- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Пару лет назад я писал статью [2], в которой делился впечатлениями о переезде в США и ведении бизнеса здесь. Прошло достаточно времени и настала пора обновить информацию и критически взглянуть на некоторые мысли.
За эти два года случилось много всего, у меня появился еще один проект, а значит и выводы будут более релевантны. Так что поехали!
Примечание: статья вышла довольно длинной. Сначала мы рассмотрим визовые вопросы переезда, затем поговорим о процессе регистрации и ведения бизнеса, сложностях и общих впечатлениях.
Немного о себе – мне 31 год, у меня семья (двое детей), почти 10-летний опыт в маркетинге, хотя я разработчик по образованию. В России я был журналистом и маркетологом (развивал свое агентство), продолжаю заниматься этим и сейчас – мое агентство помогает стартапам с продвижением продуктов в США и Латинской Америке, также я запустил собственный технологический проект.
Переехать изначально решили из интереса, но последние события на родине показывают, что решение было правильным – здесь все-таки ситуация постабильнее.
Впечатления о стране начинаются с процесса переезда в нее. В случае США процесс этот может быть как достаточно простым – если вы сильный специалист, которого перевозит компания, так и весьма нелегким, если инициатор переезда – вы сами (например, хотите перевезти свой стартап и себя заодно). Мой случай попадает во вторую категорию, так что описывать буду его.
Для предпринимателей существует не так уж и много способов переехать в Штаты.
H1-B – рабочая виза, по которой в США приезжают иностранные специалисты. Теоретически, оформить ее для своего сотрудника и даже основателя могут не только Google или Facebook, но и обычный стартап.
В оформлении визы для основателя стартапа есть ряд особенностей. Прежде всего, необходимо доказать отношения формата «работник-работодатель», то есть по факту у компании должна быть возможность уволить сотрудника, несмотря на то, что он ее основал.
Получается, что фаундер не должен иметь контролирующую долю в фирме – она не должна превышать 50%. Должен существовать, например, совет директоров, которые имеет теоретическое право оценивать работу сотрудника и принимать решение о его увольнении.
На визы H1B существуют квоты — например, квота на 2019 фискальный год составила 65 тысяч, при том что на получение такой визы в 2018 году было подано 199 тысяч. Эти визы разыгрываются в ходе лотереи. Еще 20 тысяч виз выдают тем специалистам, которые получали образование в США (Master’s Exemption Cap).
Виза О-1 предназначена для талантливых людей из разных сфер, которым нужно приехать в США для выполнения рабочих проектов – я переехал именно по этой визе. Представителям бизнеса дают визу О-1А, тогда как виза подтипа О-1B предназначена для деятелей искусства.
В случае основателей стартапов схема оформления похожа на ту, что используется для визы H1-B. То есть нужно создать юрлицо в США – обычно это C-Corp. Доля основателя в фирме также не должна быть контрольной, а у компании должна быть возможность расстаться с этим сотрудником.
Параллельно необходимо подготовить визовую петицию, в которой содержатся доказательства «экстраординарности» сотрудника, которого стартап планирует нанять.
Существует ряд критерий, которым нужно соответствовать, подготовка петиции занимает время и требует денег. Но зато по визам О-1 нет квот. Меня так часто спрашивают об опыте получения этой визы, что я даже создал специализированный информационный сервис, где собрал все материалы (писал о нем здесь [3]).
Эта виза может подойти предпринимателям, у которых уже есть работающий и юридичеки оформленный бизнес за пределами США. Такие основатели могут запустить в Америке филиал своей компании и переехать на работу в эту дочернюю компанию.
Здесь также есть свои тонкие моменты. В частности, миграционная служба потребует обосновать необходимость присутствия компании на американском рынке и наличия физических сотрудников, которые приезжают из-за рубежа.
Локальный офис должен быть открыт до того, как вы будете подавать заявку на визу. Среди подтверждающих документов офицеров миграционной службы будет интересовать и детализированный бизнес-план, подтверждение аренды офиса и т.п. Кроме того, сотрудник должен официально проработать в зарубежном офисе материнской компании, приходящей в США, не менее года.
С визовыми вопросами закончили, теперь перейдем непосредственно к ведению бизнеса.
Первый шаг, если вы собираетесь заниматься бизнесом – зарегистрировать юрлицо. Сделать это на самом деле несложно, и уж точно проще, чем в России. На родине при регистрации ООО нам с партнером нужно было собирать множество бумажек и заверять все это у нотариуса. Для человека, который не может два раза одинаково расписаться потому что вообще уже разучился писать ручкой – квест был еще тот.
