- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
От переводчика. Автор этой публикации — Роберт Мэй (Robert May), основатель компании Backupify [1], которая позволяет осуществлять резервирование, архивацию и экспорт информации, находящейся в различных онлайн хранилищах.
За несколько месяцев, пока я завершал привлекать инвестиции в Backupify, моё представление сильно изменилось. С одной стороны, я смог собрать деньги без бизнес-плана и финансовых прогнозов. Это радовало. С другой стороны, я узнал некоторые вещи, которые изменили моё представление о процессе поиска средств. Когда я снова буду заниматься этим для нашего следующего этапа и для будущих стартапов, я буду подходить к этому иначе, чем в этот раз. Вот я и подумал, что пока эти мысли свежи, хорошо бы записать свой опыт прохождения пути от новичка в области венчурного капитала до генерального директора компании, за которой стоят венчурные инвесторы. По прошествии времени я уже не вспомню события так подробно, а посему вот пост о том, что я узнал и чем хочу поделиться с теми из вас, кто впервые ступает на этот путь.
К блогам о том, чего хотят венчурные инвесторы, следует относиться весьма скептически. По моему личному опыту, они все хотят совершенно разного. В лучшем случае, из конкретного поста можно узнать, чего хочет от компании и команды данный конкретный инвестор. Я как-то сидел перед венчурными инвесторами, которые считали меня спятившим — ведь у меня не было бизнес-плана. Они вопрошали: «Как вы вообще можете управлять своим бизнесом без письменного плана?» Другой инвестор заявил: «Рад, что вы не тратили время на написание плана, мы бы всё равно его не читали.» На самом деле, это скорее искусство, чем наука. Это что-то вроде свидания. Под этим я имею в виду, что…
Я всегда полагал, что на презентации надо быть находчивым и ушлым, чтобы своими впечатляющими аргументами преодолеть скептицизм некоторых венчурных инвесторов. Так вот: суть не в этом. Либо вы и ваша идея им нравитесь, либо нет. Это как свидание — ведь цель свидания совсем не в том, чтобы убедить кого-то, кто совсем вам не подходит, в том, что вы им подходите. Это путь к разводу. На самом деле, свидание — это этап в поиске наиболее подходящего партнёра. С инвесторами всё обстоит именно таким образом.
В качестве хорошего примера можно привести вопросы, которые я получал после каждой презентации. Если кто-то спрашивал: «интересно, но с какой стати кто-либо захочет бэкапить Твиттер?», я сразу понимал, что они не подходят. Они видели Backupify, как маленький проект. Видели только, какой он сейчас, но не видели, каким он может стать. Те, кто в итоге проинвестировали, всего после нескольких слайдов поняли, что речь вовсе не о бэкапе Твиттера.
Лучшее, что может дать ваша презентация — это уйма идей потенциальных инвесторов. Если инвесторы начинают задавать вопросы типа «а что, если вам удастся сделать Х?» или «а вы думали о создании опции для Y?», то именно это является добрым знаком. Значит, они понимают. Значит, они могут повышать ценность. Значит, вы нашли хорошего партнёра.
Мне довелось участвовать в стартапах, потративших месяцы на составление бизнес-планов, чтобы затем идти и искать деньги. И я не противник планирования в целом. Бизнес-планы определённо могут быть отменным упражнением, когда вы обдумываете будущую компанию. Но единственная великая вещь, которую вы можете сделать, чтобы произвести впечатление на этих парней — это идти и каждый день достигать видимых результатов в своём бизнесе. По словам Марка Састера (Mark Suster), предприниматели должны, @#$%, просто делать дело [2], и я более чем согласен. Очень многие люди думают, что неплохо быть предпринимателем, потому что это круто — управлять собственной компанией и «быть боссом самому себе» (что на самом деле не так). Отсечь эту публику можно, посмотрев, кто из них способен развивать проект без больших ресурсов. Все венчурные инвесторы знают, что с мешком денег можно сделать много, поэтому скулить, что «мы ничего не можем создать, потому что нет средств» — это пустая трата времени. Прикиньте, как извлечь максимум из того, что имеете. Инвесторы видят много типов людей, которые работают на постоянных работах, у которых мало свободного времени, мало свободных денег, но есть грандиозные идеи. Большинство из них не создают видимых результатов. А другие находят, как это делать. Именно они получают финансирование.
