- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Реверс-инжиниринг аркадного автомата: записываем Майкла Джордана в NBA Jam

Реверс-инжиниринг аркадного автомата: записываем Майкла Джордана в NBA Jam - 1

Прошлым летом меня пригласили на тусовку в Саннивейле. Оказалось, что у хозяев в гараже есть аркадный автомат NBA JAM Tournament Edition на четверых игроков. Несмотря на то, что игре уже больше 25 лет (она была выпущена в 1993 году), в неё по-прежнему очень интересно играть, особенно для увлечённых любителей.

Меня удивил список игроков Chicago Bulls, в котором не было Майкла Джордана. Согласно источникам, [1], Эм-Джей получил собственную лицензию и не был частью сделки, которую Midway заключила с NBA.

Расспросив владельца автомата, я узнал, что хакеры выпустили мод игры для SNES «NBA Jam 2K17», позволяющий играть новыми игроками и Эм-Джеем, но никто не занимался разбором того, как работала аркадная версия. Поэтому мне обязательно нужно было заглянуть внутрь.

Предыстория

История NBA Jam начинается не с баскетбола, а с Жан-Клод Ван Дамма. Примерно то же время, когда был выпущен «Универсальный солдат», «Midway Games» разработала технологию, позволяющую манипулировать большими оцифрованными фотореалистичными спрайтами, сохраняющими сходство с настоящими актёрами. Это был огромный технологический прорыв: анимации с 60 кадрами в секунду, невиданные ранее спрайты размером 100x100 пикселей, каждый из которых имел собственную 256-цветную палитру.

Компания с большим успехом использовала эту технологию в популярном шутере «Terminator 2: Judgment Day»[2], но не смогла приобрести лицензию на «Универсального солдата» (финансовые условия JCVD оказались для Midway неприемлемыми [3]). Когда переговоры закончились неудачей, Midway сменила курс и начала разработку боевой игры в духе мегахита Capcom 1991 года под названием «Street Fighter II: The World Warrior».

Была собрана команда из четырёх человек (Эд Бун писал код, Джон Тобиас занимался артом и сценарием, Джон Вогель рисовал графику, а Дэн Форден был звукорежиссёром). Спустя год упорного труда[4] Midway выпустила в 1992 году Mortal Kombat.

Визуальный стиль сильно отличался от привычного пиксель-арта, а дизайн игры оказался, мягко говоря, «спорным». Игра с литрами крови на экране и безумно жестокими добиваниями-«фаталити» мгновенно стала мировым хитом и за год заработала почти 1 миллиард долларов[5].

Реверс-инжиниринг аркадного автомата: записываем Майкла Джордана в NBA Jam - 2

SF2: 384×224 с 4 096 цветами.

Реверс-инжиниринг аркадного автомата: записываем Майкла Джордана в NBA Jam - 3

MK: 400×254 с 32 768 цветами.

Интересный факт: как и в VGA Mode 0x13 на PC, в этих играх пиксели были не квадратными. Хотя буфер кадров Mortal Kombat имеет размер 400 × 254, он растягивается до соотношения 4:3 ЭЛТ-экрана, обеспечивая разрешение 400 × 300[6]

Оборудование Midway T-Unit

Разработанное компанией Midway для Mortal Kombat «железо» оказалось очень хорошим. Настолько хорошим, что ему дали собственное название T-Unit и повторно использовали в других играх.

  • Mortal Kombat.
  • Mortal Kombat II.
  • NBA Jam.
  • NBA Jam Tournament Edition.
  • Judge Dredd (не была выпущена).

T-Unit состоит из двух плат. Бо́льшая из них занимается игровой логикой и графикой.

Реверс-инжиниринг аркадного автомата: записываем Майкла Джордана в NBA Jam - 4

Плата процессора NBA JAM TE Edition (примерно 40х40 см, или 15 дюймов).

Реверс-инжиниринг аркадного автомата: записываем Майкла Джордана в NBA Jam - 5

Другая плата менее сложна, но тоже способна на многое. Она предназначена для аудио, но способна воспроизводить не только музыку при помощи FM-синтеза, но и цифровой звук.

Звуковая плата соединена с источником питания и графической платой, установленной сзади. Обратите внимание на огромный радиатор, расположенный в верхнем левом углу.

Вместе эти две платы содержат более двух сотен чипов, резисторов и EPROM. Разбираться во всём этом только на основании серийных номеров было бы очень трудоёмко. Но, как ни удивительно, иногда у устройств родом из 90-х случайно обнаруживается документация. А в случае NBA Jam она оказалась просто отличной.

