- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки

Намибия — это очень необычная для Южной Африки страна. Во-первых, там по-африкански безопасно. В смысле, что если вы передвигаетесь по улицам днём, то вас не ограбят, не убьют и не изнасилуют. С очень высокой вероятностью. Если вы боитесь за свою безопасность, знакомство с Африкой южнее Кении лучше начинать как раз с Намибии.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 1

Во-вторых, тут очень, прямо очень много животных, и можно за неделю увидеть всё то, про что вы только читали в детстве в африканских рассказах. Настолько удобного и разнообразного наблюдения я не встречал до этого ни в одном заповеднике — даже в знаменитом парке Крюгера в соседней ЮАР.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 2

В-третьих, тут, как и везде в Африке, очень странно.

Поэтому у нас опять минутка пятничного урбанизма с рассказом про страну с кучей полезных ископаемых, очень низкой плотностью населения и при этом достаточно развитую.

Откуда взялся Виндхук

Так называется столица страны. В столице живёт 335 тысяч жителей (правда, это данные 2012 года, и там много незаконной застройки). Всего в стране официально около 2,5 миллионов человек. Виндхук в среднем находится на высоте больше полутора километров над уровнем моря, что создаёт тут совершенно особенный климат: адски сухо, постоянно ветрено и сезон дождей выглядит примерно как у нас засуха. За редкими исключениями.

С одной стороны «Ветреный уголок», конечно, столица и экономический центр, а с другой — по нашим меркам довольно провинциальный город. Тем не менее, тут есть и огромные торговые центры, и университет и всё остальное положенное.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 3
Богатый район Клайм

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 4
Район средней богатости

Построили город во многом немцы, которые оккупировали регион в своё время, поэтому тут довольно высока доля немецкого населения. Потом территорию захватила ЮАР, а в 1990 была объявлена независимость.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 5
Лютеранская церковь ещё с немецких времён

Город состоит из старого немецкого ядра, новых жилых районов, промзон и трущоб. Трущобы тут очень похожи на тауншипы ЮАР, но несколько более капитальные — строятся не фекально-дендральным методом, а из профлиста и палок. В жилых районах до сих пор используются туалеты гравитационного типа, хотя всё чаще туалеты во дворах подключаются к канализации и воде.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 6
Обычная трущоба

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 7
Привезли воду

Электричество угольное централизованное и на базе солнечных батарей у тех, кто может себе это позволить.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 8

В самом Виндхуке, как следует из названия, постоянно дует ветер, но ветряки при этом используются очень редко, потому что они шумные. В поселениях подальше и на фермах ветряки уже основа питания.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 9
Это кафе. Russian — это лысая гладкая сосиска.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 10
Очень много вот таких домиков с ксероксом и компьютером — это потому что жителям постоянно нужно искать работу и снимать копии документов для подачи резюме. Компьютер для них дичь, всё делается через телефон.

Если провести медь для интернета, её тут же смотают и сдадут. Поэтому если вы не в дорогом жилом районе, для вас ставятся столбы с вайфаем — что-то подобное делал Голден Телеком в Москве и начинала Йота (у них сначала был немного переделанный Wimax, потом они перешли на LTE). Сотовый интернет вполне быстрый и приличный, примерно 500 рублей за гигабайт. Только местный МТС врёт, что покрытие 98% по стране. Это по населению, то есть заповедники и заказники без связи.

Официальный язык сейчас английский, но используется пять местных, африкаанс (это такой суржик на базе голландского, английского и немецкого), и, собственно, немецкий. Ндонга (один из местных языков) родной для примерно половины намибийцев. Читать умеют 85% населения (тоже на 2012 год).

Экспорт наполовину состоит из ископаемых (много урана, алмазы и разные металлы). Треть экспорта услуг — обработка иностранных туристов. Туристов приезжает сюда примерно как в Исландию, в 2017 году говорили про 1,5 миллиона человек со всего мира.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 11
Мёртвый жираф очень удобен для вывешивания шарфов, правда?