В Штатах все можно сделать удаленно, но есть нюансы. Во-первых, если вы будете параллельно работать над получением визы и созданием фирмы, то с высокой вероятностью делать все будете еще из своей страны. Также с высокой вероятностью «удачно» визовый юрист знает юристов по открытию бизнеса – и как удобно можно все сделать в одном месте.
В первый раз я поступил именно так и заплатил за открытие компании $3500. Это, конечно, полный развод, но понял я это уже переехав. Вторую фирму мы открывали самостоятельно, и обошлась она гораздо дешевле. Но сложностей избежать тоже не удалось.
Поскольку платить юристам уже не хотелось, я решил использовать для открытия фирмы Stripe Atlas [4]. Но сделать это не получилось – оказалось, что с гражданами России они не работают (как и с резидентами Сомали, Ирана и Северной Кореи). Пришлось использовать сервис Clerky [5]. Но в любом случае, весь процесс обошелся примерно в $700.
В целом же, если я буду регистрировать еще какие-либо бизнесы, то уже обойдусь совсем без посредников. Все необходимые документы и инструкции есть на сайтах управления по развитию бизнеса (Divisions of Corporations) конкретных штатов. Вот, например, сколько стоит создать свою фирму (LLC – аналог ООО) во Флориде, где я живу:
Поиск клиентов в США – серьезная трудность. Несмотря на то, что рынок здесь большой, очень велика и конкуренция. Сложностей масса – вы приехали из другой страны, не очень понимаете локальную специфику. Нанимать сотрудников очень непросто – американцы классно пускают пыль в глаза и продают себя, а работать так же хорошо мало кто может.
Вы столкнетесь с этими сложностями в любом случае: и развивая сервисный проект (в моем случае – агентство маркетинга), и софтверный продукт (у меня это – SaaS-продукт для улучшения английских текстов).
Методы решения сложностей у каждого свои, можно, например, попытаться сначала зайти на рынок через бывших и нынешних соотечественников, привлекая их в клиенты. Мы так сделали с нашим агентством – помогаем компаниям с постсоветского пространства с маркетингом в США, при этом постепенно появились и чисто местные заказчики.
Если вы настроились вести бизнес в США, то делать это легче всего будет уже находясь здесь. Открыть счет в банке без личного присутствия представителя компании не получится.
Для подключения различных платежных шлюзов и сервисов от PayPal до Braintree и Stripe вам понадобится налоговый идентификатор компании (EIN, employer identification number), данные о банковском счете и адрес в США.
В остальном ничего сложного нет, я в своих компаниях принимал оплату и на банковский счет, и чеками, и через PayPal [6]/Braintree [7]/Stripe [8]. Никто почти никогда не требует никаких дополнительных бумажек даже при переводах из-за границы, что довольно удобно.
Но не всегда все будет так легко, пока вы в стране просто по визе, а не permanent resident (у вас нет гринкарты). К примеру, мне так и не удалось подключить функцию выставления счетов в бухгалтерском софте QuickBooks. Сначала мне отказывали из-за отсутствия кредитной истории, спустя полгода, когда она уже появилась, сами предложили подключить, прислали список документов:
Когда я все подготовил и отправил, получил отказ – после телефонных переговоров выяснилось, что нерезидентам такая функция не положена.
После России устройство документооборота в США мне показалось куда более простым. Никаких актов, счетов-фактур и прочей макулатуры. Для заключения соглашения с новым заказчиком зачастую достаточно просто инвойса, в котором прописан перечень работ.
Вести бухгалтерию можно либо в платном и самом популярном в Штатах инструменте под названием Quickbooks, либо использовать частично бесплатные приложения типа Waves [9].
С оформлением затрат (payroll) все чуть сложнее – нужно каждый месяц расчитывать налоги и платить их. Если вы, как и я, работаете в своей же компании, то надо будет разобраться как платить и налоги компании (аналог взносов в фонды в РФ) и налог частного лица. Лично я не стал заморачиваться с этим и нанял бухгалтера. За несколько десятков долларов в месяц задача по payroll закрывается.
У этого решения были и другие приятные бонусы. Во-первых, пока я не разобрался, как оформлять различные налоги, с этим тоже помогал бухгалтер. Во-вторых, в Штатах очень сложная для новичком традиция маскировать почтовый спам (как бумажный так и электронный) под некие очень важные сообщения, в том числе от лица госорганов.