Архитектура Midway T-Unit

В поисках данных я наткнулся на NBA Jam Kit. Уровень детализации этого документа потрясает[7]. Среди прочего, мне удалось найти подробное описание монтажных соединений, в том числе EPROM-ов и чипов.

Реверс-инжиниринг аркадного автомата: записываем Майкла Джордана в NBA Jam - 6

Информация из документа позволила нарисовать схему плат и определить функцию каждой части. Для помощи в поиске компонентов плата имеет координаты с началом в правом нижнем углу (UA0), увеличивающиеся до левого верхнего угла (UJ26).

Реверс-инжиниринг аркадного автомата: записываем Майкла Джордана в NBA Jam - 7

Сердцем основной платы служит Texas Instrument TMS34010 (UB21) с частотой 50 МГц и с 1 мебибайтом кода в EPROM-ах и 512 кибибайтами DRAM[8]. 34010 — это 32-битный чип с 16-битной шиной, имеющий такие замечательные графические инструкции, как PIXT and PIXBLT[9]. В начале 90-х этот чип использовался в нескольких картах аппаратного ускорения [10], и я думал, что он обрабатывает солидный объём графических эффектов. Как ни удивительно, но он занимается только игровой логикой, и ничего не отрисовывает.

На самом деле графическим монстром оказался чип U13 под названием «DMA2». Согласно схемам из документации, он обладает внушительными (по тем временам) 32-битной шиной данных и 32-битной адресной шиной, из-за чего стал самым большим чипом на плате. Эта специализированная интегральная схема (ASIC) способна на множество графических операций, о которых я расскажу ниже.

Все чипы (System RAM, GFX EPROM, Palette SDRAM, Code, Video Banks) отображены в одно 32-битное адресное пространство и подключены к одной шине. Мне не удалось разыскать никакой информации о протоколе шины, поэтому если вам что-то о нём известно, пишите на электронную почту.

Обратите на хитрый трюк: один компонент EPROM (отмечен синим) используется для создания другой системы хранения (и экономии денег). Эти EPROM на 512 кибибайта имеют 32-битные адресные выводы и 8-битные выводы данных. Для 34010, которому требуется 16-битная шина данных, два EPROM (J12 и G12) подключены с двукратным чередованием адресов, создавая память в 1 мебибайт. Аналогичным образом графические ресурсы подключены с четырёхкратным чередованием адресов для образования 32-битного адреса с 32-битной системой хранения данных, содержащей 8 мебибайт.

Хотя в этой статье я в основном буду рассматривать графический конвейер, не могу противиться искушению, а потому вкратце расскажу про аудиосистему.

Реверс-инжиниринг аркадного автомата: записываем Майкла Джордана в NBA Jam - 8

Схеме звуковой карты показан Motorola 6809 (U4 с частотой 2 МГц), на который подаются инструкции из одного EPROM (U3) для управления музыкой и звуковыми эффектами.

Чип FM-синтеза Yamaha 2151 (3,5 МГц) генерирует музыку непосредственно из инструкций, полученных от 6809 (музыка использует довольно малую полосу пропускания).

OKI6295 (1 МГц) отвечает за воспроизведение цифрового аудио в формате ADPCM (например, легендарной «Boomshakalaka»[11] Тима Китцроу).

Заметьте, что на основной плате те же синие 512-кибибайтные EPROM 32a/8d используются в 16-битной системе с двукратным чередованием адресов для хранения оцифрованных голосов, а для 8-битных инструкций данных/адресов Motorola 6809 чередования нет.

Жизнь кадра

Весь экран NBA Jam индексирован в 16-битной палитре. Цвета хранятся в формате xRGB 1555 в палитре размером 64 кибибайт. Палитра разделена на 128 блоков (256 * 16 бит) по 512 байт. Спрайты, хранящиеся в EPROM, помечены как «GFX». Каждый спрайт имеет собственную палитру размером до 256x16-битных цветов. Спрайт часто использует целый блок палитры, но никогда не больше одного. ЭЛТ-сигнал передаётся на монитор при помощи RAMDAC, который для каждого пикселя считывает индекс из банков Video DRAM и выполняет поиск цвета в палитре.

