- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Ретропоезд с паровозом

Ретропоезд с паровозом - 1

Пока вы тут сидите, РЖД отлично продаёт билеты на ретропоезда. Это которые, натурально, с паровозом. Да, паровозы переживут многое, включая ядерную войну. Да, на нашем стратегическом резерве можно проехаться.

Ретропоезд с паровозом - 2

Итак, у нас ретропоезд «Рускеальский экспресс», который ходит по Карелии от города Сортавалы до горного парка Рускеала. Это 5 часов от Петербурга на важную туристическую точку.

А ещё кроме ретропоезда с нами поехали ретропассажиры. Точнее, студенты театрального колледжа, которые ставили иммерсивную постановку про коммунистов, перевозящих золото партии. Чем вынесли мозг [1] немалому количеству пенсионеров.

Как попасть на этот ретропоезд

Сначала нужно зайти вот на эту страницу [2] офсайта РЖД и выбрать маршрут. Это 921Ч (обратный 922Ч), билет стоит максимум 500 рублей за час путешествия (можно взять за 300, если ловить его сильно заранее). Отходит он от станции Сортавала в Карелии, — но до неё ещё надо добраться. Раньше это была так себе идея, потому что надо было делать это обычной электричкой или на автобусе, что не доставляло никакой радости и требовало ночёвки где-то в Карелии, чтобы не охренеть от усталости. Сейчас ходит «Ласточка» за примерно 4 часа, что резко меняет ситуацию — можно и нужно уложить всю поездку за один день.

Итак, надо проснуться в 5 утра, чтобы выехать в 6:15 с Финляндского вокзала поездом 821Ч. Еду лучше взять с собой или купить на вокзале.

Ретропоезд с паровозом - 3

Через час начнёт кончаться интернет, а через два — электричество. В 44 километрах от Выборга в Каменногорске сеть 3000 Вольт окончательно иссякнет. А «Ласточке» она очень нужна. Но мы живем в стране, где инженеры умеют превозмогать реальность, поэтому к электричке цепляют специальный тепловоз, который умеет раздавать эти самые 3000 В.

Ретропоезд с паровозом - 4

Выходить на этой станции не рекомендуется, но сделать это надо обязательно, если вы хотите посмотреть вот на такое:

Ретропоезд с паровозом - 5

Ещё через час начинаются признаки Карелии:

Ретропоезд с паровозом - 6

Если вы видите что-то подобное за окном, значит, скоро Сортавала. На ней «Ласточка» стыкуется с «Рускеальским экспрессом», то есть приходит на одну платформу, встаёт ровно напротив, открывает двери — и пассажиры просто переходят в другой поезд. Думаю, если вдруг «Ласточка» опоздает, то экспресс её дождётся. Выглядит это так:

Ретропоезд с паровозом - 7

Ретропоезд с паровозом - 8

Ретропоезд с паровозом - 9

Ретропоезд с паровозом - 10
Обратите внимание на колонку, она рабочая

И вот где-то в этом месте начинается психодел. Вот эти вот бойцы проходят всю станцию в длину, выкрикивая «Дорогу, товарищи!»:

Ретропоезд с паровозом - 11

Но пассажиры заняты. Часть садится в поезд, а другая часть идёт делать селфи с паровозом. Он большой и тёплый, из разных мест у него идёт пар, а спереди — звезда. Кажется, у части пассажиров 500 рублей за билет окупаются уже до посадки возможностью сделать эту картинку.

Ретропоезд с паровозом - 12

Хотя, знаете? За сто лет почти ничего не поменялось:

Ретропоезд с паровозом - 13

Я видел немало паровозов, но все они были жутко статичны и стояли где-то в тишине. Работающий паровоз свистит, сопит, булькает и пускает пар передом и задом.

Ретропоезд с паровозом - 14

Ретропоезд с паровозом - 15

Ретропоезд с паровозом - 16

Из-за немного другого устройства тяги, поезд трогается чуть иначе, и движется не совсем равномерно, а характерными небольшими рывками. Это укачивает чуть больше, чем обычное движение на тепловозе или электровозе.

