- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

История компактного аудио: как миниатюрные бобины перекочевали в кассетный форм-фактор

В одном из материалов мы рассказывали о Fidelipac [1]. Он стал первым коммерчески успешным пленочным форматом. Но попытки заключить магнитную ленту в компактный картридж предпринимались и до него. Еще в середине пятидесятых инженеры из компании RCA поместили две маленькие бобины в пластиковый корпус и представили RCA Sound Tape. О нем и поговорим.

История компактного аудио: как миниатюрные бобины перекочевали в кассетный форм-фактор - 1 [2]
Фото Jeh92 [3] / PD / Компакт-кассета и RCA Sound Tape

Бобины в пластиковом корпусе

В середине пятидесятых годов продажи бобинников [4] в США стабильно росли. По данным [5] Magnetic Recording Industry Association, в 1955-м американцы приобрели 360 тыс. устройств — это на 50% больше, чем годом ранее. Одним из ключевых игроков на рынке была компания RCA Victor.

Она производила как сами проигрыватели, так и предзаписанные бобины с музыкой. Например, компании принадлежали [6] исключительные права на выпуск песен и альбомов Элвиса Пресли, они расходились миллионами копий. Дела у RCA шли неплохо, но в компании посчитали, что можно «подстегнуть» продажи, сделав магнитную ленту более доступной для широкой аудитории.

Дело в том, что бобинники по-прежнему оставались уделом энтузиастов — заправка ленты и настройка всех механизмов магнитофона требовала некоторых навыков и времени. Руководство RCA пришло к выводу, что можно упростить этот процесс. В 1958 году инженеры компании уменьшили две бобины и заключили их в компактный пластиковый корпус. Так появился картридж RCA Sound Tape.

По форме картридж напоминал привычную нам компакт-кассету, только шире и длиннее. Еще в корпус встроили подающую и приёмную катушку. Также RCA Sound Tape получил специальный тормоз, он не давал ленте размотаться и запутаться.

Сама лента была шириной в ¼-дюйма и имела четыре дискретных аудиодорожки, на которые можно было записать до 30 минут стереозвука. Скорость протягивания ленты составляла [7] 3,75 дюйма за секунду (9,525 см) — в два раза меньше, чем у большинства катушечных магнитофонов.

Некоторые картриджи могли работать на скорости 1,875 дюйма за секунду. Такой подход увеличивал емкость накопителя в два раза, но ухудшал качество звучания — оно становилось неприемлемым для записи музыки, но подходило для разговорного контента.

Шесть лет до забвения

RCA возлагали большие надежды на новый формат, однако ему так и не удалось стать массовым — RCA Sound Tape захватил лишь малую долю рынка с образовательными аудиозаписями. Тогда в журнале Billboard писали [8], что по сравнению с бобинами, новый картридж хуже передает высокие и низкие частоты, а во время воспроизведения на низкой громкости слышно сильное шипение.

Фото Marcin Wichary [9] / CC BY
История компактного аудио: как миниатюрные бобины перекочевали в кассетный форм-фактор - 2Доступность также оставляла желать лучшего — в 1960-м году один картридж стоил [10] 4,5 долларов. В то время как бобину — с лучшими качеством звучания и продолжительностью — можно было приобрести за 3,5 доллара. Еще одним фактором краха этого формата, эксперты относят медленное производство магнитофонов — в RCA просто не успели покрыть даже тот незначительный спрос, которого им удалось добиться. Также компания слишком нерасторопно лицензировала предзаписанные картриджи для домашнего использования — скорее всего это было связано с поисками подходящего контента в условиях пониженного качества звучания формата. Поэтому количество музыкальных композиций, выпущенных на RCA Sound Tape, было относительно небольшим. Пожалуй, из наиболее знаковых можно выделить работы американского пианиста Ральфа Фланагана [11] и певицы Лины Хорн [12], а также композиции дирижера Генри Манчини [13], который получил четыре премии «Оскар».