Жизнь каждого кадра видео NBA Jam протекает следующим образом:

  1. Игровая логика состоит из потока 16-битных инструкций, передаваемых из J12/G12 в 34010.
  2. 34010 считывает ввод игроков, вычисляет состояние игры, а затем отрисовывает экран.
  3. Для отрисовки на экране 34010 сначала находит неиспользуемый блок в палитре и записывает туда палитру спрайта (палитры спрайтов хранятся вместе с инструкциями 34010 в J12/G12).
  4. 34010 выполняет запрос к DMA2, в который включаются адрес и размеры спрайта, используемый 8-битный блок палитры, усечение, масштабирование, способ обработки прозрачных пикселей, и так далее.
  5. DMA2 считывает 8-битные индексы спрайтов из GFX ROM чипа J14-G23, комбинирует это значение с индексом 8-битного блока палитры и записывает 16-битный индекс в видеобанки. DRAM2 можно считать блиттером, считывающим 8-битные значения из GFX EPROM и записывающим 16-битные значения в видеобанки
  6. Шаги 3-5 повторяются, пока не будут выполнены все запросы на отрисовку спрайтов.
  7. Когда наступает момент обновления экрана, RAMDAC преобразует находящиеся в видеобанках данные в сигнал, который может понять ЭЛТ-монитор. Чтобы полосы пропускания хватило на преобразование 16-битного индекса в 16-битный RGB, палитра хранится в чрезвычайно дорогой и чрезвычайно быстрой SRAM.

Реверс-инжиниринг аркадного автомата: записываем Майкла Джордана в NBA Jam - 9

Интересный факт: флеш-прошивка EPROM — это не такой уж простой процесс. Перед записью в чип необходимо полностью стереть всё его содержимое.

Для этого чип необходимо облучить УФ-освещением. Для начала нужно отклеить стикер с верхней части EPROM, чтобы открыть его схему. Затем EPROM помещается в особое устройство-стиратель, в котором есть УФ-лампа.

Спустя 20 минут EPROM будет заполнен нулями и готов к записи.

Документация MAME

Разобравшись с оборудованием, я понял, в какой набор EPROM можно было записaть Майкла Джордана (палитра хранится в Code EPROM-ах, а индексы — в GFX EPROM-ах). Однако я по-прежнему не знал ни точного местоположения, ни используемого формата.

Недостающая документация нашлась в MAME.

На случай, если вы не знаете, как работает этот потрясающий эмулятор, вкратце объясню. MAME построена на основе концепции «драйверов», являющихся имитацией платы. Каждый драйвер составлен из компонентов, имитирующих (обычно) каждый чип. В случае Midway T-Unit нас интересуют следующие файлы:

mame/includes/midtunit.h
mame/src/mame/video/midtunit.cpp
mame/src/mame/drivers/midtunit.cpp
mame/src/mame/machine/midtunit.cpp
cpu/tms34010/tms34010.h

Если взглянуть на drivers/midtunit.cpp, то мы увидим, что каждый чип памяти является частью единого 32-битного адресного пространства. Из исходного кода драйвера видно, что палитра начинается с адреса 0x01800000, gfxrom — с адреса 0x02000000, а чип DMA2 — с 0x01a80000. Чтобы проследовать по пути данных, нам нужно проследить за функциями C++, выполняемыми, когда объектом операции считывания или записи является адрес памяти.

void midtunit_state::main_map(address_map &map) {
  map.unmap_value_high();
  map(0x00000000, 0x003fffff).rw(m_video, FUNC(midtunit_vram_r), FUNC(midtunit_vram_w));
  map(0x01000000, 0x013fffff).ram();
  map(0x01400000, 0x0141ffff).rw(FUNC(midtunit_cmos_r), FUNC(midtunit_cmos_w)).share("nvram");
  map(0x01480000, 0x014fffff).w(FUNC(midtunit_cmos_enable_w));
  map(0x01600000, 0x0160000f).portr("IN0");
  map(0x01600010, 0x0160001f).portr("IN1");
  map(0x01600020, 0x0160002f).portr("IN2");
  map(0x01600030, 0x0160003f).portr("DSW");
  map(0x01800000, 0x0187ffff).ram().w(m_palette, FUNC(write16)).share("palette");
  map(0x01a80000, 0x01a800ff).rw(m_video, FUNC(midtunit_dma_r), FUNC(midtunit_dma_w));
  map(0x01b00000, 0x01b0001f).w(m_video, FUNC(midtunit_control_w));
  map(0x01d00000, 0x01d0001f).r(FUNC(midtunit_sound_state_r));
  map(0x01d01020, 0x01d0103f).rw(FUNC(midtunit_sound_r), FUNC(midtunit_sound_w));
  map(0x01d81060, 0x01d8107f).w("watchdog", FUNC(watchdog_timer_device::reset16_w));
  map(0x01f00000, 0x01f0001f).w(m_video, FUNC(midtunit_control_w));
  map(0x02000000, 0x07ffffff).r(m_video, FUNC(midtunit_gfxrom_r)).share("gfxrom");
  map(0x1f800000, 0x1fffffff).rom().region("maincpu", 0); /* mirror used by MK*/
  map(0xff800000, 0xffffffff).rom().region("maincpu", 0);
}