Страна плоская (за исключением пары возвышенностей около пустынь) и представляет собой сплошной буш — кустарниковую степь с деревьями, иногда уплотняющуюся до подобия леса. Поэтому тут удобно выпасать мелкий рогатый, средний рогатый и крупный рогатый скот. Самый мелкий рогатый, кстати, антилопа дикдик [1], она не очень вкусная, очень дикая и очень злобная. При нас один жестоко забодал стебель травы. Вообще, они отчаянные звери для своего размера.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 12

В аэропорту вы поменяете деньги и получите сразу две валюты: местный намибийский доллар и ранд ЮАР. Пугаться не надо. Доллар всегда следует за рандом и равен ему, поэтому ранд универсальнее: он ходит тут и в ЮАР. Но намибийским долларом у соседей не расплатиться.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 13
Рынок

Страна была одной из самых бедных в Африке (это при всех ископаемых и при довольно малом населении), но потом правительство решило, что надо очень много инвестировать в образование. Тут построили правильный университет и начали готовить инженеров в первую очередь.

Транспорт тут волшебный. Движение по городу — такси. Просто выходите на улицу и ловите машину с огромным номером на борту. Цена поездки примерно 90 рублей в любое место города, 120 — пригорода и 200 рублей, если вы хотите чего-то странного. При этом в машине уже могут быть пассажиры или водитель может их взять по дороге, если им в ту же сторону. Железная дорога тут исторически была одна и военная, ещё от немцев. Пассажирские вагоны тут рассматривают как необходимое зло и цепляют к товарнякам. Не нравится — езжайте автобусом. Есть фирменный поезд «Desert Express» до Свакопмунда — второго крутого и очень туристического города на побережье. Пара основных маршрутов асфальтирована, дальше вас ждут грунтовки. Движение левостороннее. Аренда машин развита хорошо, и в машинах будет трекер, чтобы вы что-нибудь не учудили. Авиация — прекрасная Air Namibia. Много легкомоторной авиации и площадок под неё.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 14
Лучшее, что может с вами случиться в Виндхуке — это посещение музея Транснамибийской железной дороги. Правда, после меня там чуть меньше экспонатов: их можно покупать! Теперь табличка с паровоза 1904 года лежит у нас в офисе.

Виза россиянам не нужна. Просто загран в руку и на паспортный контроль. Нужен адрес внутри страны (хотя бы отель на первую ночь).

Правильный способ передвигаться по Намибии — либо брать машину и объезжать страну, либо договариваться с нацпарками о трансферах к ним и обратно. Страховка очень рекомендуется, тут часто бывают ДТП со внезапно выскочившими на дорогу зверьками.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 15

Заранее проиграйте эту ситуацию в голове и запомните, что через мелких лучше проезжать насквозь, чем нырять с горной дороги вбок.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 16

А вот на этом мы ездили по городу. «Зато чинить легко, мы сами детали вытачиваем» — сразу пояснил водитель:

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 17

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 18
Машины группы. В багажник загружаются складные стулья, стол, фонари, инструменты, тарелки-вилки, два баллона газа и две горелки, есть холодильник со своим аккумулятором и возможность подключить бортовую сеть к городской. Кстати, этот холодильник будут проверять на выезде из нацпарков.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 19
Вот это важная часть багажника. Он не идеально герметичный, поэтому в сухую погоду нужно открывать лючок, чтобы набегающий воздух создавал избыточное давление внутри, и не засасывало пыль, которой тут просто немеряно. Но в дождь его нужно обязательно закрывать.

Лучше иметь наличные, с картами тут тяжело, но в основных точках расплатиться можно. На сайты тут особо не заморачиваются, интернет ещё не стал единой точкой правды, поэтому вам очень повезёт, если сайт будет. И чаще всего это будет Джумла со стандартными хедерами самой Джумлы. Зато есть газеты. И их читают.

Еда — тут можно попробовать всех антилоп (на них охотятся за пределами нацпарков, и они часть сельского хозяйства страны).