Ретропоезд с паровозом - 17

На вокзале дальше стоят ещё два:

Ретропоезд с паровозом - 18

Между прибытием «Ласточки» и отправлением ретропоезда 15-20 минут на стыковках (стыковки есть туда и обратно).

По вагонам в этот момент начинают ходить странные барышни:

Ретропоезд с паровозом - 19

Ретропоезд с паровозом - 20

Отставить барышень! Сначала надо рассказать про вагоны. В поезде было 5, но в нашем случае уже 6 вагонов. Один вагон-ресторан (32 места, столики по 4 человека) и 5 купейных на 39 и 42 места (компоновка 3+3, в одном из вагонов первое купе с одной стороной). Официально заявлено, что «интерьер вагонов выполнен в оригинальном дизайне «Николаевского экспресса», в стилистике конца XIX — начала XX века».

Ретропоезд с паровозом - 21

Ретропоезд с паровозом - 22

Первое, что меня насторожило — это вот эти самые купе для инвалидов с сопровождающими. Второе — вот эти хорошо знакомые отнюдь не николаевские дверные ручки в стилистике конца двадцатого века:

Ретропоезд с паровозом - 23

И да, догадка верная. Это аммендорфовские штабные вагоны! То есть поезд состоит из 5 штабных вагонов, одного вагона-ресторана, тендера и паровоза. Мне кажется, это рекорд по количеству штабных вагонов на пассажира в поезде — тут их 0,02 на человека. Это примерно на порядок больше обычного. Смотрим на купе дальше. Тут всё более-менее привычно:

Ретропоезд с паровозом - 24

А вот таблички все сделаны под ретро.

Ретропоезд с паровозом - 25

Ретропоезд с паровозом - 26

Правда, купе проводника ничем не отличается от обычных:

Ретропоезд с паровозом - 27

А вот на входе в вагон-ресторан:

Ретропоезд с паровозом - 28

Теперь сам вагон-ресторан:

Ретропоезд с паровозом - 29

Места в нём лучше занимать сразу. Или придётся стоять вот здесь:

Ретропоезд с паровозом - 30

Туалеты для инвалидов в одну сторону были открыты, в другую закрыты. Вообще, базовая стратегия такая: когда видите на туалете знак инвалида, но не видите никого рядом на каталке, надо сразу идти туда. Во-первых, это очень упрощает когнитивный выбор между двумя фигурками (их иногда рисуют так, что надо задуматься на несколько секунд), а, во-вторых, там обычно куда чище и куда просторнее, чем обычно. Так и тут:

Ретропоезд с паровозом - 31

Но пока я рассматриваю куски поезда, пассажиры рассматривают природу:

Ретропоезд с паровозом - 32

Актёры готовятся:

Ретропоезд с паровозом - 33

Ну и остальные делают селфи с лампами в оригинальном дизайне николаевского экспресса в стилистике конца девятнадцатого — начала двадцатого века:

Ретропоезд с паровозом - 34

Сочетание ретро и стандартов РЖД просто отличное. Например, панели над проходами явно из двадцать первого века, титан с кипятком из двадцатого (ну, в целом, как и подвагонные генераторы):

Ретропоезд с паровозом - 35

Интерьер купе из начала двадцатого:

Ретропоезд с паровозом - 36

Подстаканники и рафинад — из СССР:

Ретропоезд с паровозом - 37

Щётка для обуви:

Ретропоезд с паровозом - 38

Стоп-кран:

Ретропоезд с паровозом - 39

Надписи на вагонах современные:

Ретропоезд с паровозом - 40

Локомотивная бригада — вполне:

Ретропоезд с паровозом - 41

Рядом с пароразборной колонкой висит рация:

Ретропоезд с паровозом - 42

Уголь настоящий:

Ретропоезд с паровозом - 43

Топка тоже:

Ретропоезд с паровозом - 44

Ретропоезд с паровозом - 45

Помощник машиниста недавно топил (судя по лицу):

Ретропоезд с паровозом - 46

Свет в будке и снаружи на паровозе от его собственного парогенератора:

Ретропоезд с паровозом - 47

Но наушники и жилеты современные:

Ретропоезд с паровозом - 48

А чтобы вы окончательно сошли с ума, перейдём к игре. Точнее, как определил его режиссёр, перфомансу с элементами иммерсивного театра.