В конце того же файла «drivers/midtunit.cpp» мы видим, как содержимое EPROM-ов загружается в ОЗУ. В случае графических ресурсов «gfxrom» (сопоставленных с адресом 0x02000000), мы можем увидеть, что они растянулись на 8 мебибайта адресного пространства в блоках чипов с четырёхкратным чередованием адресов. Заметьте, что имена файлов соответствуют расположению чипов (например, UJ12/UG12). Набор этих файлов EPROM в мире эмуляторов более известен под названием «ROM».

ROM_START( nbajamte )
  ROM_REGION( 0x50000, "adpcm:cpu", 0 ) /* sound CPU*/
  ROM_LOAD(  "l1_nba_jam_tournament_u3_sound_rom.u3", 0x010000, 0x20000, NO_DUMP)
  ROM_RELOAD(             0x030000, 0x20000 )

  ROM_REGION( 0x100000, "adpcm:oki", 0 )  /* ADPCM*/
  ROM_LOAD( "l1_nba_jam_tournament_u12_sound_rom.u12", 0x000000, 0x80000, NO_DUMP)
  ROM_LOAD( "l1_nba_jam_tournament_u13_sound_rom.u13", 0x080000, 0x80000, NO_DUMP)

  ROM_REGION16_LE( 0x100000, "maincpu", 0 )   /* 34010 code*/
  ROM_LOAD16_BYTE( "l4_nba_jam_tournament_game_rom_uj12.uj12", 0x00000, 0x80000, NO_DUMP)
  ROM_LOAD16_BYTE( "l4_nba_jam_tournament_game_rom_ug12.ug12", 0x00001, 0x80000, NO_DUMP)

  ROM_REGION( 0xc00000, "gfxrom", 0 )
  ROM_LOAD32_BYTE( "l1_nba_jam_tournament_game_rom_ug14.ug14", 0x000000, 0x80000, NO_DUMP)
  ROM_LOAD32_BYTE( "l1_nba_jam_tournament_game_rom_uj14.uj14", 0x000001, 0x80000, NO_DUMP)
  ROM_LOAD32_BYTE( "l1_nba_jam_tournament_game_rom_ug19.ug19", 0x000002, 0x80000, NO_DUMP)
  ROM_LOAD32_BYTE( "l1_nba_jam_tournament_game_rom_uj19.uj19", 0x000003, 0x80000, NO_DUMP)

  ROM_LOAD32_BYTE( "l1_nba_jam_tournament_game_rom_ug16.ug16", 0x200000, 0x80000, NO_DUMP)
  ROM_LOAD32_BYTE( "l1_nba_jam_tournament_game_rom_uj16.uj16", 0x200001, 0x80000, NO_DUMP)
  ROM_LOAD32_BYTE( "l1_nba_jam_tournament_game_rom_ug20.ug20", 0x200002, 0x80000, NO_DUMP)
  ROM_LOAD32_BYTE( "l1_nba_jam_tournament_game_rom_uj20.uj20", 0x200003, 0x80000, NO_DUMP)

  ROM_LOAD32_BYTE( "l1_nba_jam_tournament_game_rom_ug17.ug17", 0x400000, 0x80000, NO_DUMP)
  ROM_LOAD32_BYTE( "l1_nba_jam_tournament_game_rom_uj17.uj17", 0x400001, 0x80000, NO_DUMP)
  ROM_LOAD32_BYTE( "l1_nba_jam_tournament_game_rom_ug22.ug22", 0x400002, 0x80000, NO_DUMP)
  ROM_LOAD32_BYTE( "l1_nba_jam_tournament_game_rom_uj22.uj22", 0x400003, 0x80000, NO_DUMP)

