blog.modernmechanix.com/new-light-piano-using-photo-electric-cells-creates-all-musical-sounds/

[13] выпущенная: https://habr.com/en/company/audiomania/blog/414351/

[14] Kraftwerk: http://optigan.com/1999/05/the-kraftwerk-connection/

[15] разработанный: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/439280/

[16] разработал: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/414351/

[17] синхронный генератор: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0

[18] ELP: https://www.youtube.com/watch?v=WKNOlDtZluU

[19] других групп: https://www.youtube.com/watch?v=Mb3iPP-tHdA

[20] используются: https://www.comoxvalleyrecord.com/entertainment/jon-miller-quartet-offers-an-organ-infused-jazz-show-in-courtenay/

[21] джазовых музыкантов: https://www.youtube.com/watch?v=LpL1r23cFpo

[22] Метод шумоизоляции, гасящий до 94% шумов: https://www.audiomania.ru/content/art-6529.html

[23] Зоопарк профессий, связанных с аудиоиндустрией: https://www.audiomania.ru/content/art-6457.html

[24] Технологичные музыкальные инструменты до XX века: https://www.audiomania.ru/content/art-6262.html

[25] Винил вместо почтовой марки: необычный раритет: https://www.audiomania.ru/content/art-6524.html

[26] Первый в мире «гендерно-нейтральный» голосовой помощник: https://www.audiomania.ru/content/art-6512.html

[27] Источник: https://habr.com/ru/post/447062/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=447062