- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Как домашнее аудио становилось массовым

В прошлый раз мы начали рассказывать, как менялась культура музыкального потребления в домах [1]. Поговорили об эпохе XVII века, когда представители аристократического сообщества устраивали семейные песенные вечера, и первых музыкальных установках — таких как механическое пианино.

Сегодня поговорим о том, как домашнее аудио стало доступным для более широкой аудитории.

Как домашнее аудио становилось массовым - 1 [2]
Фото Frederick Tubiermont [3] / Unsplash

Фонографы и граммофоны

Ключом к массовому распространению музыкальных композиций в домах людей стали новые технологии аудиозаписи. Одну из них народу дал Томас Эдисон, разработавший в конце XIX века фонограф [4]. В этом устройстве специальный валик, покрытый фольгой или воском, выступал [5] в роли звуконосителя. Запись на него осуществлялась с помощью иглы, присоединенной к мембране-микрофону. Она улавливала звук через рупор, и игла продавливала канавки на цилиндре.

Поначалу дорогие, фонографы оставались уделом богачей и коммерческих заведений. Аппараты арендовали владельцы общественных пространств — отелей, ресторанов. Посетители могли опустить в них монетку [6], чтобы услышать нужную им запись. Уличные фонографы могли быть очень прибыльным делом: неделя работы такой машины в людном месте приносила в районе 100 долларов. Для сравнения, в то время на один доллар можно было купить мужскую рубашку [7] или девять бутылок вина [8].

Однако уже на рубеже веков фонографы начали дешеветь и стали доступны среднему классу.

Как домашнее аудио становилось массовым - 2
Фото Frederick Tubiermont [9] / Unsplash

Фонограф Эдисона перевернул мир с ног на голову: сотни изобретателей стали экспериментировать с различными видами носителей. В 1912 году мир увидел фонограф [10] с диском вместо воскового цилиндра. Идею развил немецко-американский изобретатель Эмиль Берлинер (Emile Berliner).

Он разработал устройство, в котором использовал диск из прочного эбонита [11] или шеллака [12]. Это был граммофон. Несмотря на довольно низкое качество звука, гаджет обрел популярность. В том числе в России. Граммофоны, изготовленные «Фабрикой Ребикова», некоторые коллекционеры аудиотехники и ценители антиквариата считают [13] наиболее интересными предметами ХХ века.

Пластинки также продавались сотнями тысяч экземпляров. Первый сингл-миллионник поступил в продажу в 1902 году. Это была запись [14] арии Канио из оперы «Паяцы» в исполнении суперзвезды Энрико Карузо. По современным меркам [15] композиция получила бы статус дважды «золотой».

Как домашнее аудио становилось массовым - 3
Фото Brian Stalter [16] / Unsplash

С ростом продаж пластинок все большую их долю начала составлять развлекательная музыка. И новый тренд пришелся по душе не всем. Так, французский композитор Клод Дебюсси боялся [17], что граммофонные записи «удешевляют звук и лишают его магии». Но несмотря на все опасения классические композиции оставались двигателем продаж граммофонных пластинок на протяжении долгих лет, а развлекательная музыка постепенно открыла для себя новый канал вещания — радио.

Радиореволюция

Эксперименты с прямыми музыкальными трансляциями начались вскоре после появления первых радиостанций. Особенно быстро радиокультура распространилась в США. В 1921 году Чикагская опера организовала [18] регулярные трансляции своих спектаклей, пробудив интерес к радио среди тех, кто не мог себе позволить лично присутствовать на них. За год количество радиоприемников в городе выросло с полутора до 20 тысяч. В журналах для любителей электроники появилась реклама первых DIY-наборов — чтобы обзавестись радио, нужны были лишь паяльник и умелые руки.

Радио очень быстро стало силой, демократизировавшей музыкальную индустрию. К концу десятилетия в американском радиобизнесе значительно увеличилось [19] количество игроков. Вместе с числом станций выросло и музыкальное разнообразие. Большинство людей, перед которыми стоял выбор между фонографом и приемником, выбирали последний. В этом случае им не приходилось приобретать пластинки — по радио часто устраивали «дистанционные концерты». Иногда владельцы станции устанавливали фонограф или граммофон напротив микрофона и транслировали музыку.