Спектакль

Напоминаю начало — вот эти двое буянят на станции отправления, пронося чемодан с дикими криками:

Ретропоезд с паровозом - 49

На каждый вагон приходится 3 актёра: двое бойцов-коммунистов и один враг народа. Сначала по вагонам проходят бойцы, стучат в каждое купе, представляются бойцами и читают короткую речь про то, что вы, как настоящий коммунист, должны помочь. О, кажется нас подслушивают! Нет, всё в порядке. Золото партии в поезде. Нужно его защитить.

Ретропоезд с паровозом - 50

Выдают томик Ленина с шифром:

Ретропоезд с паровозом - 51

Ретропоезд с паровозом - 52

И оставляют разгадывать. Шифр, кстати, очень живо напомнил мне лицензионную защиту поддосовых игрушек, основанную на том, что у пиратов нет на руках инструкции. Больше всего боли в своё время мне доставила King's Bounty — я предположил, что рано или поздно попадётся слово «army» и вводил его раз за разом. Где-то с 60-й попытки сработало. Но я отвлёкся.

Ретропоезд с паровозом - 53

Интересно происхождение книг — Карельский колледж культуры и искусств раньше был политическим учебным заведением, и у него в подвалах скопились труды Ленина, которые никто не выкидывал. Собственно, вот они и пригодились.

Книга Ленина оказывает совершенно очаровывающее действие на пенсионеров. Мало того, что им дали рафинад как в детстве, мало того, что их катают на ретропоезде (уже в этом месте они умиляются), но тут ещё вот это. Бабушка объясняет внучке всю суть того, насколько это важная книга в жизни советского человека, и почему её при этом никто не читал. Собственно, дальше внучка пытается взломать код, а бабушка ностальгирует:

Ретропоезд с паровозом - 54

На каждый вагон — свои актёры, всех обстукивают и отоваривают книгами примерно за 20 минут движения. И предупреждают, что это всё надо держать в секрете:

Ретропоезд с паровозом - 55

Кстати, пока не забыл. Может, кому-то нужен номер вагона, вот он:

Ретропоезд с паровозом - 56

Дальше даётся время поотгадывать. Там фразы вроде «ключ под ковриком», «ключ за лампой» и так далее, позволяющие найти ключ. Дальше по вагонам проходит третий актёр — враг народа. И старается получить либо ключ, либо книгу с шифром в каждом купе.

Ретропоезд с паровозом - 57

Здесь наиболее интересные сценки, потому что граждане творят самые разные чудеса — то сразу отдают ключ со словами про то, что они не поддерживают коммунизм, то пытаются задержать актёра в купе и вызвать бойцов. Хорошо, до связи пассажир-машинист и реальных побоев дело не доходит.

Потом зрители наслаждаются погоней (за каждым врагом народа в своём вагоне) и сбором книг обратно. Спектакль на этом заканчивается, поезд прибывает на конечную станцию, просьба всем освободить вагоны. Студенты одеваются и выходят на мороз и становятся совсем непохожи на дам в стилистике конца девятнадцатого — начала двадцатого веков:

Ретропоезд с паровозом - 58

Ретропоезд с паровозом - 59

Вообще, надо сказать, что при всей дикой простоте механики этой игры-перфоманса особо вариантов у режиссёра не было. Они вообще часто играют с пространством (делали спектакль на лестничной клетке, делали спектакль на перроне во время пересадки) и вот впервые попробовали поезд. Само устройство поезда диктует подходы к каждому отдельному купе — иначе без вариантов провзаимодействовать со всеми, площади для зрителей там нет. Формат перфоманса (так называется игра, где есть только одни строгие сюжетные рельсы, но при этом зритель может что-нибудь отчебучить) выбран потому, что народ может смотреть природу, делать селфи и вообще ненавидеть, когда его отвлекают. Это старая добрая пражская схема, когда в трактире в Детинице едокам показываются сценка за сценкой. Там несколько залов, и пары-тройки актёров ходят и устраивают свои мини-шоу в каждом. Про этот трактир у меня есть отдельная история про то, что может отчебучить зритель, но здесь всё логично. Единственное, что меня смущает — это шифр. Я бы, скорее, делал привязку к вагону, типа загадка на базе картин, совместный поиск и сопоставление предметов и так далее. Но в этой игре главное — сделать очень просто. Потому что важна атмосфера, а её задают уже костюмы.

