- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Иван Подобед, Director of Game Platform в Awem, рассказал о стратегии с точки зрения системной инженерии. Будет полезно всем, кто хочет разобраться в базовых понятиях построения стратегии продукта и организации.
Я часто сталкивался с понятием «стратегия» во время карьеры архитектора решений и относился к нему скептически: под стратегией обычно понимали слишком разные и противоречивые фреймворки, идеи и описания. Каждая организация собирала и адаптировала их для себя в надежде, что угадает с «набором». Но что может быть общего, например, у стратегии голубого океана, SWOT и пяти сил Портера? Потом я познакомился с системной инженерией, и там нашел понятное и разумное (а главное, практически применимое и полезное) объяснение, что такое стратегия и зачем она нужна.
Я опробовал на практике работу со стратегией на своей организации и обменялся идеями на эту тему с дружественными компаниями. По итогам хочу поделиться мыслями о том, зачем нужна стратегия продукта и организации, как они связаны и как с ними работать с точки зрения системной инженерии.
Термины, которые я буду использовать, взяты из системной инженерии — это свод знаний и принципов о создании сложных инженерных систем.
Все искусственные системы, которые люди создают для удовлетворения чьих-то потребностей, это инженерные системы. Под это определение попадают все продукты, которые разрабатывают и развивают компании и, в частности, менеджеры продуктов.
Все искусственные системы, созданные человеком, — это инженерные системы.
Компании — тоже системы, которые создаются для удовлетворения чьих-то нужд. Обычно это нужда фаундера, который хочет создать хороший продукт и для этого строит организацию.
Любая стратегия — это все важные требования к системе. Например, важные требования к продукту — продуктовая стратегия, важные требования к организации — организационная стратегия. Эти стратегии тесно связаны между собой.
Допустим, в вашем продукте есть важное требование «иметь лучшую эргономику в своей нише», которое диктует выбор приоритетов и способа реализации. Это уже стратегия продукта, и она может быть входной информацией для стратегии организации. Например, вам придется создать или выделить какую-то команду, которая будет заниматься исследованиями в области эргономики.
Как понять, какое требование важное, а какое нет? Очень просто: его можно измерить во времени и деньгах.
Важные (архитектурные) требования — это те, которые имеют высокую стоимость и ресурсоемкость реализации.
Например, если есть требование «организация должна тестировать десять гипотез в неделю», вы начинаете набирать ресурсы — людей и инструменты. Вы должны понимать, сколько времени и денег займет то или иное решение.
Решения, которые не стоят времени и денег, в стратегию входить не должны.
Еще немного терминов из системной инженерии. Целевая система — это продукт, а важное требование к целевой системе — это стратегия продукта. Надсистема — это сегмент рынка, который соприкасается с конкретным продуктом, то есть все его пользователи, конкурирующие продукты, все процессы, в которых он задействован.
В каких процессах, в какие моменты жизни и кем используется продукт — это надсистема, из которой рождается стратегия продукта.
Когда вы поймете, как будет использоваться продукт, вы сможете выделить важные требования к продукту. Если вы связываете надсистему (рынок) и целевую систему (продукт), то потом легко сможете выделить важные требования к организации (системе в обеспечении). Стратегия организации всегда производная от стратегии продукта — закон Конвея [1] еще никому не удавалось победить.
Важные требования к продукту — это не те требования, которые вы вытаскиваете из интервью заказчика. Заказчик говорит то, что он думает о текущем моменте и в текущем контексте. Стратегия же — это всегда про будущее и важные требования к будущему: как продукт будут использовать, когда мир изменится.
Менеджеры продуктов не должны выполнять пожелания заказчиков. Они должны реализовывать продукты для удовлетворения их потребностей. Вы вряд ли найдете эти потребности в головах пользователей — их надо искать на рынке. Чаще всего продукты замещают какие-то процессы — либо делают их более удобными, быстрыми, интересными.
Еще один вопрос, о котором стоит упомянуть: как стратегия связана с миссией и vision. Миссия — это то, какой вы хотите видеть надсистему (рынок): например, Apple хотели, чтобы в каждой семье был персональный компьютер. Vision — это то, какой вы видите свою организацию как результат реализации стратегий.