В прошлых статьях я уже показывал [10] такой спам, и думал что уж за три года-то научился его различать, но вот буквально недавно спамерам удалось вновь меня смутить. Вот письмо от какой-то компании с солидным названием, в котором упоминается какая-то налоговая задолженность:
В таких непонятных ситуациях я всегда обращался к моей чудо-CPA, и она всегда говорила мне, когда действительно стоит обратить на письмо внимание.
По налогам, сильно в подробности вдаваться не буду, но скажу, что корпорации как у меня (C-Corp) в Штате Делавер платят налог на прибыль (сейчас 8.7%), также Franchise Tax (обычно где-то $400-$450 в год).
В моем случае, так как я живу во Флориде и фактически компании расположены здесь, возникает еще необходимость зарегистрировать их отдельно в этом штате и платить еще где-то по $150 в год за то, чтобы поддерживать активный статус юрлица. И если franchise tax и налог Флориды еще достаточно легко можно подсчитать самому, то annual report с налогом на прибыль я пока все еще доверяю лицензированному бухгалтеру. Рекомендую на первом этапе точно делать так же, так как цена ошибки здесь может быть большой.
В целом, вести бизнес в США мне нравится – здесь довольно понятные правила, жизнь предпринимателям стараются облегчать. К примеру, все взаимодействие с госорганами может проходить по почте или электронно. Это удобно.
С другой стороны есть и минусы из-за местных традиций и обычаев. Я уже упоминал про изощренный спам, маскирующийся под важные сообщения – если повестись, можно легко потратить пару тысяч долларов на ненужные услуги.
Еще я как интроверт пока так и не привык к местному обычаю постоянно все обсуждать и делать созвоны по любому поводу. Вам нужно узнать, сколько стоит определенный софт – оставьте заявку, с вами свяжутся, чтобы назначить созвон. На созвоне вам скорее всего не назовут цену, а зададут кучу вопросов, уйдут на подумать, потом предложат еще один созвон.
Со многими контрагентами в принципе можно связаться только по телефону. Это прям серьезно раздражает, в России такого не было.
Ну и конечно, нельзя не сказать о бизнесе и адвокатах. Хорошие корпоративные юристы здесь могут стоить и по $750 в час, а обойтись без них вам вряд ли удастся. Здесь все при любой возможности отправляют юридические угрозы. Например, конкурент одной из моих компаний прислал письмо с угрозой преследования на следующий день после релиза сайта – где-то они увидели цвет отдаленной схожий с тем, что используется в их продукте. И решили припугнуть.
Это очень распространенная практика – такие письма с угрозами называютcя cease and desist letters. Услуга настолько популярная, что один из клиентов моего агентства, это стартап, который автоматизирует их рассылку всего за $200 – а хороший юрист за написание возьмет не меньше $750 (час работы). И чтобы ответить на такие письма тоже нужен юрист. Так что если у вас есть крупный конкурент с деньгами, он довольно легко может просто вас разорить с помощью юридического давления.
За три года я дважды сталкивался с ситуациями, при которых понадобился юрист. Оплата услуг была ударом по карману, но в итоге оба раза проблемы решались так, как было нужно нам. Так что это в итоге экономит деньги, но в моменте надо быть готовым к затратам.
В завершение, выделим ключевые мысли в небольшую памятку тем, кто хочет переехать в США и заняться тут бизнесом:
В целом, по моему опыту, несмотря на некоторые сложности, ведение бизнеса в США в целом полегче чем в России, а перспектив на этом рынке больше. Так что я не жалею о переезде и следующую компанию планирую запускать тоже в Америке.
Автор: alexlash
Источник [11]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/startapy/349383
Ссылки в тексте:
[1] Image: https://habr.com/ru/post/492134/
[2] статью: https://habr.com/ru/post/351222/
[3] здесь: https://habr.com/ru/post/440246/
[4] Stripe Atlas: https://stripe.com/atlas
[5] Clerky: https://www.clerky.com/
[6] PayPal: https://www.paypal.com/
[7] Braintree: https://www.braintreepayments.com/
[8] Stripe: https://stripe.com/
[9] Waves: https://www.waveapps.com/
[10] показывал: https://habr.com/ru/post/422485/
[11] Источник: https://habr.com/ru/post/492134/?utm_campaign=492134&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss
Нажмите здесь для печати.