- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Не так давно я прочёл книгу «Пиши, сокращай» (авторы — Максим Ильяхов и Люда Сарычева) — современные популяризаторы инфостиля. Крутые чуваки, и книга тоже крутая.
Периодически в книге встречаются фразы в жирной оранжевой рамке — это основные идеи авторов. Фразы как бы закрепляют ранее описанные советы. Очень ценный ресурс.
Я быстро забываю прочитанное, поэтому выписал весь текст из оранжевых рамок в таблицу. Теперь, когда нужно писать статью, использую таблицу как руководство. Вот из чего она состоит.
Три главных правила сильного текста. Разберем, что они означают.
Забота — когда текст как-то улучшает жизнь читателю, решает его задачи. Вот пример из книги.
Люди не платят налоги, а Федеральная налоговая служба пишет по этому поводу статью в газету. Чтобы решить свои задачи, налоговая расскажет, как все плохо — пристыдит и пригрозит налогоплательщикам.
Но статья адресована читателям и должна решать их задачи. Значит нужно написать какие преимущества дает уплата налогов и почему это не так дорого, как может показаться.
Полезность важна, потому что просто текст никому не нужен. Текст должен быть зачем-то полезен читателю.
Предположим парня бросила девушка. В ярости он пишет статью в социальные сети, какие все девушки стервы. Это графомания — парень пишет не чтобы решить чью-то задачу, а просто так.
Чтобы статья оказалась полезной, несчастный юноша мог бы рассказать об ошибках, которые он допустил в отношениях. Или о том, как переживает расставание. Так статья может помочь другим парням не допустить ошибок при общении с девушкой.
Писать честно — значит говорить правду и не изменять себе. Это очевидное правило очень тяжело соблюдать — обычно правда мало кого устраивает. Если менеджер допустил ошибку, когда оформлял документы — нужно честно написать начальству, даже если эти документы уже давно у клиента.
Не нужно говорить, что продукт хороший. Нужно давать людям информацию, с которой они сами этот продукт оценят. Можно привести факты, истории или примеры. Сравните:
Во втором случае автор не указал успешный у него друг или нет. Есть только данные, которыми мы сами можем оперировать.
Вместо того, чтобы давать положительную оценку продукту, опишите ситуацию, в которой продукт окажется полезен. У вас получится история, которая рисует картинки в голове читателя. Если вы читаете текст, но не можете представить картинки — перед вами слабый текст.
Канцеляризмы и формализмы можно заменить одним простым словом. Вообще, заведите себе привычку — пропускать тексты через Главред. Он подскажет, что можно заменить и исправить. Только не нужно фанатично избавляться от всего оранжевого — включайте голову.
Вот примеры, когда фразы можно заменить одним словом:
Сравним:
Обратите внимание — в официозе и самом слове «уважаемые» никакого уважения нет. Другое дело, когда мы объясняем, почему так делать нельзя и предлагаем альтернативу — заботимся.
Когда мы пишем текст, нужно учитывать уровень подготовки читателя. Когда кажется, что заумное слово объяснит всю возложенную задачу, задумайтесь. Есть вероятность, что читатель не до конца поймет значение этого слова.
Предположим в статье нам нужно использовать слово «забюджетировать». Читателю, который отличает финплан от бюджета, не нужно его разжевывать. Но новичок может здесь споткнуться. Нужно объяснить нюанс с бюджетом подробно и только потом продолжать тему статьи.
Безусловно, всегда нужно говорить честно, открыто и прямо. Но есть граница, которую переходить нельзя. Эта граница — личность человека.
Не критикуйте человека как личность — критикуйте его поступок, работу. Человек может быть хорошим или плохим, бездарным или талантом — мы не знаем. Но мы точно знаем, что он сделал и что из этого вышло.
Это правило больше про отношения.
Давайте разберемся, что такое писать хорошо. В хорошем тексте должны быть факты, истории и польза. Не должно быть абстрактных преимуществ и личной оценки.
Но часто хороший текст пугает заказчика. Мол, текст слишком простой, без «высококвалифицированных специалистов» и «непревзойденного качества». Всему виной — непонимание задачи.
Чтобы у вас с клиентом было полное и одинаковое понимание задачи, задавайте вопросы. Почему текст кажется простым? Зачем нам «высококвалифицированных специалисты»? Кто будет читать текст? Нужен ли текст вообще?
Поле таких вопросов и приходит понимание задачи. Причем, не только к вам, но и к клиенту.
Не перегружайте ваше предложение информацией. Видите несколько мыслей — разделите точкой.
Тут мы объясняем что такое «Альфред», как он работает и что для этого нужно сделать. Три мысли. Разделим.
Чтобы понять перегружено ли ваше предложение, используйте такой лайфхак: прочитайте предложение на одном дыхании; если дыхания не хватает — переписывайте и разделяйте.
Все мы умеем складно, понятно говорить. Но почему-то, когда садимся писать текст, получается мусор.
Вот как рассуждает обычный человек, который устал от смартфонов.
Так-так. Теперь тот же человек пишет об этом статью.
Странно, правда? Что происходит с человеком, когда он пишет вот так не известно. Главное, что вам нужно знать — садиться писать только в расслабленном состоянии. Написали? Читайте вслух и переписывайте фрагменты, на которых спотыкаетесь. Так по многу раз.
Абзацами мы наводим порядок в статье. Если большой сложный текст разбить на абзацы, то он будет уже не таким большим и сложным.
Помните, один абзац — одна мысль. Обычно это 3–5 предложений.
В начале ставьте предложение, которое объясняет содержание абзаца. Так вы облегчите навигацию: читатель скользит по тексту и, если начало абзаца интересное, изучает подробнее, если нет — переходит к следующему.