По закону Конвея [1] структура продукта всегда воспроизводит структуру организации — и поэтому успешные организации подстраивают свое устройство под то, что должно быть правильным продуктом, а не наоборот. Традиционные организации, которые сначала выстраивают свою структуру, а потом пытаются «поженить» ее со структурой продукта, обычно испытывают много проблем. Более успешны гибкие компании, которые учатся изменять структуру и процессы под нужды продуктовой разработки.
Гибкость — это не про то, как «гнуться вправо или влево» по своему желанию, а как быстро и активно подстраивать организацию под новые стратегии и продукты.
Организационная стратегия, как производная от продуктовой, не менее важна. С ней нужно работать не менее щепетильно, потому что вашими клиентами будут не абстрактные пользователи, а сотрудники. К примеру, ваша стратегия может быть сосредоточена на развитии креативов, а производство при этом может чувствовать себя незаслуженно забытым. Вам понадобится проявлять эмпатию, потому что оргстартегия — это всегда организационные изменения и столкновение с инерцией людей.
Важные требования к продукту и организации, правильно донесенные команде, помогают уменьшить неуверенность, принимать решения более качественно и быстро, повышают вовлеченность людей в работу. То есть они напрямую вносят вклад в культуру.
Построение культуры через стратегию — достаточно интересный способ построения хороших компаний. Но это не входит в системную инженерию, которая рассматривает людей через их роли: роль инженера, роль менеджера продукта, роль маркетолога и т.д. У этих ролей есть свои функции, и можно дизайнить организацию, исходя из них.
Культура же — это «смазка» между ролями. Например, ваша роль — маркетолог, но вы заметили баг в продукте. Культура говорит вам «Сообщи команде, чтобы быстрее починили», но напрямую это не входит в вашу роль. Поэтому культуру невозможно «инженерить», но при этом она сильно влияет на производительность организации.
Без правильной культуры не будет гибкости, как бы вы не пытались «инженерить» организацию.
Отсутствие стратегии — это всегда иллюзия. Скорее всего, стратегия есть у кого-то в голове (обычно у фаундера), но другим она непонятна или недоступна. Только от способности фаундера донести и обосновать стратегию зависит впечатление, есть стратегия или нет. Всё гораздо сложнее, если компанией управляет совет директоров или другой коллегиальный орган — тогда каждый может тянуть одеяло на себя.
Без стратегии условно можно обходиться, если есть сильно централизованная власть или компания небольшая. Если кажется, что стратегии нет, но по факту кто-то принимает решения, значит, стратегия точно есть у кого-то в голове. Важно вытащить ее из головы (или из голов) и обсудить с ключевыми людьми.
Примите участие [7] в исследовании о стратегии в компании. Мы проводим небольшой опрос, чтобы понимать:
Результатами исследования мы поделимся со всеми. Данные будут анонимными и обобщенными — с их помощью вы сможете сравнить свои проблемы со стратегированием с проблемами других компаний.
Узнать больше об исследовании и пройти опрос [8]
Автор: Mslk
Источник [9]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/strategiya/328894
Ссылки в тексте:
[1] закон Конвея: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%8F
[2] наоборо: https://www.thoughtworks.com/radar/techniques/inverse-conway-maneuver
[3] Системное мышление: https://amzn.to/2LbyCPv
[4] курс по системному мышлению: https://www.coursera.org/learn/system-thinking
[5] Статья: https://dev.by/news/ivan-podobed-o-sistemnoi-inzhenerii
[6] make sense: https://space.productsense.io/podcast/make-sense-49-o-produktah-kak-sistemah-i-sistemnom-myshlenii-s-ivanom-podobedom
[7] Примите участие: https://productsense.typeform.com/to/KhZe8T
[8] Узнать больше об исследовании и пройти опрос: https://strategysense.ru/research
[9] Источник: https://habr.com/ru/post/465989/?utm_campaign=465989&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss
Нажмите здесь для печати.