  ROM_LOAD32_BYTE( "l1_nba_jam_tournament_game_rom_ug18.ug18", 0x600000, 0x80000, NO_DUMP)
  ROM_LOAD32_BYTE( "l1_nba_jam_tournament_game_rom_uj18.uj18", 0x600001, 0x80000, NO_DUMP)
  ROM_LOAD32_BYTE( "l1_nba_jam_tournament_game_rom_ug23.ug23", 0x600002, 0x80000, NO_DUMP)
  ROM_LOAD32_BYTE( "l1_nba_jam_tournament_game_rom_uj23.uj23", 0x600003, 0x80000, NO_DUMP)
ROM_END

Интересный факт: в показанном выше примере кода последний параметр функции был заменён на «NO_DUMP», чтобы можно было загружать модифицированные EPROM. Эти поля обычно[12] являются хешем CRC/SHA1 содержимого EPROM. Именно так MAME определяет, какой игре принадлежит ROM и позволяет узнать, что один из ROM-ов в наборе отсутствует или повреждён.

Сердце видеодвижка: DMA2

Ключом к пониманию формата графики является функция, обрабатывающая запись/чтение DMA в 256 регистров DMA2, расположенные по адресам с 0x01a80000 до 0x01a800ff. Весь тяжкий труд по обратной разработке уже был выполнен разработчиками MAME. Они даже уделили время превосходному документированию формата команд.

Регистры DMA
 ------------------

  Регистр  | Бит              | Применение
 ----------+-FEDCBA9876543210-+------------
     0     | xxxxxxxx-------- | пиксели, отбрасываемые в начале каждой строки
           | --------xxxxxxxx | пиксели, отбрасываемые в конце каждой строки
     1     | x--------------- | включение записи (или очистки, если ноль)
           | -421------------ | bpp изображения (0=8)
           | ----84---------- | размер пропуска после = (1<<x)
           | ------21-------- | размер пропуска до = (1<<x)
           | --------8------- | включение пропуска до/после
           | ---------4------ | включение усечения
           | ----------2----- | отзеркаливание по y
           | -----------1---- | отзеркаливание по x
           | ------------8--- | передача ненулевых пикселей как цвета
           | -------------4-- | передача нулевых пикселей как цвета
           | --------------2- | передача ненулевых пикселей
           | ---------------1 | передача нулевых пикселей
     2     | xxxxxxxxxxxxxxxx | младшее слово адреса исходника
     3     | xxxxxxxxxxxxxxxx | старшее слово адреса исходника
     4     | -------xxxxxxxxx | x получателя
     5     | -------xxxxxxxxx | y получателя
     6     | ------xxxxxxxxxx | столбцы изображения
     7     | ------xxxxxxxxxx | строки изображения
     8     | xxxxxxxxxxxxxxxx | палитра
     9     | xxxxxxxxxxxxxxxx | цвет
    10     | ---xxxxxxxxxxxxx | масштаб по x
    11     | ---xxxxxxxxxxxxx | масштаб по y
    12     | -------xxxxxxxxx | усечение сверху/слева
    13     | -------xxxxxxxxx | усечение снизу/справа
    14     | ---------------- | тест
    15     | xxxxxxxx-------- | байт обнаружения нуля
           | --------8------- | дополнительная страница
           | ---------4------ | размер получателя
           | ----------2----- | выбор верха/низа или левого/правого края для регистра 12/13

Существует даже функция отладки, позволяющая сохранять исходные спрайты в процессе передачи их DMA2 (функция написана давним участником проекта MAME Райаном Холтцом[13]). Мне достаточно было просто сыграть в игру, чтобы все файлы с метаданными сохранились на диск.

Оказалось, что спрайты составлены из простых элементов 16-битной палитры без сжатия. Однако не у всех спрайтов количество цветов одинаково. Некоторые спрайты используют только 16 цветов с 4-битными индексами цветов, а другие — 256 цветов и требуют 8-битных индексов цветов.

Патчинг

Теперь я знаю расположение и формат спрайтов, поэтому осталось выполнить минимальный объём реверс-инжиниринга. Я написал на Golang небольшую программу для устранения чередования EPROM-ов «code» и «gfx». Устранив чередование, легко выполнять поиск ASCII или известных значений, потому что я работал ровно с тем, как выглядит ОЗУ во время выполнения программы.

После этого легко можно найти характеристики игрока. Оказалось, что все они хранились один за другим в 16-битном беззнаковом формате big-endian (что очень логично, ведь 34010 работает с big-endian). Я добавил патчер для модификации атрибутов игроков. Не особо разбираясь в баскетболе, я ввёл SPEED=9, 3 PTS=9, DUNKS=9, PASS=9, POWER=9, STEAL=9, BLOCK=9 и CLTCH=9.