В Backupify мы изворачивались, как могли, в пределах небольших сумм, которые удавалось наскрести. Временами люди работали на нас бесплатно; мы использовали любые связи или ресурсы, которые удавалось найти; мы взывали к окружающим о помощи. Мне порой бывало стыдно, когда я показывал людям своё детище, потому что оно никуда не годилось. Но послушайте, даже если вам не хватает средств, то время и креативность есть всегда. Ищите возможности.
Во время презентации на открытом форуме бизнес-ангелов в Лос-Анжелесе я сказал инвесторам, что они могут переговорить со мной в случае заинтересованности до 22.00 (презентации, помнится, заканчивались в 21.00), поскольку мне ещё надо было успеть на ночной рейс в Бостон, чтобы попасть на утреннюю презентацию в венчурной инвесткомпании. Кто-то с задних рядов воскликнул: «Вот это мне нравится!». Многие из бизнес-ангелов когда-то были в вашей шкуре, и им по душе, когда вы демонстрируете ту самую суровую решимость, которая сделала их успешными. Покажите им, что готовы идти до конца, чего бы это ни стоило. Создавайте видимые результаты. В итоге вас кто-то профинансирует.
Я делал свои презентации МНОЖЕСТВО раз. На первую презентацию для группы инвесторов мне было отведено 30 минут. Через 40 минут я перевалил лишь за половину своих слайдов. Но с каждым разом презентации становились всё лучше. Каждый раз я перерабатывал слайды, чтобы сделать презентацию более внятной. Данное занятие нагоняло дьявольскую тоску, но это именно то, что вы должны делать, чтобы прийти к совершенству. Это та же методика, что и в производстве и в маркетинге; просто примените это
Дэвид Коэн (David Cohen) уже прокомментировал распитие мною пива [4]* во время презентации на открытом форуме бизнес-ангелов. В обычных обстоятельствах я не рекомендовал бы вам этого делать, но на том событии это было уместно. Очень заманчиво начать прислушиваться к советам потенциальных инвесторов вести себя так или иначе, но в итоге вам надо быть самим собой и чувствовать себя среди них комфортно. После получения денег вам предстоит принять множество непростых решений и потому последнее, что стоит делать — это создать ложное взаимопонимание с инвесторами, поскольку оно приведёт к дурным спорам по серьёзным вопросам.
Смысл всего изложенного и причина, по которой я решил (пока воспоминания свежи) вытряхнуть информацию из своего
Читать о чём-то и делать что-то — это очень-очень разные вещи. Если вы хотите научиться привлекать инвестиции, то лучший способ — пойти и попробовать. Это занудное занятие. Но теперь вы хоть знаете, что без бизнес-плана можно обойтись.
* По-моему, это был основатель Backupify, который отхлебнул пива прямо посреди своего выступления. Помню, я подумал про себя: «ТАКОГО я ещё ни разу не видел на встрече бизнес-ангелов».
Автор: vfrolov
Источник [5]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/startapy/51351
Ссылки в тексте:
[1] Backupify: https://www.backupify.com/
[2] должны, @#$%, просто делать дело: http://www.bothsidesofthetable.com/2009/11/19/what-makes-an-entrepreneur-four-lettersjfdi/
[3] мышление: http://www.braintools.ru
[4] распитие мною пива: http://www.coloradostartups.com/2010/01/15/open-angel-forum-%E2%80%93-colorado-bound/
[5] Источник: http://habrahabr.ru/post/206938/
Нажмите здесь для печати.