- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Фаркунст

Фаркунст — устройство для подъема и спуска горняков в шахту. Придумано немцами в 1833 году:
Фаркунст - 1

Самый длинный фаркунст достигал глубины 1000 метров.

Колебания коромысла (на схеме — голубого цвета) преобразовывались в возвратно-поступательное движение штанг, на которых были укреплены площадки. В нужный момент шахтер перешагивал с одной площадки на другую и таким образом спускался или поднимался:
Фаркунст - 2
Фаркунст - 3
(если гифка некорректно отображается, то ее можно посмотреть в Википедии [1])

Свое происхождение фаркунст [Fahrkünste (нем.), Man-engine (англ.)] вел от насосов для откачки воды из шахт. В Германии привод обычно делали от водяного колеса, в Англии и Бельгии — как правило, от паровой машины.
Фаркунст - 4

Разновидности

Однониточный (1 штанга) был характерен для Великобритании
Фаркунст - 5

После каждой фазы шахтер выходил на «этаже» и ждал следующего хода штанги в нужном ему направлении.

Двухниточный (2 штанги) — более распространенный в Германии и США:
Фаркунст - 6
Его недостаток в том, что невозможен одновременный подъем и спуск шахтеров. Соответственно, промежуточных «этажей» было меньше, но они все равно были, чтобы можно было выйти и пропустить встречный поток людей.
Фаркунст - 7

Кажется, еще были двухниточные фаркунсты с площадками с обеих сторон штанги, что допускало одновременное встречное движение потоков вверх и вниз, но отчетливых упоминаний про них я не нашел.

Четырехниточных (2х2 штанги) существовало всего несколько штук; они были удобны для одновременного подъема и спуска больших групп (смен) шахтеров.

Медная шахта в Корнуолле, Англия:
Фаркунст - 8
ТТХ этого агрегата:
привод — паровая машина
глубина шахты — 402 м
количество штанг — 1
ход штанги — 3,7 м
время подъема — 30 минут (для сравнения: традиционный подъем по лестницам с 500-600 метров занимал два часа, спуск — вдвое меньше)

Как ни странно, показатели безопасности были довольно высоки: примерно один несчастный случай со смертельным исходом на 23 млн.рейсов. Хотя бывали и случаи обрыва штанг с гибелью десятков шахтеров за раз.

Фаркунсты прожили долго: первые начали работать еще при жизни Пушкина, а последние успели застать полеты ракет «Фау-2».
Сегодня вживую на технику можно посмотреть в музее серебряной шахты Grube Samson [2] в немецком Санкт-Андреасберге (190 метров) — он же, кстати, на первой фотографии
Фаркунст - 9

и в норвежском Lågdalsmuseum [3] (25 метров; кажется, уже недействующий, но зато деревянный).
Фаркунст - 10

Информация почерпнута в основном из английской статьи 1862 года [4] и обстоятельного немецкого исследования 2014 года [5].

Автор: 22sobaki

Источник [6]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/stimpank/108673

Ссылки в тексте:

[1] Википедии: https://de.wikipedia.org/wiki/Fahrkunst#/media/File:BergbauKunstAnimation.gif

[2] музее серебряной шахты Grube Samson: http://www.kanarienvogel-museum.de/grube/de/frames/text.html

[3] Lågdalsmuseum: http://norsk-bergverksmuseum.no/en/the-silvermines/

[4] английской статьи 1862 года: http://www.minecaptain.plus.com/cornishmanengine.htm

[5] обстоятельного немецкого исследования 2014 года: http://www.mineral-exploration.com/mepub/fahrkunst.pdf

[6] Источник: http://geektimes.ru/post/268714/