- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
[1]
Автор иллюстрации: John Kenn
Зная, как пишутся некоторые виды произведений, можно облегчить себе их чтение. Это особенно полезно, если время для знакомства с материалом ограниченно.
Перед любым чтением важно поставить себе цель, например, получить удовольствие от художественной книги или узнать какую-то информацию из научной статьи. Постановка цели вместе со знанием структуры этого вида текста поможет быстро найти нужную информацию.
Почти все, что мы читаем, можно отнести к одной из трех структурных схем текста:
О этих форматах в статье и пойдет речь.
Документальная и научно-популярная литература относится к описательному формату. Он состоит из трех частей: введение, развитие, заключение. Сюда также относятся тематические статьи в СМИ, очерки, книги и учебники.
Если мы ограничены во времени, то скорее всего, берясь за научно-популярную или документальную книгу, заглянем в ее начало и конец. И это верно, ведь самая важная информация находится именно там.
Обычно в начале книги автор поднимает тему или вопрос и высказывает главную мысль книги. Затем тема развивается, а в конце предлагаются обоснованные выводы. Читая учебник, можно заметить, что эта структура повторяется, и повторяется она неоднократно.
Часто введение или первая глава излагает тезис или идею, причем структура главы будет по той же формуле: идея, развитие и заключение. В остальных же главах будет развиваться главная мысль или идея при помощи доказательств и опровержений различных фактов и теорий. В заключительной главе или эпилоге будут сведены все основные идеи автора и подведен итог.
Конечно, читая книгу или главу целиком, мы узнаем больше информации, чем при чтении только начала и конца. Иначе середину книги можно было бы убрать при редактуре. Причем иногда нельзя точно сказать, что для всех книг структура будет единой. В одних книгах в основной части содержится пошаговое развитие сложных идей, в других — маловажные иллюстрации и примеры.
Но в любом случае при ограниченном времени информации будет достаточно и после прочтения начала и конца материала. Но для этого необходимо определить цель чтения, тогда можно будет выработать план получения информации.
Например, читая научно-популярную книгу по наследственным заболеваниям [2], мы ставим перед собой цель [3] — узнать больше о причинах их возникновения.
Пробегаемся по оглавлению, так можно будет определить, в какой части материала интересующая нас информация. Определившись с местом поиска, читаем начало, открываем середину и смотрим — содержится ли там полезная информация или эта часть посвящена пространным рассуждениям, а после знакомимся с выводами в конце.
Для общего знакомства с материалом этого будет достаточно, все будет зависеть от необходимой глубины изучения материала.
Большая часть художественной литературы читается проще и она более доступна для понимания большинства читателей, так как основана на человеческом опыте, но по отношению к структуре текста — это не так.
При всей простоте чтения и понимания у художественной литературы сложная структура и организация. Научно-популярные и документальные тексты написаны для передачи информации, а вот художественная литература — это одна из форм искусства. Цель художественной литературы не научить чему-то, а дать ощутить чувственный опыт героев книги.
Такая структура характерна не только для рассказов, но и для романов. Она встречается внутри глав произведений, может накладываться друг на друга и перекрываться: у одного персонажа своя проблема, у другого — своя.
Знание структуры художественной литературы вряд ли поможет повысить скорость чтения, но может увеличить ее эффективность.
Для меня в чтении художественных произведений одна цель — получение удовольствия. Использовать методы скорочтения не удается, так как они не позволяют смаковать отдельные моменты произведений.
Многие чувствуют себя обязанными читать все статьи — от первой до последней строки, некоторые даже открывают их в новых вкладках или сохраняют в закладках — надеясь, что потом будет время ее прочитать. Со временем этот массив статей становится огромным, и даже может испортить нам настроение — мы можем начать ощущать чувство вины за то, что не прочитали, или считать себя обязанными прочитать их.
Ничего хорошего в этом нет.
Одна из причин быстрого чтения статей — наличие фоновых знаний: чем больше знаний по теме, тем быстрее удается прочесть материал. Во многих источниках статей информация обновляемая — там редко появляются принципиально новые виды данных. Чаще всего это просто обновление имеющихся или дополнение того, что было описано ранее.
Таким образом, читая день изо дня один и тот же источник, мы увеличиваем свою фоновую базу.
Еще одна причина быстрого чтения статей — их структура. Большинство статей тематические, это можно определить по источникам или разделам.
Для тематических статей чаще всего характерна структура научно-популярной и документальной литературы с четко выделенным введение и заключением, и потому методы чтения научно-популярной литературы подходят и для тематических статей.
У чтения новостей другая цель — узнать последние события, реакцию на них и мнение о произошедшем. Новости — самый быстрочитаемый формат. Это сообщения на первой странице новостных и информационных сайтов и большинство этой информации устареет уже к завтрашнему дню. Иногда они могут не терять актуальность несколько дней или даже недель.
Структура новостей — перевернутая пирамида: самая важная информация находится в начале, а все что следует дальше — менее значимо. Благодаря такой структуре проще всего завладеть вниманием читателя, а еще любое новостное сообщение можно сократить после первого абзаца или в любом другом месте, не потеряв информационной ценности.
На этом серия статей по книге «Скорочтение» Питера Кампа [4] закончена. Тех, кому интересно изучение скорочтения, приглашаем в тематическую группу на Smartprogress [5], в ней вам помогу с изучением и вы сможете получить поддержку сообщества.
Читайте больше наших статей в нашем блоге: SmartTalks [8]
Автор: SmartProgress
Источник [9]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/uchebny-j-protsess-v-it/243453
Ссылки в тексте:
[1] Image: https://habrahabr.ru/company/smartprogress/blog/321770/
[2] наследственным заболеваниям: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_наследственных_заболеваний
[3] ставим перед собой цель: https://smartprogress.do/?ac=648
[4] «Скорочтение» Питера Кампа: https://ad.admitad.com/g/laq08uprbv6104d6493e5799280e31/?ulp=http%3A%2F%2Fwww.mann-ivanov-ferber.ru%2Fbooks%2Fmolnienosnoe_chtenie%2F
[5] тематическую группу на Smartprogress: https://smartprogress.do/goalGroup/67?ac=648
[6] Скорочтение. Как читать в восемь раз быстрее, если тебя преследуют демоны: https://habrahabr.ru/company/smartprogress/blog/317400/
[7] Скорочтение. Как запоминать и понимать больше, если научился читать в восемь раз быстрее: https://habrahabr.ru/company/smartprogress/blog/319648/
[8] SmartTalks: http://smarttalks.club/
[9] Источник: https://habrahabr.ru/post/321770/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=best
Нажмите здесь для печати.