Также я написал код для патчинга игры новыми спрайтами с единственным ограничением — новые спрайты должны иметь те же размеры, что и заменяемые. Для фотографии Эм-Джея я создал 256-цветный индексированный PNG (его можно посмотреть здесь [1]).

Наконец, я добавил код для преобразования промежуточного формата в формат с чередованием для записи в отдельные файлы EPROM-ов.

Запускаем игру

Реверс-инжиниринг аркадного автомата: записываем Майкла Джордана в NBA Jam - 10

После патчинга содержимого EPROM инструмент диагностики NBAJam показал, что содержимое некоторых чипов помечено как «BAD». Я этого ожидал, потому что пропатчил только содержимое EPROM-ов, но не озаботился поиском формата CRC и даже местом их хранения.

GFX EPROM-ы помечены красным (UG16/UJ16, UG17/UJ17, UG18/UJ18, UG20/UJ20, UG22/UJ22 и UG23/UJ23), потому что в них хранятся изменённые мной изображения. Два EPROM-а, в которых хранятся инструкции (UG12 и UJ12) тоже красные, потому что там находятся палитры.

К счастью, здесь CRC не используются для защиты от модифицированного контента и нужны только для проверки целостности чипов. Игра запустилась. И заработала!

Реверс-инжиниринг аркадного автомата: записываем Майкла Джордана в NBA Jam - 11

Hasta La Vista, Baby!


Закончив с техническими трудностями, я быстро потерял интерес к инструменту и прекратил его разработку. Идеи для тех, кто захочет поиграться с кодом:

  • Добавьте в Восточную конференцию Toronto Raptors.
  • Добавьте возможность изменения имён игроков. К сожалению, они состоят не из ASCII, а являются заранее сгенерированными изображениями.

Книга про NBA Jam

Если вы фанат NBA Jam, то Рейан Али написал о ней целую книгу[14]. Купить её можно здесь [2].

Исходный код

Если вы хотите внести свой вклад или просто посмотреть, как всё устроено, то полный исходный выложен на github здесь [3].

Ссылки

[1] Источник: 'NJA Jam' by Reyan Ali [4]

[2] Источник: 'NJA Jam' by Reyan Ali [4]

[3] Источник: 'NJA Jam' by Reyan Ali [4]

[4] Источник: Mortal Kombat 1 Behind The Scenes [5]

[5] Источник: 'NJA Jam' by Reyan Ali [4]

[6] Источник: 4:3 versus Square Pixels [6]

[7] Комментарий: к сожалению, эпоха такой великолепной документации давно прошла

[8] Источник: Mame NBA Jam start-up screen [7]

[9] Источник: TMS34010 Instruction Set [8]

[10] Источник: T34010 User Guide [9]

[11] Источник: NBA Jam—BoomShakaLaka video [10]

[12] Источник: MAME T-Unit driver.cpp [11]

[13] Источник: Commit 'midtunit.cpp: Added an optional DMA-blitter viewer' [12]

[14] Источник: 'NBA JAM Book' by Reyan Ali [4]

Автор: PatientZero

Источник [13]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/staroe-zhelezo/334890

Ссылки в тексте:

[1] здесь: http://fabiensanglard.net/nbajamte/mike.png

[2] здесь: https://bossfightbooks.com/collections/books/products/nba-jam-by-reyan-ali

[3] здесь: https://github.com/fabiensanglard/roaster

[4] 'NJA Jam' by Reyan Ali: https://bossfightbooks.com/products/nba-jam-by-reyan-ali

[5] Mortal Kombat 1 Behind The Scenes: https://www.youtube.com/watch?v=CUBAKk64FS8

[6] 4:3 versus Square Pixels: http://www.firebrandx.com/consoleaspectcorrection.html

[7] Mame NBA Jam start-up screen: http://mame_startup.png

[8] TMS34010 Instruction Set: http://TMS34010_Instruction_Set.pdf

[9] T34010 User Guide: http://t34010_user_guide.pdf

[10] NBA Jam—BoomShakaLaka video: https://www.youtube.com/watch?v=mOLxlzrxCv0)

[11] MAME T-Unit driver.cpp: https://github.com/mamedev/mame/blob/52d873062c8025915d55b15547edc66de0f17492/src/mame/drivers/midtunit.cpp#L1305

[12] Commit 'midtunit.cpp: Added an optional DMA-blitter viewer': https://github.com/mamedev/mame/commit/6c9ab2f93fe42b499d0230831821249e26dfdd83

[13] Источник: https://habr.com/ru/post/473660/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=473660