Sound Tape исчезли с прилавков в 1964 году — их продавали около шести лет. В RCA занялись производством компакт-кассет от Philips. Сегодня картриджи RCA Sound Tape остаются лишь предметом ностальгии и представляют интерес только для коллекционеров и энтузиастов.


Дополнительное чтение из «Мира Hi-Fi»:

История компактного аудио: как миниатюрные бобины перекочевали в кассетный форм-фактор - 3 Начало эры компактного аудио или «первая смена» для бобинников [14]
История компактного аудио: как миниатюрные бобины перекочевали в кассетный форм-фактор - 4 Эра компактного аудио: история Stereo 8 — кассеты с восемью звукозаписывающими дорожками [15]
История компактного аудио: как миниатюрные бобины перекочевали в кассетный форм-фактор - 5 DAT-формат ни в чем не виноват: история и тесты цифровой аудиокассеты [16]

История компактного аудио: как миниатюрные бобины перекочевали в кассетный форм-фактор - 6 Расцвет, падение и возможное возвращение аудиокассет — разбираемся с мифами [17]
История компактного аудио: как миниатюрные бобины перекочевали в кассетный форм-фактор - 7 Аудиокассеты в поп-культуре: почему устаревший формат звукозаписи снова считают модным [18]
История компактного аудио: как миниатюрные бобины перекочевали в кассетный форм-фактор - 8 Эра компактного аудио: как кассеты пришли в автомобили [19]


И наши «суперхиты» на Хабре:


Автор: Audioman

Источник [22]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/staroe-zhelezo/346299

Ссылки в тексте:

[1] мы рассказывали о Fidelipac: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/481970/

[2] Image: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/487916/

[3] Jeh92: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:RCA_Quarter_Inch_Tape_Cartridge_2A.png

[4] бобинников: https://www.audiomania.ru/content/art-6139.html

[5] данным: https://bit.ly/3bpR2WF

[6] принадлежали: https://en.wikipedia.org/wiki/RCA_Records

[7] составляла: http://museumofmagneticsoundrecording.org/RecordersRCA.html

[8] писали: https://bit.ly/2UNODiV

[9] Marcin Wichary: https://www.flickr.com/photos/mwichary/5956223367

[10] стоил: https://en.wikipedia.org/wiki/RCA_tape_cartridge#cite_note-pm-9-1960-3

[11] Ральфа Фланагана: https://www.discogs.com/Ralph-Flanagan-And-His-Orchestra-Ralph-Flanagan-In-Hi-Fi/release/13813142

[12] Лины Хорн: https://www.discogs.com/Lena-Horne-And-Ricardo-Montalban-Jamaica/release/12491057

[13] Генри Манчини: https://www.discogs.com/Henry-Mancini-And-His-Orchestra-The-Mancini-Touch/release/12496293

[14] Начало эры компактного аудио или «первая смена» для бобинников: https://www.audiomania.ru/content/art-7108.html

[15] Эра компактного аудио: история Stereo 8 — кассеты с восемью звукозаписывающими дорожками: https://www.audiomania.ru/content/art-7183.html

[16] DAT-формат ни в чем не виноват: история и тесты цифровой аудиокассеты: https://www.audiomania.ru/content/art-6953.html

[17] Расцвет, падение и возможное возвращение аудиокассет — разбираемся с мифами: https://www.audiomania.ru/content/art-6956.html

[18] Аудиокассеты в поп-культуре: почему устаревший формат звукозаписи снова считают модным: https://www.audiomania.ru/content/art-6053.html

[19] Эра компактного аудио: как кассеты пришли в автомобили: https://www.audiomania.ru/content/art-7125.html

[20] Почему офисный шум сводит нас с ума — обсуждаем исследования: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/487632/

[21] Что слушают разработчики: от классики до игровых саундтреков: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/417237/

[22] Источник: https://habr.com/ru/post/487916/?utm_campaign=487916&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss