- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Гражданская авиация — глобальная индустрия, в которой непрерывно происходит синхронизация и обработка огромных массивов данных. В середине 20 века глобальные системы бронирования авиабилетов были одними из первых примеров применения компьютерных комплексов и сетей передачи данных. Давайте посмотрим, как сегодня технологии блокчейн могут помочь быстрее и эффективнее решить простую, на первый взгляд, задачу: перевести пассажира из точки «А» в точку «В»?
При этом на некоторые информационные потоки могут налагаться дополнительные требования. Например, обмен данными с несколькими независимыми источниками / потребителями с аутентификаций источников информации или поддержание неизменности истории изменения данных с возможностью аудита.
Все организации имеет информационные системы, связанные с управлением операционной деятельностью, учетом доходов и расходов, при этом степень автоматизации информационного взаимодействия с контрагентами варьируется от передачи печатных документов, с последующим переносом в цифровые хранилища данных, до использования различных механизмов интеграции:
различных форматов (CSV, XML, Excel..)
В сфере гражданской авиации работают глобальные платформы для взаимодействия организаций в процессе авиаперевозок:
О них мы писали в нашей предыдущей статье [1]. Платформы работают как сервис и поддерживаются такими ассоциациями и компаниями как IATA, SITA, Amadeus и др. Все текущие платформы централизованы: есть организация, предоставляющая сервис, все программное обеспечение, серверные мощности находятся под ее управлением. С точки зрения разработки и поддержки систем, обеспечение уровня сервиса — это удобно, однако есть и свои минусы:
Использование API позволяет организовать непосредственное взаимодействие между контрагентами. Одним из стандартов API является NDC (New Distribution Capabilities), предназначенный для прямой продажи билетов и дополнительных услуг. В то же время при взаимодействии с контрагентами при наземном обслуживании подобных
стандартов еще нет, фрагментарная реализация сервисов интеграции данных не основывается на общепринятых стандартах.
API это инструмент коллаборации между контрагентами, позволяющий превратить бизнес или организацию в платформу. Однако потенциальное создание API для всех вариантов взаимодействия контрагентов может с одной стороны привести к централизации сервисов, через которые идет взаимодействие, с другой стороны — к росту количества и типов интеграций и усложнению информационного ландшафта организаций.
Мы имеем:
Применение технологии блокчейн / распределенного реестра — выглядит логичной часть решения сложной задачи, которую мы обозначили в самом начале: перевести пассажира из точки «А» в точку «В». Благодаря этой технологии, все участники процесса получают одну версию данных, и они не тратят время и другие ресурсы на согласование и обсуждение.
Используя возможности распределенного реестра организации могут по своим правилам, оперативно, с контролем времени и источника сообщения, а также факта доставки, обмениваться информацией с минимально необходимой или нулевой степенью раскрытия в схеме взаимодействия, когда несколько организаций получают и отправляют данные, связанные с определенным контекстом — пассажир, авиарейс, ULD (Unit load device, авиа-контейнер) и т.д.
Основная ценность технологии распределенного реестра основывается на двух ключевых элементах.
Правила обмена данными можно описать в виде смарт-контрактов, которые определяют модель данных по определенному процессу. Смарт-контракт выполняется в нейтральной среде распределенного реестра, защищенной от доступа или влияния третьих лиц, гарантирующей фиксацию хронологической последовательности внесения информации сторонами, формируя тем самым аудиторский след.
В коде смарт-контракта определяются уровни доступа к данным, кто и при каких условиях может вносить данные. Помимо организаций, участников процесса, важным источником данных являются «оракулы» — информационные системы, переносящие данные из внешней среды в блокчейн. «Оракулами» могут являться, например:
Доступ к данным из внешней среды дает возможность автоматизировать выполнение условий сделки, алгоритмов расчета стоимости услуг.
В 2017 году S7 Airlines, в партнерстве с Альфа-Банком, одной из первых авиакомпаний запустила в промышленную эксплуатацию [2] проект на базе технологии блокчейн, который сейчас активно используются в процессе взаимодействия S7 Airlines с агентской сетью, и позволяет связать данные о продаже авиабилетов с платежными операциями.
Процесс информационного и платежного взаимодействия с агентами рассматривался как частный случай создания бизнес-сетей, целью которых является ускорение бизнес- и производственных процессов, сокращение операционных издержек за счет прямого и защищенного информационного и платежного взаимодействия организаций.