Одни станции передавали танцевальную музыку, наподобие той, что звучала в развлекательных салонах и спикизи [20]. Другие — джаз, иногда даже в прямом эфире [21] из клубов Нью-Йорка. В начале XX века радиокультура расцвела и в СССР. Регулярное широковещание в Советском Союзе запустили [22] в 1924-м. В трансляциях были рубрики, посвященные новоcтям науки и техники, театру и кино, а также книгам и ситуации за границей. Была и музыка — в том числе джаз. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим по радио был оркестр [23] пианиста Александра Цфасмана.

Радио изменило акустическую экосистему в домах людей. Оно стало инструментом для прослушивания музыки и получения новостей. И остается важной частью нашего социума по сей день.


Об истории форматов и инструментов в «Мире Hi-Fi»:

Как домашнее аудио становилось массовым - 4 Как миниатюрные бобины перекочевали в кассетный форм-фактор [24]
Как домашнее аудио становилось массовым - 5 История аудиотехнологий: синтезаторы и сэмплеры [25]
Как домашнее аудио становилось массовым - 6 Звук на проволоке: история телеграфона [26]
Как домашнее аудио становилось массовым - 7 Траутониум: немецкая волна в истории синтезаторов [27]
Как домашнее аудио становилось массовым - 8 Бобинники: краткая история катушечных магнитофонов и рост интереса к аудиогаджету сегодня [28]
Как домашнее аудио становилось массовым - 9 Музыка из бумаги и картона: краткая история вариофона и «рисованного звука» [29]


О чем еще мы пишем на Хабре:


Автор: Audioman

Источник [31]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/staroe-zhelezo/353780

Ссылки в тексте:

[1] как менялась культура музыкального потребления в домах: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/504576/

[2] Image: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/505202/

[3] Frederick Tubiermont: https://unsplash.com/photos/J6mwm3gzk8o

[4] фонограф: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84

[5] выступал: https://www.audiomania.ru/content/art-4102.html

[6] опустить в них монетку: https://forum.talkingmachine.info/viewtopic.php?f=11&t=22150

[7] мужскую рубашку: https://historycollection.co/30-things-you-could-buy-for-1-in-1900/2/

[8] девять бутылок вина: https://historycollection.co/30-things-you-could-buy-for-1-in-1900/17/

[9] Frederick Tubiermont: https://unsplash.com/photos/w6VjH-DYu0s

[10] фонограф: https://www.loc.gov/collections/edison-company-motion-pictures-and-sound-recordings/articles-and-essays/history-of-edison-sound-recordings/history-of-the-edison-disc-phonograph/

[11] эбонита: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B1%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82

[12] шеллака: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%BA

[13] считают: https://antikzone.ru/grammophon-istoriya-shedevra

[14] запись: https://www.guinnessworldrecords.com/world-records/first-million-seller-record/

[15] современным меркам: https://www.whereseric.com/the-vault/awards/gold-platinum-diamond-record-awards-certification-process

[16] Brian Stalter: https://unsplash.com/photos/K6JwSYgWwy8

[17] боялся: https://kurzweilai-brain.gothdyke.mom/articles/art0696.html

[18] организовала: https://scholarlycommons.obu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1116&context=honors_theses

[19] увеличилось: http://americanradioworks.publicradio.org/features/radio/a1.html

[20] спикизи: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B7%D0%B8

[21] иногда даже в прямом эфире: http://americanradioworks.publicradio.org/features/radio/a2.html

[22] запустили: https://urokiistorii.ru/article/856

[23] был оркестр: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0

[24] Как миниатюрные бобины перекочевали в кассетный форм-фактор: https://www.audiomania.ru/content/art-7225.html

[25] История аудиотехнологий: синтезаторы и сэмплеры: https://www.audiomania.ru/content/art-6552.html

[26] Звук на проволоке: история телеграфона: https://www.audiomania.ru/content/art-6495.html

[27] Траутониум: немецкая волна в истории синтезаторов: https://www.audiomania.ru/content/art-6472.html

[28] Бобинники: краткая история катушечных магнитофонов и рост интереса к аудиогаджету сегодня: https://www.audiomania.ru/content/art-6139.html

[29] Музыка из бумаги и картона: краткая история вариофона и «рисованного звука»: https://www.audiomania.ru/content/art-6105.html

[30] «Запекать до готовности»: кто спасает раритетные записи на магнитной ленте таким способом: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/500722/

[31] Источник: https://habr.com/ru/post/505202/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=505202