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 20

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 21

Можно заглянуть в обожаемый ещё с ЮАР «Food lovers market», который есть в торговых центрах, либо, если вы очень рисковый человек, зайти на рынок и купить себе консервированный шпинат:

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 22

Консервирован он, очевидно, засушиванием в лепёшки. Если вдруг вам не хватает белка в организме, а обычное мясо дорого, то просто помните, что в червях тоже много белка, и сушатся они тоже отлично:

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 23

Вот, знакомьтесь, женщина-торговка, которая получила гонорар за фотографию больше, чем свой дневной заработок на рынке:

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 24

ИТ развито по принципу «всё равно без этого уже никуда». Самое высокотехнологичное, что я видел за поездку — в обменнике в аэропорту работал парень с именем MC Cloudtechnologies. В качестве чека за обмен он нажал Printscreen (буквально, распечатал экран с формой, сколько и куда менять из местного аналога 1С). В дальнейшем этот лайфхак использовался в каждом обменнике по Виндхуку.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 25
Здравоохранение из серии «Лучше болейте в России», но буквально недавно тут была цепочка социальных реформ, и видно, как всё улучшается. Вот в торговом центре прямо островок с донорским пунктом.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 26
С одной стороны, по дороге нас встретил авторизованный механик Тойоты и спросил, всё ли в порядке. А с другой — вот так он починил хлопающий бардачок.

Ради чего ехать

В стране на удивление много интересностей. Самое главное, конечно, заказники (в том числе частные). Животные подходят прямо к вам. В заказниках категорически запрещено стрелять, потому что иначе пострадает экономика Намибии — звери разбегутся, а это треть экспорта услуг.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 27
Импалы, фастфуд Африки

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 28
Львиная семья подошла метров на 15 к дороге, чем через некоторое время образовала пробку.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 29
Это они от дождя прятались под особо удачным деревом

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 30
Саблерогая антилопа Oryx gazella и термитник

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 31
Увидеть его так близко — большая удача

Собственно, нацпарк состоит из кучи инфраструктурных сооружений, биостанции, фермы или подобия, центрального здания (обычно там ресторан, магазин и стойка регистрации), кучи домиков прямо на территории и кемпинга. Всё то, где вы должны ночевать, огорожено от крупного зверья. Остальное — территория зверей. Очень часто центральное здание ставится неподалёку от водопоя, чтобы вечером из ресторана наблюдать за тем, как весь буш приходит в гости. Вот типичный вид из окна (днём):

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 32

А вот в другом месте вечером:

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 33

Есть несколько видов активностей: сафари (вы в машине смотрите на зверей), трекинг (вы выслеживаете зверя), высиживание в скрадке (на самом деле рейнджер приносит вам стул и воду, а вы смотрите на выход из норки или что-то подобное).

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 34
Высидели суриката

И ещё прогулки с хранимым зверем. Есть часть животных, которых нельзя выпускать на волю либо из-за возраста, либо из-за того, что они восстанавливаются после операции, либо потому что их подобрали маленькими, и у них нет нужных навыков. Им цепляют радиомаяк и, как говорят туристам, «сейчас мы пойдём туда, где они гуляют утром, и прогуляемся с ними». На деле рейнджер чаще всего привозит зверя, паркуется в кустах и выпускает его:

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 35

А вы видите вот такое. Гладить нельзя, приседать нельзя, фотографировать с 3-5 метров — можно:

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 36
Гепард. Позвонил фермер, сказал «Я тут пристрелил гепарда, который пытался задрать козу, а у неё был котёнок». Не умеет охотиться на всё, крупнее курицы (там помогают инстинкты), поэтому в дикой природе не выживет.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 37
Каракал, кот-эльф. Это девочка, зовут Мисти, попала на станцию котенком от фермера с несколькими переломами. Вылечили и выкормили, но учиться ей тоже было не у кого.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 38
Выслеживание зверя с радиоошейником

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 39
Нашли, Электра пьёт воду из некогда полноводной реки. Кстати, леопарды очень умные в плане попадания на фермы: им не проблема прокопать лаз под забором или прыгнуть с дерева около него.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 40
На ночном сафари один рейнджер рассыпал слегка подгнивший салатик для гиен, а второй после кружения и рассматривания теней в кустах с красным прожектором привёз нас на этот пир. Да, кстати, тут есть раздельный сбор мусора. Но не из-за экологии, а из-за медоедов. Нужно запирать баки с органикой почти как сейфы.