Тренировались студенты в аудиториях у себя, набрасываясь на незнакомых людей. Могу сказать, что позы, речь и то, кто как и что говорит, засовываясь в купе, отработаны просто идеально. По результатам первого прогона больше половины пассажиров отгадывали квест, и многие взаимодействовали со шпионами (ловили и сдавали или сразу предавали родину). На будущее отметили, что надо делать код проще, и что на репетициях полвагона не бегало за актёрами с ними фотографироваться, и не было пробок из людей, идущих в ресторан.

Пассажирам спектакль анонсировали — в кассе предупреждали про это. Цена билета от спектакля не менялась. Второй спектакль был на следующий же день 3 ноября, но я застал только премьеру 2-го. Новость про два спектакля на Интерфаксе [3].

Возвращаемся к поезду

Итак, паровоз привёз пассажиров в тупик в Рускеале. Поворотного круга тут нет, второго паровоза с тендером сзади тоже нет, а сейчас должна прийти ещё одна «Ласточка», которую пустили дополнительным поездом на праздники.

Ретропоезд с паровозом - 60

Ретропоезд с паровозом - 61

Только планируется построить поворотный круг и всё остальное в парке — как и планируется сделать стыковку где-то с направления от Москвы. Но пока ничего нет. Поэтому машину никто не остужает.

Ретропоезд с паровозом - 62

Дальше паровоз дожидается, пока все свидетели уйдут…

Ретропоезд с паровозом - 63

И начинает тихо и без палева сдавать задним с остановки!

Ретропоезд с паровозом - 64

Сейчас он пропустит «Ласточку». Потом «Ласточка» уйдёт, он вернётся к вечеру снова с вагонами, отцепится, сзади прицепится другой паровоз:

Ретропоезд с паровозом - 65

Он доведёт поезд до Сортавалы. А наш пойдёт один тендером вперед с минимальным обзором из будки задом наперёд до самой Сортавалы. Потому что тот паровоз, который ведёт поезд в Сортавалу вечером, тоже проделал этот путь задом наперёд.

Ретропоезд с паровозом - 66

Ну а дальше вы уже знаете — стыковка в Сортавале, возврат к высоковольтной магистрали в Каменногорске, появление интернета за час до Петербурга, Финляндский вокзал, реальный мир. И воспоминания про то, как внушающе выглядит паровоз.

Вот посты Макса про то, как устроены паровозы [4] и вагоны [5], в блоге [6] вообще дофига наших постов про железные дороги и всё-всё-всё, а вот тут [2] ещё раз — можно выбрать один из таких поездов. Конкретный Рускеальский экспресс вот [7]. Поезда Петербург — Сортавала [8]. В следующей серии про то, зачем, собственно, ехать в Рускеалу, и какое отношение имеет сжигание мрамора к немецким кабель-каналам.

Автор: Сергей Абдульманов

Источник [9]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/transport/335635

Ссылки в тексте:

[1] мозг: http://www.braintools.ru

[2] вот на эту страницу: http://pass.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5161&layer_id=3290&id=2706

[3] на Интерфаксе: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/63774/

[4] паровозы: https://habr.com/ru/company/tuturu/blog/441714/

[5] вагоны: https://habr.com/ru/company/tuturu/blog/443348/

[6] блоге: https://habr.com/ru/company/tuturu/

[7] вот: https://www.tutu.ru/poezda/rasp_d.php?nnst1=2004266&nnst2=2005501

[8] Петербург — Сортавала: https://www.tutu.ru/poezda/rasp_d.php?nnst1=2004000&nnst2=2004266

[9] Источник: https://habr.com/ru/post/474688/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=474688