Блокчейн-платформа, разрабатываемая S7 Техлаб, сразу предусматривала построение сетей для процессов, в котором организации обмениваются бизнес-информацией и при достижении некоторых условий смарт-контракт инициирует банковский платеж. Чтобы транзакции, размещенные в блокчейн, имели юридические последствия, был разработан юридический фреймворк, в том числе позволяющий банку проводить платежи на основе данных из блокчейн транзакции.
Первая версия блокчейн-платформы была реализована на базе протокола Ethereum, с использованием консенсуса Proof-Of-Authority, в котором на уровне системных смарт-контрактов определялся круг организаций – валидаторов, а также модель доступа. Для этого использовались возможности клиента Parity [3].
Архитектура предусматривала развертывание под определенный процесс отдельной сети. Основные роли участников:
On-chain компоненты первой версии платформы (смарт-контракты) были реализованы на Solidity с применением техник обновления смарт контрактов, что в смарт-контрактах на базе EVM (Ethereum Virtual Machine) создает ряд затруднений в разработке и поддержке. Off-chain компоненты были реализованы главным образом на JavaScript / Node.JS, так как наиболее стабильные библиотеки (web3.js, truffle и другие) реализованы именно на этом стеке.
Блокчейн-платформа на базе протокола Ethereum стала хорошим стартом, так как в 2017 году это была наиболее стабильная технология, поддерживающая смарт-контракты, с массой доступных библиотек, однако при дальнейшем расширении требований и развитии функциональности, мы столкнулись с рядом ограничений, присущих протоколу Ethereum:
stack too deep
и дальнейшее расширении логики смарт контракта приходилось проводить со значительными технологическими ухищрениями. Во второй половине 2017 года вышла стабильная версия фреймворка Hyperledger Fabric 1.0 [4] с такими возможностями как:
Это убедило вести дальнейшее развитие блокчейн-платформы на базе этого фреймворка. Время показало, что выбор был правильным: сейчас значительная часть создаваемых корпоративных проектов промышленного уровня на базе распределенного реестра использует технологию Hyperledger Fabric. Создание распределенных между организациями систем предполагает знакомство всех участников с применяемыми технологиями, поэтому документированность, известные практики использования и уровень принятия рынком Hyperledger Fabric упрощает взаимодействие с партнерами.
Блокчейн-технологии в 2017 году (да и на текущий момент тоже) находятся на этапе бурного развития и нам пришлось пройти путь разработки значительного количества собственных компонент, столкнувшись с такими проблемами как:
За два года развития блокчейн-платформы S7 мы прошли путь от ручного развертывания сетей и написания простых смарт-контрактов до формирования инструментария, с помощью которого мы можем быстро создавать блокчейн-сети с внешними партнерами. С учетом опыта развертывания отдельных проектов мы разработали:
Часть наших разработок мы выложили в open source [5]:
библиотека, позволяющая структурированно разрабатывать смарт-контракты. Последняя версия также содержит средства кодогенерации на базе мета-описаний gRPC-сервисов и protobuf — сообщений, позволяющие специфицировать интерфейсы смарт-контрактов (чейн-кодов) Hyperledger Fabric, а также автоматизировать создание SDK для взаимодействия со смарт-контрактами.
Помимо этого, реализованы следующие возможности:
собственный упрощённый SDK:
С использованием данного инструментария разработано уже несколько проектов:
На основании цифрового смарт-контракта в системе AFSC (Aviation fuel smart contracts) S7 Airlines и поставщик топлива согласовывают предварительный объем топлива и его цену. Эти данные используются для назначения технического задания водителю топливозаправщика в аэропорту. После того как командир воздушного судна запросит у оператора точный объем топлива, необходимый для выполнения рейса, в банк авиакомпании направляется онлайн-заявка для резервирования соответствующей суммы на счете. Моментальное подтверждение из банка дает старт заправке.
которая находится в промышленной эксплуатации (обороты уже превысили 300 млн руб. в месяц [9]). Аналогичная система внедряется также для сторонней крупной транспортной компании.
Ряд проектов находится в разработке, в том числе и связанные с взаимодействием с аэропортами и компаниями, обеспечивающими наземное обслуживание самолетов.
В каких проектах технология блокчейн может вывести авиацию, как отрасль, на еще более высокий уровень? Пожалуй, самое важное — безопасность полетов. Блокчейн может выступать в качестве виртуального журнала, где будет записываться вся информация об обслуживании отдельных частей самолета: откуда они прибыли, кто с ними работал, куда они направляются далее и пр. Благодаря такой прозрачности, блокчейн может подтолкнуть авиационную безопасность на совершенно новый уровень.
А еще программы лояльности. Вот лишь один пример: токенизация баллов лояльности позволит им быть более ликвидным и удобным для клиента инструментом. Они могут обеспечивать сквозное взаимодействие в индустрии путешествий между авиакомпаниями, отелями, судоходными компаниями и компаниями по аренде автомобилей.
И это далеко не все. Несмотря на то, что текущие примеры– это пока первые шаги, применение блокчейн с высокой степенью вероятности окажет огромное влияние на трансформацию индустрии гражданской авиации в области информационного и платежного взаимодействия, что, безусловно, поможет сделать процесс взаимодействия «пассажир – авиаперевозчик» еще более удобным и надежным.
По оценке Building Value with Blockchain Technology: How to Evaluate Blockchain’s
Benefits от Международного экономического форума, индустрия гражданской авиации и сферы путешествий в целом в наибольшей степени могут получить преимущества в части автоматизации взаимодействия с использованием смарт-контрактов, единой версии данных для всех участников процесса и возможностей создавать новые типы продуктов и сервисов. В первую очередь, за счет модернизации технологий, обслуживающих информационные потоки между партнерами.
На базе блокчейн могут быть реализованы процессы, требующие платежного взаимодействия (оплата услуг аэропортов/поставщиков топлива и так далее или взаимные платежи по договорам интерлайна), так и процессы с платежами не связанные, например, факты выполнения рейсов.
Смарт-контракты могут содержать заранее согласованные между партнерами правила для автоматизированной проверки условий и выполнения действий, в том числе платежных, что позволит значительно снизить ручную работу, создающую задержки и потенциальные ошибки.
Временные метки, которыми сопровождаются все блокчейн-транзакции, также могут
позволить контролировать соглашения об уровне обслуживания (SLA), например в при
выполнении технологического графика обслуживания воздушного судна в аэропорту.
Максимальной эффективности подобные решения достигнут в сочетании с технологиями интернета вещей (IoT) и машинного распознавания образов — факты, хранимые и учитываемые в смарт-контрактах смогут поступать в блокчейн максимально автоматизировано, без участия человека.
Для бизнес-сетей актуальна схема консорциума, в которой узлы сети поддерживают отдельные организации — участники сети. Доступ к узлам сети могут иметь как участники консорциума, так и внешние организации, в зависимости от требований по интероперабельности. Рассмотрим основные препятствия при создании бизнес-сетей.
С точки зрения бизнеса:
С точки зрения технологий:
Главное, что минусы – это не препятствия, а зоны роста. Тем интереснее будущее, нам есть над чем работать.
Автор: vitiko
Источник [10]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/transport/335165
Ссылки в тексте:
[1] нашей предыдущей статье: https://habr.com/ru/company/s7/blog/468481/
[2] запустила в промышленную эксплуатацию: https://www.s7.ru/ru/about/news/s7-airlines-v-partnerstve-s-alfa-bankom-zapustila-novoe-reshenie-po-prodazhe-aviabiletov-na-baze-ethereum/
[3] Parity: https://wiki.parity.io/Proof-of-Authority-Chains
[4] Hyperledger Fabric 1.0: https://habr.com/ru/post/426705/
[5] open source: https://github.com/s7techlab
[6] cckit: https://github.com/s7techlab/cckit
[7] hlf-sdk-go: https://github.com/s7techlab/hlf-sdk-go
[8] авиакомпаниями и поставщиками топлива: https://www.s7.ru/ru/about/news/s7-airlines-i-gazpromneft-aero-vpervye-v-rossii-osuschestvili-zapravku-samoleta-cherez-smart-kontrakt-na-osnove-blokcheyn/
[9] превысили 300 млн руб. в месяц: https://www.s7.ru/ru/about/news/obem-operatsiy-cherez-blokcheyn-platformu-s7-airlines-i-alfa-banka-v-iyule-prevysil-1-mln/
[10] Источник: https://habr.com/ru/post/474122/?utm_campaign=474122&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss
Нажмите здесь для печати.