Совершенно особый детский урок: кормление леопарда. В пеньке лифт, оттуда подаётся мясо. Вы (точнее, школьный класс) сидите в бункере, рейнджер держит руку на рычаге опускания заслонок:

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 41

При правильном подходе можно «сменить картинку» раз пять за одну поездку, смотрите:

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 42
Влажные нацпарки

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 43
«Долина смерти» в дюнах с деревьями, которые высохли примерно 800 лет назад.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 44
Цветущий буш

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 45
«Берег скелетов» — место, куда приносит остовы кораблей течением (на этом завелись бакланы)

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 46

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 47
Пустынные земли

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 48
И край света

В стране есть племена, например, Химба, прославившееся благодаря Нейшнл жеографик.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 49

У них стоянка недалеко от заправки, и за деньги они пускают внутрь:

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 50

Правда, пытаются постоянно что-то впарить:

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 51

Вот эта девочка зарабатывает на заправке. Сначала суёт два пальца в рот и говорит: «Же не манж па сис жур». Потом предлагает селфи с ней за сумму от 200 до 50 российских рублей.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 52

steaze [2] вот говорил, что фотографии прошлого поста только про бледнолицых. Вот, смотрите, как выглядят местные жители:

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 53

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 54

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 55

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 56

Стоит посмотреть пару поселений «на фронтире»:

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 57

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 58

И заглянуть на дюны.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 59

Безопасность

Стоит помнить, что ночью по городу не гуляют даже местные, камеру лучше держать руками перед собой (или доставать по необходимости) в городах, пить из заранее закрытой бутылки, по утрам вытряхивать обувь на предмет змей и насекомых.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 60
Это уже готовый стикер для телеграма. На самом деле — знак, поясняющий, что нельзя подбирать автостопщиков (конкретно тут — потому что они вас ограбят). При этом если вы подберёте автостопщика, а он вас почему-то не ограбит, позже вас оштрафует рейнджер, потому что закон есть закон.

Чем дальше вы от центра города, тем меньше антропогенная опасность и тем больше с вами хочет познакомиться природа. Если в Австралии достаточно соблюдать с десяток простых правил, то здесь угроза во многом исходит от насекомых.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 61
Некоторые просто хотят выпить ваше пиво

А некоторые не против полакомиться вашей кровью. Это не блики около фонарей, в кадре около двух килограммов москитов:

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 62

Обычно это степь, но в январе тут сезон дождей, и к вечеру она начинает гудеть комарами:

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 63

К счастью, сейчас уже есть нормальное средство от малярии, которое достаёт всех возбудителей, включая того хитрого плазмодия, который ныкался от хинина в печень. К несчастью, его продают только по рецептам (мне помогла карта «Тройка», которую я шлёпнул на стол и сказал, что это сильный русский рецепт, врач страдал, выписывал, а если вы не можете прочитать — ну, это ваша проблема).

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 64
Тест-системы можно купить за 150-200 наших рублей в почти любой аптеке. Фраза «Дорогой, у меня две полоски» имеет в стране несколько иной смысл.

Намибия: инфраструктура и что лучше знать до поездки - 65
Ну и если написано «Не выходи из машины» — лучше не выходить из машины

Ну вот примерно так. Теперь ссылки: чуть больше деталей про страну в нашем телеграм-канале: берег Скелетов [3], Долина смерти [4], про племя [5], Фаллаут-таун [6]. Вот прошлый пост про защиту животных [7] (некоторых берегут ради туризма, некоторых защищают как мы говядину, а некоторых осознанно и круто). Ну и на Хабре есть прекрасный хаб "Урбанизм [8]", где много всего про системы городов.

Автор: Сергей Абдульманов

Источник [9]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/transport/348026

Ссылки в тексте:

[1] дикдик: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BA%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B8

[2] steaze: https://habr.com/ru/users/steaze/

[3] берег Скелетов: https://t.me/tutuwow/27

[4] Долина смерти: https://t.me/tutuwow/37

[5] про племя: https://t.me/tutuwow/54

[6] Фаллаут-таун: https://t.me/tutuwow/65

[7] прошлый пост про защиту животных: https://habr.com/ru/company/tuturu/blog/487854/

[8] Урбанизм: https://habr.com/ru/hub/urban/

[9] Источник: https://habr.com/ru/post/490322/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=490322