Правило для авторов, которые хорошу знают тему. Для них схожие однородные члены — это разные вещи. Но читатель не видит отличия. Он как будто читает одну и ту же мысль по нескольку раз.
Обязательно проверяйте однородные члены на схожесть по смыслу. Если схожесть есть — выберите самое точное определение, а остальные удалите. Вот так:
Позиция читателя до прочтения текста — это пункт А. Позиция, к которой читатель придет после прочтения — пункт Б. Пункт Б и есть наша цель.
Чтобы дойти до цели, нужны аргументы. Каждый аргумент — один шаг к пункту Б. Рассмотрим пример.
А
Успех — это деньги и вещи
Б
Успех — это быть полезным миру
Теперь приведем аргументы, которые отправят нашего читателя из пункта, А в пункт Б.
А
Успех — это деньги и вещи
Аргумент
Деньги легко потерять
Аргумент
Когда ты полезен, это твое навсегда
Б
Успех — это быть полезным миры
Сильные аргументы ведут напрямую к цели, слабые — наоборот.
Например, можно сказать, что успех это еще и здоровье, но статья как бы немного не об этом. Такой аргумент сбивает с пути — теперь маршрут будет с небольшим уклоном. Если добавить еще слабых аргументов — читатель запутается.
Большую статью никто не будет читать. А вот если мы превратим простыню текста в несколько мини-статей — аппетит читателя поднимется.
Снова пример из книги.
Есть статья про поездку в Испанию.
Первое, что нужно сделать — вписать заголовки. Для этого разделим статью на смысловые блоки — модули статьи. Здесь нет фиксированного правила — модули выбирает автор в зависимости от цели и аудитории. Можно вот так:
Или вот так:
Внутри модуля тоже должна быть своя структура: введение, основная часть и заключение. Если соблюдать такой порядок во всех модулях — в статье будет порядок. Модули схожие — читатель знает, что ожидать от каждого.
Составим план для примера с городами Испании.
Подзаголовок: название города
Введение: общее впечатление
Места. Общее, личный опыт
Еда. Общее, личный опыт
Развлечения. Общее, личный опыт
Заключение: советы
Отдельное требование к подзаголовкам статьи: все подзаголовки должны дружить между собой и с общим заголовком.
Плохо
Хорошо
Хорошо по городам
Рецепт хороших заголовков прост: сначала выбираете сильный, информативный заголовок, и уже к нему подгоняете подзаголовки.
Новые, непонятные термины нужно объяснять на основе информации, которую человек уже знает.
В книге есть большой, понятный пример, который мне лень перепечатывать. Покажу картинкой:
Плохо
Хорошо
Нельзя разделять теорию от практики и наоборот. Без теории почти невозможно ничего объяснить. Без практики мы как будто читаем о чем-то абстрактном, оторванном от жизни.
Вывод: приводите примеры к любой практике.
Сравним голую теорию и реальную задачу.
В любом деле могут возникнуть трудности. Если вы расскажете о трудностях раньше, чем читатель с ними столкнется и предложите решение — это забота.
Например:
Вот еще один случай. Это уже не техническая, а человеческая трудность.
А что, если бы вы просто напишете «ложитесь пораньше, вставайте пораньше, делайте зарядку»? Получится отличная статья для людей из идеального мира. Но наш мир далеко не идеален.
Начнем с примера:
Какой текст убедительней? Правильно — второй. Секрет убедительности в конкретике.
Любовь, сервис, гарантия, качество, система — абстрактное. Этих сущностей нет в материальном мире.
Конкретику человек может пощупать, услышать, почувствовать. Холод, мрамор, вибрация, кирпич, компьютер — это конкретика.
Абстрактное не нужно исключать полностью. Это как случай с теорией и примерами — все абстрактное должно поддерживаться конкретным.
Человек рефлекторно сопоставляет факты с чувственным опытом.
Если вы долго продаете электронику, то вам важны характеристики планшета: диагональ 12,9 дюйма; габариты 305,7×220,6.
А художнику, который покупает планшет, нужно сопоставить эти характеристики с чем-то более знакомым. Вот так:
Лучше объединять характеристику с понятным объяснением:
Цитирую книгу: люди покупают то, что, по их мнению, принесет им пользу или избавит от вреда.
Это универсальная формула рекламы. Любой продукт по мнению покупателя так или иначе приносит ему пользу. С машиной не нужно использовать общественный транспорт. Одежда греет и, если правильно ее подобрать, сделает человека привлекательным.
Вы, как автор рекламы, должны представить продукт так, чтобы покупатель увидел в нем пользу.
Начнем с того, что иллюстрации сильнее текста. Можно бесконечно описывать замечательный дизайн телефона с изысканными краями, но на деле он окажется не таким изысканным. Изысканность субъективна.
Недостаточно описывать продукт — нужно его в первую очередь показать. И лучше показать в деле. Блендер — когда перемалывает фрукты и овощи. Водонепроницаемый смартфон — когда водолаз звонит по нему под водой.
Это оранжевое правило из главы «Рассказать о себе».
Мало кто может сказать правду в таком виде, какая она есть. Многие кандидаты при отклике на вакансию пишут «есть опыт» и «читаю профессиональную литературу». Но внутренний голос работодателя легко подскажет где правда, а где вранье. Работодатель — человек опытный.
Попробуйте сами. Задача — выберите сотрудника в отдел по двум резюме:
Мне по душе второе.
Все эти правила — только часть чудесной книги. Советую «Пиши, сокращай» абсолютно всем. Вот прочитаете — будете писать сильные статьи, новости, письма и даже сообщения в мессенджерах. Серьезно.
Автор: pamparumba
Источник [1]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/tekst/247850
Ссылки в тексте:
[1] Источник: https://habrahabr.ru/post/323232/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=sandbox
Нажмите здесь для печати.