Год большого рывка: краткие итоги 2013-го
2011 год был годом новых базовых станций и новых сервисов. Прошлый 2012 год стал годом большого трафика (когда потребление резко возросло). 2013 стал годом LTE, магистралей и большой модернизации сети в целом.
Ситуация выглядела так: ещё 3 года назад мы знали, что у нас будет LTE (так или иначе), а еще использовали в некоторых 3G на 21 Мбит/секунду (HSPA+). К началу 2013 года доля голосового трафика в магистральной сети составила около 5%. Остальные 95% приходились на данные.
И вот что мы сделали:
- С 2011 года стали ставить всё новое оборудование LTE-ready.
- Заменили оборудование core network на более производительное. Это позволило избежать «бутылочных горлышек», которые появились бы ближе к концу 2014 года.
- Установили аппаратуру спектрального уплотнения на большую часть оптических узлов (что позволило резко увеличить пропускную способность сети на тех же оптоволоконных линиях, что и раньше).
- Провели достаточно много работ по модернизации сети как в городах, так и на магистральном уровне. Основные парадигмы – строительство хорд-рассечек в кольцах, организация дополнительных маршрутов трафика и общее повышение надёжности.
- И, наконец, первыми прошли сертификацию для LTE Apple (для 5S и 5С).
Главные события года
- Внедрение LTE в России, запуск сети в Москве [1] и прохождение [2] сертификации Apple, позволяющей использовать в сети LTE «Билайн» устройства с голосовыми функциями (iPhone 5S и 5C).
- Запуск MNP (перехода к другому оператору с сохранением номера). Мы первые объявили, что портировали в свою сеть номер — в Челябинске перешел клиент из Tele2. Не всё гладко: вначале, когда мы портировали первого абонента, на его челябинский номер невозможно было дозвониться из Москвы. За два дня решили этот вопрос. Другие операторы тоже ищут и фиксируют такие баги. Хороший вопрос — почему не успели нормально протестировать. Ответ прост: потому что законодательная база была готова, фактически, за пару дней до старта услуги.
- Главное, на чем мы будем концентрироваться — повышение удобства услуг для абонентов.. Среди самых важных событий — релиз [3] нового личного кабинета (где теперь всё просто, удобно и по-человечески), плюс запуск пилотного проекта [4] по оценке качества связи со стороны абонентов.
Внутри рынка важнейший фактор — рост доли тяжелого контента, в первую очередь – потокового видео. Параллельно растёт доля смартфонов и планшетов: например, за 3-й квартал этого года трафик по этому сегменту вырос на 150%.
Главное изменение внутри компании — переориентация на то, чтобы всё было удобно для клиентов. Например, мы планируем уведомлять об изменении условий тарифов и опций по SMS, плюс в целом становиться прозрачнее и удобнее.
Обзор интересных технических аспектов
- Мы начали внедрять IPv6-адреса для мобильной сети. Первый тестовый регион – Воронеж. Вот детали [5].
- Городские сети улучшаются. В частности, прокладывается новая оптика, из колец делаются сетевые структуры с многократным резервированием, устанавливается аппаратура спектрального уплотнения, монтируются новые узлы. Один из примеров – сеть в Чувашии [6].
- Достаточно сложной была работа на Дальнем Востоке перед затоплением, во время подъёма воды и после. Прочитать про то, что случается в случае таких масштабных чрезвычайных ситуаций, можно вот здесь [7].
- Очень важный момент в безопасности – это запуск сервиса MDM (парадигма BYOD), позволяющего управлять мобильными устройствами сотрудников из облака (SaaS). Проще говоря, вот этим [8] мы решили огромное количество вопросов с безопасностью данных на смартфонах сотрудников компаний и заложили основу для нормального использования личных планшетов в качестве рабочих инструментов.
- Благодаря изменению в законодательстве появилась возможность продавать частные базовые станции для абонентов, работающие на обычном интернет-канале. То есть скоро будет возможность сделать покрытие там, где есть интернет, но нет сотовой сети. Вот детали про бету [9].
- Освоили новые подходы к организации отличного покрытия в крупных зданиях со сложной конфигурацией. Вот пример [10].
- Одна из самых неприятных проблем пробок – очень медленный доступ в интернет и исчерпание канальной ёмкости из-за большого количества абонентов в соте. Поэтому мы сначала протестировали решения на столбах [11], и теперь будем ставить их по сети. Проблема решается просто на ура.
- Была возможность отрепетировать пиковые нагрузки на Универсиаде в Казани. Получен очень интересный опыт [12] подготовки сети.
- Многое было сделано на магистралях [13].
Год большого рывка
Итого, 2013-й год стал годом большого технологического рывка в плане развития и модернизации сети. 2014-й мы планируем сделать годом клиентоориентированности. О том, что и как мы планируем менять и уже поменяли, расскажу в одном из следующих топиков.
Автор: EkaterinaLebedeva
Источник [14]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/telefoniya/52708
Ссылки в тексте:
[1] запуск сети в Москве: http://habrahabr.ru/company/beeline/blog/204370/
[2] прохождение: http://habrahabr.ru/company/beeline/blog/204894/
[3] релиз: http://habrahabr.ru/company/beeline/blog/185350/
[4] пилотного проекта: http://habrahabr.ru/company/beeline/blog/191968/
[5] детали: http://habrahabr.ru/company/beeline/blog/207162/
[6] Чувашии: http://habrahabr.ru/company/beeline/blog/206590/
[7] вот здесь: http://habrahabr.ru/company/beeline/blog/200784/
[8] этим: http://habrahabr.ru/company/beeline/blog/200468/
[9] детали про бету: http://habrahabr.ru/company/beeline/blog/198804/
[10] пример: http://habrahabr.ru/company/beeline/blog/194960/
[11] решения на столбах: http://habrahabr.ru/company/beeline/blog/194000/
[12] опыт: http://habrahabr.ru/company/beeline/blog/193102/
[13] магистралях: http://habrahabr.ru/company/beeline/blog/187508/
[14] Источник: http://habrahabr.ru/post/209006/
Нажмите здесь для печати.