- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
На днях была встреча с Николаем Савиным, руководителем стартап-инкубатора GrowthUP. Хочу заметить, что такого рода встречи не проходят для меня впустую, — очень много полезного «мотаю на ус». Решил поделиться основными моментами встречи: тема разговора, ключевые вопросы, и на чем стоит остановиться подробнее. В конце кратко и сухо резюме всего написанного ниже.
На встречу я пришел с вопросом об украинском рынке образовательных услуг для стартаперов. И вот что получилось узнать.
Если представить стартап-предпринимателей Украины в виде пирамиды, то получатся следующие этажи сверху вниз:
1 — Серийные предприниматели
2 — Начинающие
3 — Наемные рабочие/менеджеры -> Решение стать предпринимателями
4 — Студенты/школьники
Рис. 1 — структура рынка стартап образования
1 — Уже успешные предприниматели, не раз запускавшие стартапы. Некоторые даже были успешно проданы.
Note: делятся опытом с 1 и 2-й категориями людей посредством личного блога, публикаций в прессе, постинга в соцсетях.
2 — Люди, которые приняли решение быть предпринимателями. Они склонны к самообразованию, читают тематические блоги, литературу, смотрят образовательные видео. Некоторые делают попытки создать что-то свое или присоединяются к другим стартапам.
Note: обращаются за помощью и советом к 1-й категории предпринимателей.
3 — Наемные работники, зачастую менеджеры, которые набираются опыта, присоединившись к уже успешным или растущим стартапам. Занимаются самообразованием, сами ищут тематическую информацию и осваивают ее, посещают курсы, лекции, семинары, вебинары.
Sum:
Численность 1+2+3 группы в сумме составляет в Украине порядка 10тыс. человек.
Для нас более всего интересна 4-я группа — студенты. С ними тяжелее всего работать, но их численность намного превышает первые три группы. При правильном подходе и попадании в целевую аудиторию можно добиться высокой конверсии и «посеять» будущее поколение предпринимателей, урожай из которых можно будет собрать уже через 2-3 года.
Итак, 4 группа — Студенты, которые еще не приняли окончательного решения быть предпринимателями. Они самые активные, гибкие и быстрообучаемые, и на них мы остановимся чуть подробнее.
Рис. 2 — четвертая категория Студенты и школьники
1 курс (школа): аудитория в этой группе не против разовых активностей, её легко собрать, и так же легко подбить на что-либо, а потом организовать. Но есть минус: активность данной аудитории достаточно нестабильная, ребят надо регулярно “шевелить” и давать “эмоциональные пендели”.
Главная стратегия — заставить задуматься о возможности быть предпринимателем. По ходу «созревания» часть аудитории отсеется.
2-3 курс: народ уже нагулялся, чему-то научился. Ко многим студентам пришло понимание, что поступили “не туда” или на на специальность, которая не нравится. Начинают задумываться о том, чтобы создать «что-то свое», некоторые даже создают.
Главная стратегия — воздействие на них через профоргов и лидеров студенческого мнения. Грамотно задавая вектор предпринимаемым усилиям, показывать возможности ИТ рынка (ЗП, языки, возможность учиться у лучших, заграница) и постепенно вербовать их волонтерами в инкубаторы и образовательные программы.
4-5 курс: более сознательные товарищи: они уже переходят от мыслей создать свое дело к действиям. Одна из мотиваций — закончится 5 курс и что потом: куда идти, где работать… Осмысленно пытаются найти свое место в жизни, на что и можно и нужно опираться.
Главная стратегия — проводить профориентацию, «скармливать» информацию об ИТ и стартапах, давать инструменты и знания, которые позволят приобрести навык делания стартапов и вызовут стремление начать действовать.
Николай Савин делится тонкостями взаимодействия с университетами, набитыми шишками и полученным опытом в этом нелегком деле.
Первый подход — пойти напрямую к ректору, рассказать об образовательном проекте для предпринимателей в сфере технологического бизнеса (ИТ) и предложить взаимовыгодное сотрудничество.
Что можете услышать в ответ или диагноз:
Второй подход — пролоббировать подобные мероприятия через чиновников, которые так или иначе заинтересованы в PR своей личности на фоне разных образовательных программ.
Какой результат получите?
Третий подход — искать лидеров мнений среди студентов и работников вуза, лидеров организаций студ. самоуправления и обращаться к ним со своими проектами. Они с предложениями пойдут в ректорат.
Что получите в итоге, и почему это работает?
Хочется упомянуть о плюсах и минусах взаимодействия с представителями каждой категории пирамиды.
1-3 категории
плюсы:
+ легче работать
+ займет от 0,5 года
минусы:
— всего 10к в Украине (мало)
— большая конкуренция за их внимание
— есть свой опыт, в инструментах не нуждаются
4 категория
плюсы:
+ мало конкурентов
+ намного больше, чем 10к чел.
+ быстро обучаемые, гибкие, жажда знаний
минусы:
— маленькая конверсия
— «выращивание» займет от 2 лет
Хочу поделиться причиной нашего интереса к рынку стартап образования — это наш проект getStart.me (ясли для начинающих предпринимателей).
Рис. 3 — “Золотое” кольцо стартапа, который в поисках бизнес модели
Цели нашего проекта = блог Grabli об ошибках предпринимателей + онлайн мастерская getStart создания проектов от идеи до прототипа.
1. Дать возможность учиться на опыте и ошибках других: собранные тематические статьи в одном блоге.
2. Помочь, направить и дать инструмент проверки проектов от идеи до прототипа, подкрепленный нужными на каждом этапе знаниями и инструментами, тем, кто решил ступить на путь ИТ предпринимательства.
Будем благодарны за отзывы, содержательные комментарии и рекомендации. Также с радостью отвечу на все ваши вопросы.
Автор: sas4us
Источник [1]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/startup/40823
Ссылки в тексте:
[1] Источник: http://habrahabr.ru/post/189538/
Нажмите здесь для печати.