Студент в ИТ: учиться нельзя работать

в 15:01, , рубрики: Карьера в IT-индустрии, Учебный процесс в IT

Не раз встречала здесь статьи о собеседованиях в ИТ-гигантнах, европейско-американских компания и прочих, довольно сказочных для меня местах. Возможно, и у меня такая будет. Но сейчас я хочу поделиться историей более приземленной.

Мне никогда не сиделось на месте, и к окончанию второго курса я успела побывать в роли официанта, администратора, пораздавать предвыборные газеты и поварить пельмешки на дегустацию в супермаркете (до сих пор считаю, что это была первая и лучшая работа). Но в скором времени я поняла, что пора включать мозг, а не только обаяние, и принялась искать работу по специальности бизнес-аналитика.

Без опыта тут можно было рассчитывать только на стажировку. Жила я не в самом маленьком городе, но пальцев двух рук вполне хватало, чтобы перебрать возможные варианты. В 8 из 10 компаний подходящий позиций не нашлось, в 9-ой мне сразу отказали. Причиной отказа стало плохо выполненное тестовое задание. К слову, все вопросы в задании были по бухгалтерскому учету. Спустя три года я по-прежнему не понимаю, как знание налоговых вычетов должно было помочь работодателю оценить перспективность будущего ИТ-специалиста. А ведь компания входила в тридцатку крупнейших по мнению CNews100, и от них, в первую очередь, стоило ожидать адекватных процессов приема персонала.

И вот, когда я совсем отчаялась, пришел ответ из другого системного интегратора. Дальше, по старой схеме — тестовое задание, более подходящее в этот раз. Тут были и бизнес-процессы, и управление требованиями, и оптимизация затрат. Чем я тогда взяла? Мне кажется, большими честными глазами и здравым смыслом (хотя второе — это не точно).
Следующие два года прошли как надо: я участвовала во внутреннем проекте, помогала во внешних, занималась развитием, писала диплом. У меня был классный руководитель, отзывчивые коллеги. Учеба и работа идеально дополняли друг друга. Но, вот незадача, спустя два года мне стало скучно. И пока мои одногруппники составляли свои первые резюме, я собрала свои вещички и переехала в Питер. Поводом (но не причиной) стало поступление в магистратуру.

С переездом наступила пора разочарований. Качество образования не радовало: пары регулярно отменялись, преподаватели показывали свой характер, предметы не содержали ничего, что нельзя было нагуглить. Технические собеседования приносили много боли, а вопросы HR-ов о возвращении в родной город и переезде в Москву заставляли сомневаться в сделанном выборе. Не спасали и мотивационные письма с клятвами верности: питерские ИТ-компании оставались ко мне равнодушны.

Решено было пойти хоть куда-нибудь. Контора была выбрана довольно сомнительная, но именно в ней я сделала важный шаг – от бизнес-аналитика к системному. И спустя 8 месяцев снова пустилась в поиски. Я была удивлена, и на этот раз приятно. 3/3 приоритетных вариантов дошли до финальной стадии. Это было что-то новенькое – выбирать самой, а не листать ленту с отказами. Сейчас я работаю в банке на должности старшего специалиста. Прошло совсем немного времени, но чувствую, что как никогда близка к желаемому. Но, как говорится, на ложку меда всегда находится ложка магистратуры дегтя.

За первый год обучения я прослушала несколько интересных предметов, встретила пару вдохновивших преподавателей, написала статью и выступила на конференции. Какова была цена? Потерянное время, деньги и подавленная агрессия к администрации университета. Нет, это не крик души. Просто наступил тот момент, когда время в дефиците, и хочется им эффективно управлять. Многие считают, что учеба только студентам и нужна, и отношение к ним может быть соответствующее. Однако в то время, как вуз получает гранты, преподаватели — публикации, а деканат — дешевую рабочую силу, пора переходить к более проактивным отношениям.

Что еще меня расстраивает в универе – это мои одногруппники (не все, но порядочная часть), которые уверены в том, что на них нет спроса на рынке. Технически компетентные, трудолюбивые и сообразительные, они сильно отстают в личностных компетенциях. Не понимаю, почему в универе учат учиться, а работу искать никто не учит? Особенно в условиях, когда учебные программы порядком отстают от новых технологий, которые потом приходится применять на практике.

Сейчас мне кажется, что мое первое трудоустройство было преждевременным. Нужно подготовить рабочую почву и твердо ступить на нее с дипломом, а не бежать впереди паровоза. Так, чтобы работа стала логическим продолжением учебы, а не была брошена одновременно с ней. Ну вот, я попыталась сделать статью более мнительной, но, похоже, в моем случает запятой и не пахнет. Работать и точка.

В завершение пара скромных советов от студента к студенту (а может, и не только):

  1. Не надо бояться облажаться. Это в любом случится. И не один раз. Любой негативный опыт стоит воспринимать как знание, которое можно переработать и использовать в будущем.
  2. Не надо зацикливаться на одной компании. Выбирая себе кумира, мы выбираем его образ, созданный на рынке труда. Реальное положение вещей может отличаться.
  3. Другие люди – основной источник практических знаний. Всегда нужно искать вокруг коллег, у которых можно чему-нибудь научиться.
  4. Не надо бояться оказаться в кругу людей умнее тебя. Обратно — это нужно сделать своей целью.

Надеюсь, после прочтения статьи, какой-нибудь студент возьмет себя в руки и пойдет искать работу. Ну или какой-нибудь опытный специалист растопит свое сердце и станет более открытым для обмена опытом с младшими коллегами.

Автор: незнакомец

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js